Древнерусская легенда о «кающемся» бесе (к проблеме апокатастасиса)

Автор: Пигин А.В.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.5, 1998 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению бродячего сюжета о покаянии дьявола в древнерусской литературе. В центре внимания – переведенная с греческого языка «Повесть о бесе Зерефере», входившая в состав древнерусских патериков и «Книги житий святых» Димитрия Ростовского. В статье прослеживается литературная история этого памятника в рукописной традиции конца XIV-XVII вв. Рассматриваются также повести из «Великого Зерцала» и другие письменные и устные варианты легенды. Автор приходит к выводу о большой вариативности сюжета в русской словесности: невозможность покаяния для беса – его мечта о спасении, но нежелание смириться – состоявшееся покаяние. Анализируется связь сюжета с богословским учением об апокатастасисе (всеобщем восстановлении в конце времен), которое было разработано в древности Оригеном и Григорием Нисским.

Еще

Средневековая легенда, бродячие сюжеты, покаяние дьявола, преломление богословских идей в легенде

Короткий адрес: https://sciup.org/14749097

IDR: 14749097

Список литературы Древнерусская легенда о «кающемся» бесе (к проблеме апокатастасиса)

  • Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного. Тексты, латинский перевод и исследование//Чтения в Обществе истории и древностей Российских. М., 1910. Кн. 4. Вып. 2. С. 112.
  • Tubach F. Index Exemplorum. A Handbook of Medieval Religious Tales (FF Communications. № 204). Helsinki, 1969. P. 134. (№ 1637).
  • Матушевский И. Дьявол в поэзии. История и психология фигур, олицетворяющих зло, в изящной словесности всех народов и веков//Русская мысль. 1901. № 10. С. 87-98.
  • Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxelles, 1957. Т. 3. P. 201. (De diaboli poenitentia).
  • Яцимирский А. И. К истории апокрифов и легенд в южно-славянской письменности//Известия Отделения русского языка и словесности за 1909 год. СПб., 1910. Т. 14, кн. 3. С. 138-140.
  • Ковтун Л. С. Азбуковники ХVI-ХVII вв.: старшая разновидность. Л., 1989. С. 194.
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 203-204
  • РНБ, собр. Погодина, № 1300, л. 186-189 об.
  • Combefis F. SS. Patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis, et Andreae Cretesis Opera omnia. Parisiis, 1644. P. 91-115.
  • Possinus P. Thesaurus asceticus. Tolosae, 1683. P. 255-265.
  • Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem verhältnis zu den grossen Kappadoziern. Tübingen; Leipzig. 1904. S. 58-59.
  • Иванова К. И. Рукописи И. П. Лаптева в собрании М. П. Погодина//Археографический ежегодник за 1982 год. М., 1983. С. 190-191.
  • Шевченко С. Повесть о бесе Зерефере, изданная в 1626 году Киево-Печерской Лаврой//Русский филологический вестник. 1915. № 2. С. 325-333.
  • Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности. Труды славянской комиссии Московского археологического общества. М., 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 152, 326
  • Амфитеатров А. В. Дьявол. Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков//Амфитеатров А. В. Собр. соч. СПб., б. г. Т. 18. С. 385-386, 388
  • Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. С. 58
  • Schmücker A. Gestalt und Wirken des Teufels in der russischen Literatur von ihren Anfängen bis ins 17. Jahrhundert. Hamburg, 1964. S. 40, 44, 64.
  • Ровинский Д. Русские народные картинки//Сборник Отделения русского языка и словесности. СПб., 1881. Т. 26. С. 543; Т. 27. С. 205-206, 425.
  • Послания Иосифа Волоцкого/Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 340-341.
  • Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов ХIХ века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974. С. 312-315
  • Смирнов И. П. Древнерусские источники «Бесов» Достоевского//Русская и грузинская средневековые литературы. Л., 1979. С. 217-220.
  • Sinany H. Bibliographie des oeuvres d'Alexis Remizov. Paris, 1978.
  • Русская литература. 1988. № 1. С. 220.
  • Capaldo M. L'Azbučno-Ierusalimskij Paterik (Collection Alphabetico-Anonyme Slave des Apophthegmata Patrum)//Полата кьнигописьная. 1981. № 4. С. 35 (№ 13).
  • РНБ, собр. Гильфердинга, № 50, л. 322-325 (ХIV в.)
  • Софийское собр., № 1420, л. 368 об. -372 (ХVI в.)
  • ИРЛИ, Северодвинское собр., № 551, л. 152-155 об. (ХVI-ХVII вв.)
  • БРАН, 33.17.1, л. 154-161 (ХVIII в.)
  • РНБ, Q.I.899, л. 99-104 старой пагинации (ХIV-ХV вв.)
  • собр. Титова, № 4458, л. 280-285 об. (ХV в.)
  • Соловецкое собр., № 295/315, л. 478 об. -482 об. (ХVII в.)
  • ГИМ, Музейское собр., № 106, л. 180-189 об. (ХVIII в.)
  • Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. День 31. М., 1914. Вып. 14. Тетрадь 1. Стб. 2766-2770
  • ГИМ, Музейское собр., № 92, л. 131-138 (ХVII в.)
  • БРАН, 4.7.7, л. 423-427 (ХVII в.)
  • собр. Колобова, № 211, л. 106-107 (ХVIII в.)
  • Кириллические издания старообрядческих типографий конца ХVIII-начала ХIХ века. Каталог/Сост. А. В. Вознесенский. Л., 1991. С. 146 (№ 90)
  • Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Январь. Киев, 1695. л. 463-464 об.
  • ИРЛИ, Северодвинское собр., № 106, л. 95 об. -100 (ХVIII в.)
  • Латгальское собр., № 118, л. 62 об. -69 об. (ХVIII в.)
  • РНБ, Соловецкое собр., № 257/257, л. 135-140 (ХIХ в.)
  • Святитель Афанасий Великий. Творения: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 184.
  • Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. С. 271-272 (1-й «приклад»), 359 (2-й «приклад»)
  • Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895. С. 186, 203
  • Владимиров П. В. Великое Зерцало: (Из истории русской переводной литературы ХVII века). М., 1884. С. 21 (приложение № 2), 66 (приложение № 3).
  • Caesarii Heisterbacensis monachi Dialogus miraculorum, textum recognovit J. Strange. Coloniae, Bonnae et Bruxellis, 1851. V. 1. P. 143-144, 290.
  • Ардашев П. Цезарий Гейстербахский (Черты средневекового настроения и мировоззрения)//Книга для чтения по истории Средних веков/Под ред. П. Г. Виноградова. 5-е изд. М., 1915. Вып. 2. С. 629, 632.
  • РНБ, собр. Вяземского, Q. 251, л. 207-214; Q.I.1160, л. 104-109 об.
  • Мендельсон Н. М. Демонологическое сказание ХVIII века//Известия Отделения русского языка и словесности. СПб., 1902. Т. 7. Кн. 2. С. 79-96
  • РНБ, собр. Погодина, № 1382, л. 741
  • Кирпичников А. И. Суждение дьявола против рода человеческого//Памятники древней письменности. СПб., 1894. Т. 105.
  • РНБ, Q.I.232, л. 23.
  • ИРЛИ, собр. Каликина, № 77, л. 248-251 (ХIХ в.)
  • Народные русские легенды А. Н. Афанасьева/Сост. В. С. Кузнецова. Новосибирск, 1990. С. 125-126.
  • Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 226.
  • Попов И. Григорий Нисский//Православная богословская энциклопедия. Пг., 1903. Т. 4. Стб. 641.
  • Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский как моралист. Этико-историческое исследование. Могилев-на-Днепре, 1886
  • Несмелов В. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887-1888
  • Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914
  • Лурье В. М. Послесловие//Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 154-163
  • Балашов Н. И. От Оригена к Достоевскому. (Надежда на возможность конечного спасения и ее проявление в литературе и живописи)//Русское подвижничество. М., 1996. С. 512-523.
  • Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994. С. 138.
  • Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 354.
  • Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 51.
  • Спасский А. Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними//Богословский вестник. 1907. Июнь. С. 360.
  • Булгаков С. О Богочеловечестве. Paris, 1945. Ч. 2: Невеста Агнца. С. 533.
  • Лосский Н. Условия абсолютного добра. Основы этики. Париж, 1949. С. 182-183.
  • Стихи духовные/Сост. Ф. М. Селиванов. М., 1991. С. 226.
  • Попов А. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа. Казань, 1883. С. 201.
  • Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе, издаваемым при Московской Духовной Академии. М., 1851. Ч. 1. С. 368-379.
  • Черная Л. А. О христианском открытии человека в русской литературе ХI-ХIII веков//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1995. Сб. 8. С. 28.
  • Смирнов С. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 34.
  • Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие: (Конспекты лекций). 2-е изд., испр. Вильнюс; М., 1992. С. 102-103.
  • Соловьев В. С. Ориген//Соловьев В. С. Собр. соч. СПб., 1907. Т. 9. С. 193
  • Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. (Репринтное издание). М., 1992. С. 187.
  • РНБ, собр. Погодина, № 1300, л. 189
  • Веселовский А. Н. Историческая поэтика Л., 1940. С. 376.
Еще
Статья научная