Дуализм внутреннего мира человека
Автор: Катунина Надежда Сергеевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 4 (12), 2012 года.
Бесплатный доступ
Исследуются специфические уровни духовности человека. Автор полагает, что во внутреннем мире человека можно выделить два уровня духовности: рациональный (сознание) и экзистенциальный (душевная жизнь).
Духовность, душа, внутренний мир, объект, рациональность, сознание, субъект, уровни, человек, экзистенция
Короткий адрес: https://sciup.org/147202867
IDR: 147202867
Текст научной статьи Дуализм внутреннего мира человека
Традиционно философы выделяют три уровня духовности: личностный, социальный, трансцендентный. Предметом данного исследования выступает внутренний мир человека. Сложность изучения природы духовности личности заключается в том, что в самом субъекте (внутреннем мире человека) возникает деление на субъект и объект. Субъектом познания внутреннего мира выступает сознание человека (рассудок и разум), объектом — сфера бессознательного, в которую включается душевная жизнь. Проблема выделения уровней духовности внутреннего мира человека связана с разграничением сознания и душевной жизни.
Следует сказать, что духовность личности, в соответствии с концепцией сознания в широком смысле, представляется одноуровневой, включает в свое содержание телесноперцептивные способности, логикопонятийную, эмоциональную и ценностносмысловую компоненты, явления бессознательного.
В соответствии с этой концепцией чувства и мысли должны возникать одновременно в одном физиологическом органе человека — мозге. Причем допускается, что знание, идеи должны конституировать чувства и личность в целом. Сообразно с этим чувства и мысли человека должны быть психофизиологически качественно однородными, идеальными и тождественными.
Впервые диалектическое различение уровней души и сознания предпринял Гегель [3, с. 126–239]. Душа — своеобразный микрокосм и локализована в телесном образе человека, проявляется как центр, власть, господствует над миром чувствования. Сознание появляется только в зрелом возрасте человека, как осознание бессознательного и дано нам только в осмысленной форме [3, с. 128–129]. Гегель полагает, что душа проявляется в детстве, отрочестве, а сознание — в зрелом возрасте, разделяя их во времени и в пространстве.
А. Ухтомский отмечал, что сознательная, самоуправляющая личность есть редкое и очень труднодостигаемое состояние. В человеке господствует дурман страстей. Н.Е. Введенский был прав, когда говорил, что подлинная сознательная, самопонимающая деятельность есть редкое состояние человека — отдельные острова посреди преобладающего «моря стихийного волнующего психофизического ширения» [8, с. 255].
Опыт феноменологического исследования показывает, что существуют «интервалы сознания» — в состояниях аффекта, гипноза, комы, сна. Мышление (рассудок) выключается, становится пассивным и уходит на периферию психологического пространства. Человек в это время эмоционально живет переживаниями чувств. На «разрывы сознания» в период сильного переживания указывает В.Ю. Сухачев: «…феномен у Гуссерля — это данность действительности непосредственного Anschauung, устремленного на что-либо, то есть действительность взгляда Anschauung, содержащая непосредственное знание об этом что-либо и ограниченное горизонтальностью “сознательной жизни”. Однако попытка такого анализа ведет к своего рода эпистемическому сумасшествию:
Катунина Надежда Сергеевна — доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения; Владимирский государственный университет; 600000, Владимир, ул. Горького, 87;
мы наталкиваемся при анализе Zebenswelt на нечто такое, что трудно назвать знанием, а еще трудно назвать, что не столько дано, сколько придано сознанию. Вот именно здесь и начинается неприятный и болезненный процесс: сумасшествие, сход с ума — знание ищут там, где его быть не может, в этих разрывах сознания есть поступок, акция, страсть, ощущение, тело, но ни в коем случае там нет познания, сознания и даже языка» [6, с. 114].
Противоречивость внутренней жизни человека наиболее емко выразил русский философ С. Франк: «В той мере, в какой жить важнее, чем сознавать, душевная жизнь есть прежде всего реальная сила, и она лишь производным образом является идеальным носителем сознания. Сознание и жизнь, будучи связанными между собой, в то же время сущностно антагонистичны: чистое сознание есть бездействие, душевная смерть; чистая жизнь, как всемогущая сила есть совершенная слепота сознания» [9, с. 428].
Эти идеи подтверждаются классическими психологическими экспериментами В. Вундта, Вл. Бехтерева с метрономом по определению границ ясного сознания [1, с. 210–214; 2, с. 49– 51].
Эксперименты показали, что осознаются чувства, переживаемые с частотой в интервале 0,25–0,5 сек. Остальные чувства протекают бессознательно. Эксперименты Э. Пеппеля свидетельствуют, что из тысячи одновременностей ощущений и чувств лишь десять теоретически, а практически семь достигают порога сознания, т.е. частота 990 чувств выше порога восприятия сознания [7, с. 82–89]. Следовательно, человек слышит только то, что произносится с частотой 0,3–0,5 сек. соответственно не видит 25-й кадр. Между переживаемым чувством и его откликом в сознании проходит 3 сек. (см. табл.).
Опыт психологических наблюдений показывает, что люди, обладая знаниями о нравственности, нередко ведут себя безнравственно. Если знания конституируют поведение человека, то лишь частично. Характер взаимосвязи мыслей и чувств можно условно определить как мозаичный, дискретный. Неодновремен-ность существования чувства и его осмысления (отклика в сознании) позволяет выделить душу как способ организации процесса переживания потока чувств (см. табл.).
Таким образом, во внутреннем мире человека существуют два уровня: сознание, в узком смысле рассудок, разум (функция — мышление, результат — знание) и душевная жизнь. Между тем требует осмысления соотношение рациональности и экзистенциальности, так как рациональность рассматривается в качестве основы духовности человека в концепции сознания в широком смысле, включающем в свое содержание душевное переживание.
Душевная жизнь является содержанием духовности человека и характеризуется экзистен-циальностью. Экзистенция — переживание чувств в пограничных состояниях: жизни и смерти, одиночества, свободы, катастроф (экстремальных ситуаций). Экзистенция — ярко переживаемое чувство души, единично и мгновенно, само-бытие-в-мире человека. Чувство — экзистенция, как судьба человека, в точке бифуркации определяет всю дальнейшую жизнь. Исходной клеточкой душевного уровня выступает переживание как живое чувство, «жизненный порыв». Время настоящего длится в течение переживаемого чувства. Определяющее значение настоящего времени жизни чувства — создание будущего как ожидания. Поэтому эк-зистенциалы: решимость, надежда — направлены на достижение состояния бесстрастия и духовного бессмертия. Примером этому может служить поведение Сократа перед лицом смерти: философ был спокоен, переживал радость встречи с богом [5, с. 7–22].
Время есть форма измерения длительности протекающих процессов. Единицей измерения жизни природы выступает движение тел. Если же измерять длительность событий жизни человека, то масштабом выступает переживаемое чувство. Поэтому экзистенция лежит в основе понимания истории как сферы выбора и ответственности, ожидания и свершения, где человек реализует себя. Из этой «экзистенциальной душевной заброшенности» нельзя вернуться назад или, минуя ее, перенестись в будущее, в отличие от сознания, способного осуществить телепортацию в любой исторический период.
Трансценденция полагает выход экзистенции за свои пределы — контакт с Ничто. М. Хайдеггер определяет Ничто как бытие — присутствие в человеке, данное в переживае- мых чувствах души. Если в трансценденции усматривать лишь экзистенцию, направленную на Ничто — смерть или пустоту, то действительно экзистенциализм выступает как философия отрицания, не имеющая содержательного критерия выбора. Только понимание транс-ценденции как стремления человека обрести себя в Боге дает личности содержательный критерий выбора — чувства веры, любви к Богу и людям.
Выход за пределы себя в трансценденции происходит в рамках внутреннего мира человека. Именно там человек должен найти Бога. Контакт с трансцендентным миром осуществляется в сердце человека — сфере переживания чувства. В данный момент, наряду с сердцем, работает правое полушарие с присущим ему образным мышлением, позволяющим описать контакт с трансцендентным миром с помощью языка символов, знаков, метафор. Объективируя свои знания и чувства в продуктах культуры, человек разрывает цепи одиночества, приобретая духовное бессмертие.
Предстояние человека перед лицом смерти не надо упрощать и доводить до абсурда, трактуя как поиск и стремление к смерти. Речь идет о переживании состояния мгновенности чувств: любви, счастья, радости и хрупкости внутреннего духовного мира. Это состояние напряженности, активности и творческой устремленности к увековечиванию себя в духовных произведениях культуры (искусства, науки и др.). Ощущение хрупкости, мгновенности чувств делает переживания человека глубокими, острыми, подталкивает его к творению добрых дел, покаянию, очищению. Таким образом, в экзистенции и трансценденции доминирует духовная жизнь.
Сознание как уровень духовности человека характеризуется рациональностью; однако сознание необходимо понимать в узком смысле, исключающем живое переживание, явления подсознания, сверхсознания как элементы бессознательного. Чувства души отражаются в сознании человека в форме знания, нравственных ценностей. Сознание — идеальная форма отражения, осмысления внутреннего и внешнего мира, индуцированная реальностью форма организации мысленного процесса, акселератор (ускоритель) духовности человека, выступает субъектом внутреннего мира человека (см. табл.).
Критериям эмпирико-рациональной модели (ЭРМ) удовлетворяет только научное познание. Рациональность сознания в узком смысле шире ЭРМ, так как включает образное мышление, идеалы, ценности.
Представляется интересным выделение видов рационализма: онтологического, гносеологического, этического, теологического. Выделение этического и теологического рационализма позволяет душевную жизнь определить в качестве квазирациональной. Душевная жизнь по своей природе бессознательна, однако есть внутренняя логика возникновения и развития чувств души. Например чувство любви возникает на основе чувств желания, сострадания, заботы и даже, в некоторых случаях, ненависти. Духовный опыт, как показали Платон, Августин, Вл. Соловьев и др., имеет собственный порядок, организацию, уровни, стадии, цели, аксиомы и в этом смысле «рационален». Так, для духовного роста необходимо физическое воздержание, очищение сознания и душевной жизни от негативного.
Расширение «поля рациональности» за пределы классического рационализма происходит на основе «жизненной рациональности», которая позволяет «эмоциональной и экзистенциальной сфере» участвовать в интеллектуальном выборе когнитивных процессов. Можно назвать следующие когнитивные процессы: репрезентация — амбивалентный, по природе, феномен одновременного представления — отражения объекта и его замещения — конструирования посредством «образного мышления» (ассоциативно: крик — образ страха — лев), эмоционального понимания душой человека; конвенция — обязательное событие коммуникативной по природе, но экстраординарной деятельности в живом творчестве ученого-новатора; интерпретация — способ бытия души, которая понимает, переживает столкновение с экзистенциальной реальностью другого в процессе общения. Именно жизненная рациональность экзистенциально-антропологического типа деятельности эмпирического субъекта делает рациональность «открытой» и виртуально углубленной [4, с. 18–20]. Например, «жизненный мир» Э. Гуссерля, как форма первоначальных очевидностей и субъективной донаучной
(допонятийной, довербальной) практики, интерсубъективного опыта; «жизненный порыв» А. Бергсона, как развертывание жизни и основа эволюции всех стадий и форм; «метафизики созерцания жизни» Г. Зиммеля с его «потоком жизни» и формами культуры «более-жизнь»; «более-чем-жизнь»; морфология культуры О. Шпенглера, центром изменений которой выступает душа человека; «формы жизни» по Л. Витгенштейну и т.д.
Рациональность — область осознаваемых чувств — переживаемых с частотой, доступной для осмысления. Аффект — состояние душевной жизни, когда интенсивность переживаемых чувств делает невозможным их осмысление — это иррациональное состояние. В «интервалах сознания» есть экзистенция — существование чувства на границе его возникновения и распада, переживание чувства в настоящее мгновение (в интервале 0,003–0,3 сек.) иррационально и бессознательно. Между тем в это мгновение может присутствовать организованность, системность чувств, создавая деятельность души, переживающей эти чувства сердцем и понимающей их посредством «образного мышления» — ассоциативно, метафорически, символически. Поэтому рациональность в сфере душевной жизни мнима — это квазирациональность. Сообразно с этим экзистенциальность в сфере сознания мнима, ибо нет чувств. Идеи, рожденные умом, не умирают в мгновение, как чувство, сохраняются памятью и поэтому относительно вечны.
Все сказанное позволяет сделать вывод — рациональное сознание и нравственная душевная жизнь являются уровнями духовности человека. Рациональность и экзистенциаль-ность — свойства сознания и душевной жизни. Доминантой рациональности выступает разум, мышление. Доминантой экзистенциальности является душевная жизнь. Рациональность и экзистенциальность — векторы духовности человека — пронизывают уровни сознания и душевной жизни. Квазирациональность характеризует душевную жизнь и духовный опыт. Ква-зиэкзистенциальность присуща сознанию в пограничных ситуациях: размышления о жизни, смерти, одиночестве, свободе и др. Состояния экзистенциальности возбуждают, интенсифицируют жизнь сознания (инсайт-озарение в момент научного открытия), делают его творческим, свободным, способным на ломку старых парадигм, на открытие новых идей (обоснование гипотез).
На уровне душевной жизни в духовности человека действуют иные критерии рациональности (идеалы, нравственные ценности, нормы), выступающие в качестве цели, аксиом духовной, душевной жизни. Действительно, идеалы и нравственные ценности ограничивают «пространство» духовной, душевной жизни.
Следовательно, состояние рациональности организует хаос сознания. В душевной жизни роль организующего центра выполняет душа человека, а в сознании — разум. В качестве материала для размышления служит таблица. Рациональность духовности человека: гуманистична — нравственна (с позиции добра и зла), эстетична (присутствие прекрасного), ориентирована на социальные и религиозные идеалы. Духовное сознание отражает душевную жизнь и должно соответствовать нравственным чувствам. Рациональность саму по себе нельзя рассматривать в качестве уровня духовности человека. Квазирациональность присуща душевной жизни, а квазиэкзистенциональность — рациональному сознанию. По сути, рациональность выступает в качестве меры и вектора сознания. В своей основе экзистенциальность выступает в качестве меры и вектора душевной жизни. Квазирациональность и квазиэкзистенциальность представляют собой качественно измененную форму рациональности и экзистенциальности. Суть изменения в том, что субъектом рациональности выступает разум, а субъектом квазирациональности — душа. Сообразно с этим субъектом экзистенциальности выступает душа, а субъектом квазиэкзистенциальности — разум. Данное понимание уровней духовности человека и их соотношений с рациональностью и экзистенцией позволяет нетрадиционно рас- смотреть понятия «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Переживание чувств с частотой быстрее 0,25 сек. представляются «вещью-в-себе» — экзистенцией, которую невозможно познать до конца. «Вещь-для-нас» — переживаемые чувства с частотой 0,25–0,5 сек. — явление, которое можно осознать.
Таблица. Соотношение души и сознания
№ |
Наименование признака, свойства |
Душа |
Сознание |
1 |
Понятие |
Душа — субстанциальная форма организации процесса переживания внутренних чувств. Мультипликатор (множитель) духовности человека. Идеально-эмоциональная, образно-энергийная, интегративная форма отражения внутреннего и внешнего мира. Субъект и способ интенциального, живого переживания чувств «здесь и сейчас». Субъект и способ конституирования нравственных отношений и смысла жизни человека. Способ регулирования, координации потока чувств, их связей между собой. Центр чувственной власти |
Идеальная форма отражения и осмысливания внутреннего и внешнего мира. Субъект мышления. Индуцированная реальностью форма организации мысленного процесса, акселератор (ускоритель) духовности человека |
2 |
Элементы (единицы) содержания |
Эмоции, чувства (единство эмоции, образа, нравственного отношения) |
Образы, смыслы, понятия, идеи, идеалы |
3 |
Объем понятия |
Единичное (индивидуальное) |
Всеобщее |
4 |
Формы деятельности |
Персональное чувствование, переживание, образное, интуитивное понимание |
Обобщение, рациональное мышление, синтетическая способность воображения, интеллектуальная интуиция |
5 |
Место в гносеологическом отношении |
Объект |
Субъект |
6 |
Краткое определение |
Субстанциальная форма организации переживаемых чувств |
Рефлективная, индуцированная форма организации мышления (познания) |
7 |
Характер понятия |
Сложное понятие |
Сложное понятие |
8 |
Цель |
Характер, глубина, целостность (правда) переживаний |
Истина (и заблуждение как возможный результат) |
9 |
Структура |
|
|
10 |
Функции |
|
|
11 |
Пространство |
Сердце, правое полушарие мозга, лимбическая система и рецепторы периферии нервной системы, кровеносная система |
Оба полушария мозга и рецепторы периферийной нервной системы |
12 |
Время |
В интервале от 0,003 сек. до 0,5 сек. |
Деятельность мозга в настоящее мгновение предметно связана с пережитыми как минимум 3 сек. назад ощущениям и внутренними чувствами или же с их прогнозированием будущего |
13 |
Направленность во времени |
Необратимы (стрела времени: от прошлого через настоящее и будущее) |
Обратимы (мыслью можно перенестись в прошлое или в будущее) |
14 |
Период жизни |
Мгновение у единичного чувства |
Длительность жизни идеи |
15 |
Материальный носитель |
Сильные электромагнитные импульсы и слабые сигналы, передающие информацию о чувстве в мозг |
Слабые электромагнитные импульсы и сигналы с информацией |
16 |
Механизм функционирования |
Эфферентный и афферентный интегралы, акцептор действия, мгновенная реакция |
Связь мозга с рецепторами и прием сигналов об ощущениях и чувствах |
17 |
Характер отражения |
Прямой и косвенный |
Косвенный |
18 |
Отношение к бессознательному |
Часть |
Противоположность |
19 |
Взаимодействие с сознанием (душой) |
Причинно-следственная связь |
Отражение чувств и конституирование ценностей и смыслов, идеалов, которые становятся предметом выбора со стороны души (обратная связь) |
Список литературы Дуализм внутреннего мира человека
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.1. Психика и жизнь СПб.: Алетейя, 1999.
- Вундт В. Психология душевных волнений//Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С.49-51.
- Гегель В.Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. М.: Мысль, 1997.
- Микешина Л.А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Платон Федон. Собр. cоч. в 4-х томах. М.: Мысль. Т.2.
- Сухачев В.Ю. Тематическое и нетематизируемое в анализе Anschaung//Очерки феноменологической философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.111-130.
- Тернер Ф., Пеппель Э. Поэзия, мозг, время//Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С. 74-96.
- Ухтомский А. Заслуженный собеседник. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.
- Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.