Духовенство Кольского благочиния по ревизским сказкам 1816 года

Бесплатный доступ

Для рассмотрения малоизученной темы о духовном сословии Кольского благочиния Архангельской епархии в первой четверти XIX века впервые привлекаются сведения из ревизских сказок, составлявшихся в 1816 году. Этот ценный информативный источник, имеющий сводный характер, сохранился в Национальном архиве Республики Карелия. На основании данных седьмой ревизии выясняется немногочисленный состав приходского клира Кольского благочиния и выявляется традиционная для предыдущих столетий практика передачи церковных должностей родственникам по прямым и боковым линиям. Это говорит о сохранении важной значимости семейных связей при формировании причтов в данном округе в первой четверти XIX века. По свидетельству ревизских сказок о священнои церковнослужителях Кольского благочиния, в составе его сельских причтов находились представители разных поколений старинных церковных династий, которые начинали складываться в первой четверти XVIII века. Наблюдается социальная мобильность внутри духовного сословия, позволявшая дьяческим сыновьям после получения специального образования в епархиальных учебных заведениях рукополагаться во священство. Уникальная персональная информация о штатных и заштатных клириках может быть использована для изучения генеалогии провинциального духовенства и создания просопографической базы данных о приходских священниках и причетниках Кольского Севера.

Еще

Архангельская епархия, кольское благочиние, кольский уезд, ревизские сказки, приходское духовенство, священники, причетники, церковные династии

Короткий адрес: https://sciup.org/147245790

IDR: 147245790   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1111

Текст научной статьи Духовенство Кольского благочиния по ревизским сказкам 1816 года

В первой половине XIX века переписи духовенства, относившегося к числу неподатных сословий Российской империи и не подлежавшего подушному обложению, проводились «для одного токмо счета народонаселения»1. Сохранившиеся в отечественных архивах ревизские сказки священников и церковных служителей важны как информативный массовый источник для изучения состава причтов и генеалогии клириков.

Отечественные историки не раз обращались к теме приходского духовенства первой половины XIX века: существуют как обобщающие труды, так и работы, написанные по документам отдельных российских регионов и областей [5], [7], [8], [9], [10]2. За последнее десятилетие в научный оборот введен значительный фактографический материал, позволяющий изучать положение и состояние отдельных групп духовного сословия, выявлять их внутренние связи и социальные стратегии; оценивать результаты и последствия государственной политики, направленной на регулирование численности клириков [1], [6], [11]. В то же время отсутствуют специальные исследования, рассматривающие количественный состав духовенства и пути формирования при-чтов в приходах Кольского благочиния Архангельской епархии в первой четверти XIX века.

Основным источником для исследования стали материалы седьмой ревизии духовного сословия. В Национальном архиве Республики Карелия (далее – НА РК), в фонде Соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы города Кемь Архангельской губернии (Ф. 166), отложились ревизские сказки священно- и церковнослужителей, составленные в 1816 году3. В статье впервые анализируются представленные в них сведения для выяснения численности клира Кольского благочиния и особенностей замещения штатных позиций в местных причтах. Дополнительную персональную информацию о конкретных клириках Кольского благочиния содержат документы из фондов Кемского духовного правления (НА РК) и Архангельской духовной консистории (Государственный архив Архангельской области, далее – ГААО).

СВЯЩЕННИКИ И ПРИЧЕТНИКИ

КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В 1816 ГОДУ

В Кольском благочинии, объединявшем церкви и часовни в Русской Лапландии и северной части Беломорской Карелии, ко времени проведения седьмой ревизии насчитывалось семь больших по территории приходов (один городской в уездном центре Кола и шесть сельских), которые находились в ведении Кемского духовного правления. Местные приходские общины включали живших в этом северо-западном регионе Российской империи русских, карелов и саамов.

Синодальный указ о правилах проведения ревизии духовенства был подписан 23 августа 1815 года4. Правящие архиереи через духовные правления затребовали с мест необходимые сведения по каждому епархиальному приходу о штатных и заштатных священниках и причетниках, их женах и детях с прибавлением информации о тех клириках, кто выбыл «разными случаями» из духовного сословия, перевелся в другой причт или умер после последней ревизии 1811 года. Все данные необходимо было подготовить «с возможным поспешением» и выслать в ревизские комиссии не позднее 15 марта 1816 года.

Составленные в Кольском благочинии ревизские сказки о штатных и заштатных клириках за 1816 год – ценный источник сводных сведений о местном духовенстве. В отличие от клировых ведомостей, фиксировавших священников и причетников «в наличии», эти документы содержат информацию о происходивших переменах в составе причта со времени последней переписи населения. За первую половину XIX века в реги- ональных архивах, в ГААО и Государственном архиве Мурманской области (далее – ГАМО), сохранились материалы девятой ревизии духовенства Кольского уезда за 1850 год5, а также разрозненные ревизские сказки по отдельным причтам (Варзужского, Умбского, Кандалакшского и Ковдского приходов за 1835 год6, Кандалакшского за 1850 год7 и Кольского собора за 1858 год8).

Из материалов седьмой ревизии следует, что для Воскресенского соборного прихода в Коле полагался причт с двумя пресвитерами, диаконом и двумя причетниками, однако три позиции, иерея, диакона и дьячка, были вакантны (см. таблицу). По ревизской сказке 1816 года в городских церквах служил один 42-летний священник Иоанн Дьяконов, поступивший в 1812 году из пономарей Троицкого собора в городе Онега на «убылое место» после перевода его предшественника протоиерея Василия Ивановского, не имевшего местных корней, в Яренгский приход Архангельского уезда9. Второй городской священник, Александр Измайлов, уроженец Шангальского прихода в Вологодском наместничестве, скоропостижно скончался в январе 1812 года во время эпидемии неизвестной болезни, охватившей Колу, и его место оставалось свободным до 1821 года10. Диаконское место в соборном причте пустовало из-за бедности приходской общины11.

Штатный клир Кольского благочиния в 1816 году

The clergy of the Kola deanery in 1816

Приход

Священники

Диаконы

Дьячки

Пономари

Воскресенский соборный

1

1

Варзужский Успенский

1

1

1

Варзужский Петропавловский

1

Кандалакшский

1

1

Керетский

1

1

Понойский

1

1

Умбский

1

1

1

Итого

7

4

4

Примечание. Источник – НА РК. Ф. 166. Оп. 2. Д. 5/15.

В 1812 году от той же неизвестной болезни умерли оба молодых причетника Воскресенского соборного прихода, дьячок Алексей Федоров и пономарь Филипп Сидоровский. С 1813 года пономарскую должность занимал брат умершего Василий Сидоровский, поступивший из учеников Сумского приходского училища [4]. Дьяческое место временно оставалось праздным

(к 1819 году на него поступил Симеон Плотников из Кандалакши). Заштатными были записаны дочь умершего священника Александра Измайлова 18-летняя Анна и 59-летняя мать пономаря Анна Иванова.

В поморском селе Варзуга, разделенном рекой на две части, в первой четверти XIX века существовали два прихода, Успенский и Петропавловский. Как показывают ревизские сказки 1816 года, в обоих причтах находились представители одной и той же старинной церковной династии Гурьевых. Одним из первых ее представителей был священник Стефан Гурьев, служивший в 1745–1791 годах в Успенской церкви. По данным седьмой ревизии, местный причт состоял из трех человек. Пресвитер Димитрий Кириллович12, дьяческий сын, которому исполнилось 44 года, принадлежал к третьему поколению Гурьевых (в его семье подрастал шестилетний Василий, в 1839 году занявший иерейское место родите-ля13, и три дочери, Анна, Екатерина и Надежда); 65-летний дьячок Кирилл Стефанович – ко второму поколению; 31-летний пономарь Иван Кириллович, воспитывавший 11-летнюю дочь Улья-нию, – к третьему поколению.

В соседнем Петропавловском приходе священствовал сын успенского дьячка 46-летний Василий Кириллович Гурьев, живший в Варзуге с женой Матроной Матвеевой и тремя детьми (младшим сыном Гавриилом14 и двумя дочерьми, Евдокией и Дарьей). В 1795 году, будучи дьячком Петропавловского прихода, он был рукоположен во священника и определен на это иерейское место, освободившееся после смерти прежнего пресвитера Алексея Федотова15. Дьяческая и пономарская позиции в 1816 году не были заняты. В 1817 году сын действующего священника Григорий Гурьев, ранее обучавшийся в Сумском приходском училище, получил ставленую пономарскую грамоту16. В 1821 году дьячком стал Гавриил Гурьев17. Уместно добавить, что Гурьевы продолжали занимать разные церковные должности в причтах варзужских церквей во второй половине XIX века18.

Располагавшийся в Кемском уезде и входивший в Кольское благочиние Керетский приход объединял жителей поморского села Кереть и пяти небольших деревень на севере Беломорской Карелии19. По сведениям за 1816 год, в причте состояли 33-летний священник Никита Семенович Ануфриев20, поступивший из Шуерецкого прихода Кемского уезда на иерейское место, освободившееся в 1813 году после отъезда Григория Михайловича Плотникова21; 23-летний дьячок Андрей Петрович Ануфриев22. Пономарское место было не занято23. В статусе «заштатных» перечислены вдовы керетских священников Михаила Плотникова и Петра Ануфриева, 80-летняя Анисья Яковлева и 50-летняя Марфа Яковлева, а также иерейская дочь 47-летняя Анна Михайлова. Упомянутый пресвитер Петр Семенович Ануфриев служил в Керетском приходе в последней четверти XVIII века. Его внук, родившийся в семье дьячка Андрея Ануфриева, продолжил священническое служение в Керет-ском приходе в 1852–1865 годах24.

В Пречистенском Кандалакшском приходе на всех позициях в причте состояли родственники из разных поколений церковной династии Плотниковых. Место умершего родителя с 1813 года занимал 37-летний пресвитер Иоанн Дмитриевич Плотников. Его двоюродный брат 23-летний дьячок Симеон Иванович Плотников был переведен незадолго до проведения ревизии из Керетского прихода. В 1821 году он станет священником Воскресенского собора в Коле. Пономарские обязанности исполнял 24-летний Иван Плотников, поступивший в 1815 году из Керети. «За штатом» находился двоюродный дед священника пономарь Лука Алексеевич, которому в 1816 году исполнилось 78 лет. Будучи на тот момент старейшим клириком Кольского благочиния, он принадлежал ко второму поколению Плотниковых. Его отец Алексей Яковлевич Плотников служил в кандалакшской церкви во имя Иоанна Предтечи в первой четверти XVIII века, а братья Георгий Алексеевич и Григорий Алексеевич поочередно занимали иерейскую должность, с 1743 и 1763 годов соответственно25. После ухода на покой Лука Алексеевич находился на обеспечении своего племянника Ивана Плотникова, перешедшего во крестьянство в 1797 году26. Кроме того, «заштатными» в седьмую ревизию были записаны 50-летняя Ирина, дочь умершего священника Григория Плотникова; 73-летняя Анна Алексеева, вдова священника Димитрия Плотникова; 71-летняя Гликерия, вдова дьячка Ивана Егоровича Плотникова, и две его дочери, Анна и Стефанида. Малолетние сыновья действующего священника Иоанна Плотникова останутся служить в Кандалакшском приходе: старший Иустин станет пономарем в 1836 году, а младший Иван – дьячком в 1832 году27.

В причте при Воскресенской церкви Умбско-го прихода были заняты все позиции. Клирики представляли две священнослужительские династии Архангельской епархии – Титовых и Плотниковых. Пресвитер Иоанн Иванович Титов (44 года) служил в Умбе с 1798 года28. До возведения во священника к Воскресенской церкви он был пономарем в Шуезерском приходе Кемского уезда29. Дьячок Козьма Иванович (35 лет) принадлежал к четвертому поколению рода Плотниковых и приходился внуком кандалакшскому священнику Георгию Плотникову. Пономарь Антоний Иванович Титов (24 года), обучавшийся в Сумском приходском училище, был сыном действующего священника. В 1817 году иерей Иоанн Титов из-за конфликта с умбскими прихожанами временно был переведен в Шуезеро, где когда-то исполнял пономарские обязанности30. Его сын дьячок Антоний в том же 1817 году после отъезда родителя и скоропостижной смерти жены вышел из духовного сословия («положил намерение вступить во второй брак») и перевелся во крестьянство Умбской волости31. Важно отметить, что церковная династия Титовых в первой половине XIX века не прекращалась. Второй сын священника Родион Титов в 1819 году получил дьяческую должность в Шуерецком приходе Кемского уезда, впоследствии служил в Керети и Умбе32. Третий сын Иван Титов занимал пономарское место в причте умбской Воскресенской церкви, а в 1837 году был посвящен в диаконский сан и получил штатное место в Воскресенском соборном приходе33 (умер в 1851 году34), где в середине XIX века состоял дьячком его сын Петр Титов35.

Наконец, в причте Успенского Понойского прихода по ревизской сказке 1816 года находились 36-летний священник Андрей Иванович Андриянов36, ранее бывший дьячком в Петропавловском Варзужском и соборном Воскресенском приходах; дьячок Лев Лукич Андриянов и пономарь Дамиан Лукич Андриянов. Они представляли еще одну династию священников и причетников, служивших на Кольском Севере с первой четверти XVIII века. Ее родоначальником был пресвитер Андриан, определенный к Петропавловской церкви в Поное при Петре I. Известно, что в 1713 году он получил указания от холмогорского епископа Рафаила о «поучении раскольников»37. Его сын Филипп и внук Лука наследовали должность священника в По-нойском приходе: первый – в 1727 году, второй после смерти родителя, в 1762 году38. Таким образом, родные братья, дьячок Лев Лукич и пономарь Дамиан Лукич39, принадлежали к четвертому поколению династии Андрияновых. Во время проведения седьмой ревизии понойский дьячок покинул причт и перешел в податное крестьян- ское сословие. Дьяческая должность, «чтобы не было никакой остановки в церкви», была предоставлена сыну священника Григорию Андриянову, обучавшемуся в Рождественском приходском училище в Архангельске40. При церкви «за штатом» проживала 61-летняя Евфимия Лаврентьева – жена умершего иерея Ивана Андриянова и мать действующего священника. После скоропостижной смерти Андрея Андриянова (1776–1818) иерейское место в Понойском приходе занял его родной дядя пономарь Дамиан Лукич, возведенный во священство в 1819 году [3].

По данным седьмой ревизии штатный клир Кольского благочиния включал 15 человек, служивших в семи приходах: семерых пресвитеров, четырех дьячков и четырех пономарей (см. таблицу). Трое из действующих священников поступили на свои места после проведения предыдущей ревизии (Иоанн Дьяконов в Коле, Никита Ануфриев в Керети и Иоанн Плотников в Кандалакше). Вакантными по ревизским сказкам за 1816 год оказались семь позиций, из них одна – пресвитерская, три – дьяческих и три – пономарских. Очевидно, сказывался недостаток кандидатов из местных уроженцев, уже получивших необходимое для церковных должностей образование в духовных учебных заведениях41, и претендентов из других епархиальных благочиний из-за бедности приходов и дороговизны жизни на Кольском Севере42.

ВЫВОДЫ

Ревизские сказки 1816 года о духовном сословии Кольского благочиния свидетельствуют о немногочисленности клириков этого обширного округа, что обусловливалось небольшим количеством местных приходов и церквей. Две штатные иерейские позиции, как и единственная диаконская, полагались только для Воскресенского соборного прихода в уездном центре. Сельские причты относились к разряду «одноклирных» (в штате один священник и два причетника). Образовавшиеся вакантные позиции, как правило, были замещены в ближайшее после ревизии время. В материалах переписи 1816 года отразились требования, предъявлявшиеся епархиальной властью к ставленникам в церковно- и священнослужители в первой четверти XIX века: ревизские сказки содержат сведения о получении молодыми клириками специального образования в Сумском и Рождественском приходских училищах, чтобы поступить на желаемые места. Фиксируются единичные случаи перехода причетников в податное крестьянское сословие по разным соображениям (например, раннее вдовство) и факты временного перевода сельских пресвитеров и причетников в соседнее Кемское благочиние. Выявляются данные о перемещении клириков из одной группы духовного сословия в другую, говорящие о социальной мобильности внутри него: дьяческие сыновья, получив необходимые знания в учебных заведениях, могли рукополагаться во священство.

По сведениям ревизских сказок 1816 года, в составе причтов Кольского благочиния состояли представители разных поколений старинных духовных династий (Гурьевых, Андриановых, Плотниковых), которые известны с первой четверти XVIII века. Исключением стал Воскресенский соборный приход, в котором в первой четверти XIX века служили «пришлые» пресвитеры из других благочиний Архангельской епархии (Василий Ивановский, Александр Измайлов, Иоанн Дьяконов). Таким образом, по материалам седьмой переписи духовенства прослеживается традиционная для предыдущих столетий практика передачи церковных должностей родственникам по прямым и боковым линиям, а также выясняются близкие родственные связи между причтами разных приходов в границах Кольского благочиния. Представленная в статье персональная информация о клириках за 1816 год будет сопоставлена с материалами других ревизий местного духовного сословия; также она может использоваться для проведения будущих просопографических исследований.

Список литературы Духовенство Кольского благочиния по ревизским сказкам 1816 года

  • Беговатов Д. А. Городское провинциальное духовенство Тверской епархии в первой половине XIX века: профессиональная деятельность и повседневная жизнь. Тверь: СФК-офис, 2017. 311 с.
  • Ермолаев Д. А. Протоиерей Иоанн Дьяконов - забытое имя в истории православия на Кольском Севере // VII Ушаковские чтения: Сборник научных статей. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 54-61.
  • Кожевникова Ю. Н. К вопросу о материальном достатке сельского священника на Кольском Севере в начале XIX века: опись вещей Андрея Адрианова // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2023. Т. 1, № 2. С. 81-85. БОТ: 10.37614/2949-1185.2023.2.1.007
  • Кожевникова Ю. Н. Сумское приходское училище и его роль в обучении клириков Кольского благочиния в первой четверти XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Т. 46, № 2. С. 38-44. БОТ: 10.15393/исЬ7.аП.2024.1006
  • Корнилова В. И. Материалы церковного делопроизводства как источники по генеалогии православного духовенства Прикамья (на примере семьи Кудрявцевых) // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8. С. 78-81.
  • Мангилева А. Д. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии). Екатеринбург: УралНАУКА, 1998. 252 с.
  • Матисон А. В. Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX веков: Родословные росписи. М.: Старая Басманная, 2015. Вып. 9. 200 с.
  • Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII - начале ХХ в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. 422 с.
  • Разумов С. А. Матримониальные связи православного духовенства по данным метрических книг XIX - начала XX в. // Российский научный журнал. 2014. № 3 (41). С. 20-24.
  • Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Ч. 1. 798 с.
  • Цысь В. В. Приходское духовенство и светские власти на Тобольском Севере в начале XVIII – начале XX века: особенности взаимоотношений // Научный диалог. 2019. № 12. С. 434-446. БОТ: 10.24224/22271295-2019-12-434-446
Еще
Статья научная