Духовно-нравственная культура народов Северного Кавказа в условиях глобализации
Автор: Базиева Гульфия Джамаловна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 8, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается влияние восточного и западного глобализма на современные этнокультурные процессы. В современный период дихотомия «Запад - Восток» начинает изучаться не как противопоставление культурно-религиозных традиций, а как проявление и наложение (или отторжение) различных типов идентичности. В развитии культурной идентичности каждого народа РФ можно выявить как общие тенденции, так и специфические проблемы, связанные с идеологическими, политическими, религиозными и социально-экономическими вопросами. Целью статьи является анализ влияния восточного и западного глобализма на культуру народов Северного Кавказа в контексте общественно-политических и социокультурных реалий. Показано, что противостоять унифицирующим явлениям глобализации, нивелирующим ценности этнических культур, способны лишь общества, сохраняющие духовно-нравственные ценности и этнические традиции. В связи с этим повышается роль гуманитарных дисциплин в формировании этнической и гражданской идентичности народов РФ. Использование культурологической методологии позволяет изучать современные процессы на Северном Кавказе в широком социокультурном диапазоне глобального и локального.
Глобализация, вестернизация, ориентализация, этническая идентичность, гражданская идентичность, гуманитарное образование, духовно-нравственная культура, кабардино-балкарская республика, карачаево-черкесская республика
Короткий адрес: https://sciup.org/149133778
IDR: 149133778 | DOI: 10.24158/fik.2018.8.36
Текст научной статьи Духовно-нравственная культура народов Северного Кавказа в условиях глобализации
В современных глобализационных процессах выделяют два главных потока – западный и восточный, таким образом, дихотомия «Запад – Восток» вновь становится актуальной в связи с процессами модернизации и глобальной интеграции. Рассматривая современное развитие различных «не-западных» обществ, С. Хантингтон выделил три основных направления модернизации: первое ориентировано на внешнее усвоение западного опыта (вестернизация без модернизации), второе – модернизация без вестернизации, так называемая постмодернизация, не разрушающая культурную идентичность, третье – догоняющее развитие, при котором пропорции модернизации и вестернизации примерно одинаковы. По этой модели, по мнению ученого, развиваются Россия и другие страны [2, с. 35].
Под вестернизацией (западным глобализмом) понимается переориентация тех или иных обществ на экономическое и социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада, заимствование отдельных элементов западной, в основном массовой, культуры, начинающих играть важную роль в социокультурных и этнокультурных процессах [3, с. 119]. Восточный глобализм, который определяют не по географическому (East), а по культурному (Orient) признаку, нацелен на внедрение восточных традиций в западные культуры (ориентализация), а также усиление арабского влияния на культуру так называемых «этнических мусульман» бывшего СССР.
Наиболее яркие противоречия между западным и восточным глобализмом можно проследить на примере пограничных культур, к которым относятся и культуры народов Северного Кавказа, являющиеся пограничными не только по территориальному, но и по национально-религиозному признакам.
Процессы формирования единого социокультурного пространства и гражданской идентичности народов РФ осложнены рядом проблем, в том числе конфессиональными и этническими (ментальными) различиями. Неравнозначно и отношение этнических христиан и мусульман к религии: если православие считается неразрывной частью национальной культуры русского и других христианских народов РФ, то ислам народов РФ, получивший наименование «бытового» или «народного», несмотря на то что также является частью национальной традиции, подвергается жесткой критике приверженцев «чистого ислама», привносящих в культуру мусульманских народов чуждые элементы арабской культуры.
Современные противоречия в этнорелигиозной сфере на территории Северного Кавказа вызваны различиями между народными традициями и исламом, «адатами» горских народов и шариатом, а также, как отмечают исследователи, межпоколенческим конфликтом и ценностным разрывом между глобальным и локальным [4, с. 124]. В связи с явлениями восточного глобализма (проникновение элементов арабской культуры и религии на территорию Северного Кавказа) начинаются процессы этнокультурной трансформации, связанные с распространением духовного образования, пропагандой восточных (мусульманских) культурных ценностей в культуре и в быту. На территорию Кабардино-Балкарской Республики (КБР) и Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) восточный глобализм начинает проникать после распада СССР: активно начинают работать различные курсы изучения арабского языка, в 1994 г. в КБР открывается Исламский институт, на территории региона начинают возводиться мечети. В 2011 г. в Нальчике начато строительство Исламского центра (на средства Фонда поддержки исламской культуры), но в результате острых общественных дискуссий здание Исламского центра в 2015 г. было передано Дворцу детского творчества «Солнечный город».
В 1990-е гг. культурно-образовательные процессы по приобщению местного населения к духовным ценностям ислама нередко носили политический характер. В КБР, как отмечает А.Х. Муко-жев, «изменение отношения общества к исламу от признания его национальной религией кабардинцев и балкарцев до попыток отчуждения исламского компонента этнической культуры соответствует фазам подъема, спада, а затем и угасания национальных общественных движений и организаций» [5, с. 208]. К данному утверждению можно добавить, что активная фаза деятельности общественных организаций в начале 1990-х гг. была связана в первую очередь с политическими вопросами национального самоопределения, а проблемы религиозного самосознания автохтонных народов Северного Кавказа становятся актуальными в конце 1990-х – начале 2000-х гг. в связи с межэтническими конфликтами, чеченскими войнами, угрозой распада РФ.
На этапе подъема общественные движения КБР и КЧР пропагандировали идеи возрождения национальной культуры и народного ислама, а на этапе угасания в связи с усилением позиций «чистого ислама» в лице молодых мусульман общественные объединения начинают либо абстрагироваться от религиозных проблем, либо отторгать процессы исламизации. В культуре противоречия между народными и мусульманскими традициями вылились в поиски исконности, которые привели к возрождению и популяризации языческих праздников (к примеру, этнографические черкесские шоу, о которых пишет А.И. Такова) [6, с. 202].
В целом население Северного Кавказа, исповедующее «народный ислам», умеренную форму религии, достаточно лояльно относится к светским ценностям. К примеру, свадебное торжество, несмотря на обязательное приглашение муллы и заключение мусульманского брака, зачастую проводится по западному образцу с включением элементов этнической обрядности (в отдельных случаях исключают употребление спиртных напитков, брачующиеся предпочитают национальную форму одежды и др.).
По мнению С. Хантингтона, одной из причин подъема религиозного фундаментализма являются процессы чрезмерной модернизации и вестернизации культур. В первую очередь это связано не с материальными достижениями западных культур (здравоохранение, образование, индустриализация, развитие коммуникаций и др.) [7, с. 47], а с духовно-нравственными последствиями западного глобализма.
Восточный глобализм, так же как и западный, стремится к расширению сферы своего влияния, стремясь унифицировать мусульманскую среду, в том числе и на территории Северного Кавказа. В связи с этим усиливается влияние этнических функций культуры, которые призваны не только обеспечивать преемственность конкретных этноконфессиональных ценностей, но и способствовать формированию этнической (национальной, государственной) самоидентификации, являясь барьером для проявлений негативных последствий как западной, так и восточной глобализации.
Религия призвана влиять не на политические, а на духовно-нравственные проблемы. «Религия не является частью политики, хотя может в определенной степени влиять на нее. Религия и ислам должны ограничиваться духовной сферой человеческой деятельности» (Пер. с англ. - Г. Б. ) [8, р. 100]. Более того, религиозные процессы, направленные на сохранение духовных ценностей, приобретают важное значение для формирования культуры взаимодействия между представителями различных конфессий.
Неприятие процессов вестернизации или ориентализации общества связано не только с различными формами христианства в Западной Европе и России, «народного ислама» мусульманских народов РФ и ислама арабских стран, но и в своеобразном типе национальной (как этнической, так и гражданской) ментальности народов России, все более осознающих свое единство в коренных вопросах миропонимания и мироустройства.
Современные технические средства предоставили широкие возможности для мгновенного распространения разнообразной информации, формируя массовую культуру, пропагандирующую определенные западные образцы поведения, демократические ценности, не относящиеся к культуре в собственном смысле слова. К отрицательным воздействиям западного глобализма можно отнести распущенность подрастающего поколения в поведении, одежде, превалирование эстетики гламура и глянца, материальных благ над духовными ценностями.
При этом нужно учитывать, что культура не развивается в замкнутом пространстве и во все исторические периоды подвергается внешним воздействиям. Неслучайно глобализационные процессы стимулировали появление глокализации - стремления национальных культур к сохранению этнического ядра. В России ориентация на этнокультурные традиции (особенно в последние десять лет) усиливается в связи с неприятием вестернизации общества. В «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года» в качестве одной из основных задач определена «защита в международных организациях и иностранных государствах права народов Российской Федерации на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей» [9]. В стратегическом планировании по развитию воспитания в РФ отмечается необходимость повышения качества преподавания гуманитарных дисциплин, обеспечивающих ориентацию подрастающего поколения в общественно-политических процессах, «а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны» [10].
В современный период понятие «духовно-нравственная культура» определяется учеными по разным признакам: во-первых, как сфера духовной деятельности, которая включает систему образования, воспитание, духовное творчество (занятие наукой, политикой, этикой, искусством, философией, религией, правом и т. д.); во-вторых, как система ценностей и убеждений, образцов, стандартов и норм поведения; в-третьих, как средство самореализации личности или группы в социальной жизни. В системе просвещения особая роль принадлежит художественному образованию, формирующему уважение к этническим и мировым духовным ценностям. «Важное место в работе по формированию национальной, российской идентичности занимает художественноэстетическое воспитание человека, ибо только духовно богатый человек способен обладать высокой нравственной культурой» [11, с. 44].
В 1990 г. в Нальчике был открыт Северо-Кавказский государственный институт искусств, выпускающий специалистов по различным направлениям художественной деятельности: вокальное искусство, хореография, музыка, театр и кино - для всех административно-территориальных образований Юга России. В институте регулярно проводятся конкурсы по различным видам и жанрам профессионального искусства, а также научно-практические конференции по проблемам развития национальной культуры («Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения», «Культура, искусство, образование на рубеже веков» и др.), а также конференции, посвященные творчеству известных деятелей культуры и искусства КБР. В КЧР важное место в культурном пространстве занимает деятельность Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, готовящего специалистов в области гуманитарных дисциплин, в том числе преподавателей изобразительного искусства и музыки. В 2017 г. в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований была проведена научно-практическая конференция «Карачаево-Черкесия в социокультурном пространстве Кавказа».
Главной целью духовно-нравственного и художественного воспитания в регионе является передача молодому поколению лучших этнических традиций в культуре и искусстве, а также воспитание этики межнационального общения. В этом процессе немаловажное значение имеет тесное взаимодействие в сфере науки, культуры и образования между регионами Северного Кавказа.
В рамках программы «Укрепление общероссийской гражданской идентичности» (20162020 гг.) в КБР и КЧР проводятся семинары-совещания по вопросам межэтнических и межконфессиональных отношений, тренинги и просветительские встречи в учебных заведениях, конкурсы «Религия и толерантность», «Моя малая родина - Карачаево-Черкесия», «Мой край - Кабардино-Балкария», фестивали культур («День карачаево-балкарской культуры», «День черкесской культуры», «День славянской письменности», «День черкесского костюма», «Кавказ - наш общий дом», «Мир Кавказу», фестиваль фотографов и видеографов «Два крыла»). Данные мероприятия направлены на укрепление этнической и гражданской идентичности народов многонациональных республик.
В экономике КБР и КЧР особое место занимает рекреационная зона, оказание курортологических и туристических услуг. С 2016 г. в туристических зонах КЧР и КБР проводится ежегодный фестиваль фотографов и видеографов «Два крыла», популяризирующий достопримечательности Северного Кавказа с помощью искусства фотографии и видеосъемок. Фестиваль по праву считается культурно-массовым просветительским мероприятием, так как в его рамках проводятся мастер-классы, пропагандирующие новые методы и средства работы в сфере фото/видео.
Важную роль в национальной культурной политике играют организация межнациональных и межконфессиональных лагерей, оказание помощи общественным и религиозным организациям в подготовке и проведении национальных и религиозных праздников, культурно-просветительских программ и мероприятий, направленных на развитие межнационального и межконфессионального диалога. В развитии духовно-нравственной культуры особое значение имеют проблемы воспитания гармоничной личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения и совершать выбор (культурной и религиозной идентичности, профессии, жизненных приоритетов и ценностей). В качестве первостепенных задач духовно-нравственного воспитания на Северном Кавказе выделяем следующие:
-
– формирование уважения к профессии воспитателя, учителя, наставника, основанного на традиционном для кавказских народов почитании старшего, мудрого человека, обладающего знаниями;
-
– пропаганда традиционных ценностей в СМИ, литературе и искусстве, культурно-образовательных учреждениях;
-
– поддержка художественного и дополнительного образования, так как в сохранении традиционных ценностей важную роль выполняет искусство, способствующее формированию позитивной и креативной личности;
-
– развитие профессиональных форм культуры, пропагандирующих традиционные нормы этики и национальную эстетику.
Сохранение культуры народов РФ во всем многообразии входящих в нее компонентов (фольклор, традиционное и профессиональное искусство, религиозные верования, система ценностей и др.) – сложная задача, требующая определенной культурной и образовательной политики в области поддержки и укрепления базовых культурных ценностей, а также развития коммуникативных стратегий в сфере светского и религиозного образования, межконфессиональных и межэтнических отношений. Противоречия современного этапа развития глобализации (влияния как западного, так и восточного глобализма) продиктованы имманентными проблемами межцивилизационных, межнациональных отношений и актуализируют задачу формирования глобального пространства как единства и разнообразия локального.
Ссылки и примечания:
-
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Этнокультурные и этнополитические процессы на Северном Кавказе в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции» № 16-01-00126.
-
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
-
3. Флиер А.Я. Вестернизация // Культурология ХХ в. : энциклопедия : в 2 т. Т. 1. А–Л. СПб., 1998. 448 с.
-
4. Стародубровская И.В. Социальная трансформация и межпоколенческий конфликт (на примере Северного Кавказа) // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 111–124.
-
5. Мукожев А.Х. Ислам в Кабардино-Балкарии до и после октября 2005 г. // Исторический вестник. Вып. 7. Нальчик, 2008. С. 208–228.
-
6. Такова А.И. Трансформация конфессионального пространства двухсубъектных республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) на постсоветском этапе развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). C. 199–203.
-
7. Хантингтон С. Указ. соч. С. 47.
-
8. Jalal A., Shakhabasov R. Islam and the Sociopolitical Development of North Caucasian Society (a Dagestan Case Study) // The Caucasus & Globalization. 2013. Vol. 7, iss. 3–4. P. 96–100.
-
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
-
10. Там же.
-
11. Тетуев А.И. Межэтнический диалог культур как основа консолидации российского общества и формирования гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. 2017. № 4. С. 43–51.
Список литературы Духовно-нравственная культура народов Северного Кавказа в условиях глобализации
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. 603 с.
- Флиер А.Я. Вестернизация // Культурология ХХ в.: энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А-Л. СПб., 1998. 448 с.
- Стародубровская И.В. Социальная трансформация и межпоколенческий конфликт (на примере Северного Кавказа) // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 111-124.
- Мукожев А.Х. Ислам в Кабардино-Балкарии до и после октября 2005 г. // Исторический вестник. Вып. 7. Нальчик, 2008. С. 208-228.
- Такова А.И. Трансформация конфессионального пространства двухсубъектных республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) на постсоветском этапе развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). C. 199-203.
- Jalal A., Shakhabasov R. Islam and the Sociopolitical Development of North Caucasian Society (a Dagestan Case Study) // The Caucasus & Globalization. 2013. Vol. 7, iss. 3-4. P. 96-100.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Тетуев А.И. Межэтнический диалог культур как основа консолидации российского общества и формирования гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. 2017. № 4. С. 43-51.