Духовно-нравственное просвещение как средство противодействия преступности молодежи
Автор: Валькирия Н.И.
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Статья в выпуске: 2 (76), 2024 года.
Бесплатный доступ
Отсутствие или искажение духовно-нравственных ориентиров молодежи в значительной степени влияет на формирование ее деструктивного мышления и поведения. В настоящее время вопросы духовности и нравственности все чаще стали подниматься и обсуждаться в научном сообществе. Особую актуальность данная тематика приобретает при исследовании причин и условий преступности в молодежной среде и определении путей их выявления и устранения.
Противодействие преступности, молодежь, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное просвещение
Короткий адрес: https://sciup.org/142242670
IDR: 142242670 | DOI: 10.33184/pravgos-2024.2.1
Текст научной статьи Духовно-нравственное просвещение как средство противодействия преступности молодежи
Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, e-mail: ,
Традиционно борьба с преступностью определяется как сложная, целенаправленная, системная деятельность, включающая три подсистемы: «общую организацию борьбы, предупреждение преступности и правоохранительную деятельность» [1, с. 380]. Общеорганизационные, предупредительные и правоохранительные меры направлены на противодействие преступности в целом и преступности молодежи в частности.
По нашему мнению, в первую очередь в процессе борьбы с преступностью в молодежной среде следует уделять повышенное внимание вопросам духовности и нравственности, поскольку именно они составляют основу жизнедеятельности человека, в том числе предопределяя различные модели поведения в обществе. Невладение в достаточном объеме информацией либо искаженные представления о духовности и нравственности во многом обусловливают обесценивание истинных знаний о них, что, как следствие, во многом предопределяет деструктивное мышление и поведение молодежи.
На сегодняшний день данные вопросы лишь частично нашли отражение в работах по предупреждению преступности несовершеннолетних и молодежи и в большинстве случаев определены в качестве констатации фактов о необходимости проведения мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие человека [2; 3].
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.1
В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. данная социально-демографическая группа включает лиц «в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)»2 , что предопределяет необходимость разработки широкого спектра направлений по духовно-нравственному просвещению молодежи в целях противодействия преступности.
О необходимости духовно-нравственного просвещения молодежи
Тема духовности и нравственности в аспекте необходимости воспитания, просвещения молодежи как в целом, так и, например, в различных образовательных учреждениях в настоящее время все чаще упоминается и развивается в научных исследованиях, что свидетельствует о положительной тенденции нарастания интереса к вопросу о духовно-нравственном развитии общества [4; 5; 6].
О важности духовно-нравственного просвещения молодежи в целях противодействия преступности свидетельствуют, в частности, результаты многочисленных научных исследований, отражающие отсутствие либо искажение духовно-нравственных ориентиров в личностных характеристиках лиц указан- ной группы, совершающих буллинг/кибер-буллинг, убийства, изнасилования, преступления экстремистской направленности, террористического характера и пр.
Особую актуальность рассматриваемая тематика приобретает в условиях развития цифровых технологий, использование которых в настоящее время оказывает колоссальное деструктивное влияние на психику молодежи. Влияние на психику осуществляется посредством психотехнологий, применение которых позволяет негативно воздействовать на подсознание, эмоции и менять в нужном, а именно деструктивном, направлении модели мышления и поведения молодого человека, который, к примеру, активно пользуется интернет-ресурсами. Манипуляционное воздействие осуществляется через рекламу, фильмы, музыку, компьютерные игры, программы развлекательного характера и т. д.
В качестве примера укажем в систематизированном виде психические особенности молодых лиц, совершивших вооруженные нападения в образовательных учреждениях, выявленные разными учеными: неуверенность, замкнутость, депрессивность, наличие проблем в общении со сверстниками, заниженная самооценка, отстраненность от реальной жизни на фоне активного времяпрепровождения в виртуальной среде, искажения эмоционально-волевой сферы, наличие обиды на жизнь, сверстников и учителей, мстительность, наряду с чувством одиночества желание обратить на себя внимание, демонстрация превосходства над людьми, желание убивать без повода, склонность к самоубийству [7; 8; 9] и т. д. В данном случае следует отметить связь скулшутинга и буллинга, где последний выступает одним из мотивационных факторов, предопределяющих совершение в школах массовых убийств [10, с. 586].
О понятии духовности и нравственности
Нравственность неразрывно связана с духовностью: «нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности» [11, с. 16]. Духовность определяет высшие, «вертикаль- ные», устремления человека (стремление к осмыслению мира и себя в нем, духовному росту, повышению уровня осознанности и т. д.), а нравственность является сферой ее «горизонтальных» устремлений, то есть отношений с людьми и обществом.
Нравственность – это «внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе».3 Нравственность регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни, это проявление духовности в поведении человека, в его взаимоотношениях ^ окружающим миром.
Нравственность рассматривается как структурный компонент духовности, «степень гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения … нормы духовного поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо» [12, с. 33–34].
Термин «духовность», в отличие от понятия нравственности, еще не нашел однозначного толкования в силу многогранности его значения в религии, философии, культурологии, психологии. Тем не менее в самом обобщенном виде его можно сформулировать как свойство природы самого человека, противополагаемое его телесной сущности; состояние человека, отражающее целостность и гармонию его внутреннего психического мира, стремление к идеалу, самосовершенствованию, высшим ценностям, находящимся за пределами индивидуального существования человека, и т. д. В своей работе О.Ю. Голубева отмечает, что «духовность является пространством, где формируется и развивается личность; составными элементами духовного пространства могут выступать: моральные нормы, система духовно-нравственных ценностей, духовная культура» [13, с. 756].
Вопросы нравственности и духовности находятся в непосредственной взаимосвязи с законами духовного мира (духовны- ми законами), которые издавна прописаны, в частности в религиозной, например православной, литературе. Однако многими они либо не соблюдаются, либо не воспринимаются, как представляется, по причине того, что в должной мере не пояснены и не раскрыты (в том числе последствия несоблюдения данных законов) доступным для восприятия обывателем языком.
Последствия нарушения законов духовного мира
О существовании не только физического, но и духовного мира как компонентов окружающего нас мира известно давно. Однако в отличие от законов физического мира, раскрывающих особенности его закономерностей и свойств, исследованию законов духовного мира и последствиям их нарушения не уделяется должного научного внимания.
По справедливому замечанию доктора технических наук, академика Академии военных наук А.В. Руденского, «эта однобокость, мировоззренческий флюс современного общества, является питательной средой формирования ложных представлений, ложных ценностей, совершения негативных деяний; необходимо отчетливо представлять, что нарушение законов мира духовного может приводить к столь же тяжелым последствиям, как и нарушение законов мира физического; без знания законов духовного мира и неотвратимости их действия любое достижение человеческого разума может быть обращено во вред» [14, с. 5].
В своей работе ученый акцентирует внимание на ошибочно сложившихся в современном обществе представлениях о смерти, которая, в понимании многих людей, заканчивается после прекращения функционирования физического тела человека. Подобного рода заблуждения формируют у большинства людей уверенность в том, что какие-либо действия можно «спрятать» от мира и после смерти физического тела все они тоже исчезнут, за них не нужно будет нести никакой ответственности. Такое ограниченное восприятие и понимание смысла существования человека предопределяет соответствующий образ его жизнедеятельности, основанный на стремлении удовлет- ворить свои материальные потребности любыми методами и средствами, при этом проявляя эгоизм, обман, лицемерие, манипуляции, насилие и иные формы деструктивного отношения и поведения при взаимодействии в обществе. Однако убеждения о возможности остаться безнаказанным за совершенные человеком негативные действия – это всего лишь иллюзия [14, с. 6–7].
Рассматривая вопросы построения духовного мира, процессы, происходящие в нем, А.В. Руденский выделяет три главных следствия, отражающих неизбежность ответной реакции окружающего мира на любое действие: «1) неотвратимость ответной реакции (любой импульс, внесенный в мир, неизбежно предопределяет ответную реакцию и соответствующее воздействие на его источник); 2) бессмертие личности (человек имеет не только физическое тело, но и душу, которая, являясь носителем всех мыслей человека, его чувств, ощущений, памяти и т. д., сохраняется навечно, в том числе после распада физического тела); 3) неизбежность ответа за все свои действия (любые действия, совершенные человеком при жизни, неотвратимо отражаются на состоянии его души)» [14, с. 6], а также, заметим, на событиях в его жизни, состоянии не только психического, но и физического здоровья и др.
По нашему мнению, разъяснение законов духовного мира – первоочередная задача духовно-нравственного просвещения молодежи, поскольку именно они расширяют представления о духовной составляющей материального мира, о смысле существования человека, о неотвратимости действия законов духовного мира (неотвратимости наступления последствий жизнедеятельности человека, как позитивных, так и негативных) и т. д. Следует заметить, что в литературе в числе основных детерминант преступности всегда отмечается духовный кризис и падение традиционных нравственных ценностей [6, с. 62; 15, с. 50], что, в свою очередь, как видится, во многом и предопределяет возникновение иных причин и условий преступности. Считаем, что именно нарушение законов духовного мира является одной из первопричин возникновения преступности, в частности преступности молодежи, в связи с чем данным вопросам следует уделять особое внимание.
Основная цель духовно-нравственного просвещения молодежи в целях противодействия преступности и ключевой способ ее достижения
Основная цель духовно-нравственного просвещения молодежи – смена существующей идеологии развития общества, основанной на культе потребления, на новую и прогрессивную, базисом которой будет являться духовно-нравственное развитие. В контексте рассматриваемой тематики решение этой проблемы будет способствовать главному – снижению уровня преступности молодежи. Реализация данного направления предполагает распространение и разъяснение знаний о духовности и нравственности, о законах духовного мира и последствиях их несоблюдения.
Вследствие широкого возрастного диапазона молодежи как социальной группы достижению данной цели и решению поставленных задач будет способствовать в первую очередь разработка, к примеру, программы либо основ духовно-нравственного развития общества с уточнением и раскрытием вопросов о понятии духовности, нравственности, духовных и нравственных ценностей и т. д., с акцентом на изложение и пояснение основ законов духовного мира, а также содержащих конкретный перечень мероприятий, способствующих овладению, развитию, сохранению и укреплению указанных ценностей.
В настоящее время данные вопросы в определенной части прямо либо опосредованно отражены, например, в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей4, Основах государственной культурной политики5, Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации»6, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 г.7, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 г.8 и др., положения которых требуют конкретизации, дальнейшей разработки и развития для достижения цели, обозначенной в настоящей работе в рамках рассматриваемой тематики.
Наибольшую сложность в этой деятельности на сегодняшний день представляет раскрытие информации о законах духовного мира в силу ее недостаточной научной проработанности, что обусловлено существующей идеологией общества потребления, в связи с чем «необходима немедленная организация серьезных научных исследований в области познания законов духовного мира; эти исследования в настоящее время гораздо более важны, чем исследования, направленные на дальнейшее развитие военнотехнического потенциала, на которые во всем мире расходуются колоссальные средства» [16, с. 8].
Заключение
Духовно-нравственное просвещение определяется нами как одно из приоритетных направлений в деятельности по противодействию преступности молодежи. Именно духовно-нравственное просвещение предопределяет основы внутреннего состояния, межличностного взаимодействия и во многом причины поведения в молодежной среде.
Деструктивное поведение молодежи в значительной степени обусловлено либо ис- каженными представлениями о духовности и нравственности, либо владением минимальным уровнем знаний в данной сфере, главной причиной чего является существующая концепция развития общества, основанная на максимальном удовлетворении не духовных (самопознание, самосовершенствование и т. д.), а материальных потребностей (нужда в материальном благополучии). В связи с этим основной целью духовно-нравственного просвещения молодежи в работе определена смена действующей идеологии общества потребления на иную, ориентированную на духовно-нравственное развитие человека и способную существенно повлиять на снижение преступности молодежи.
Поддерживая и развивая предложения А.В. Руденского о необходимости и важности расширения представлений о действии законов духовного мира в целях противодействия преступности молодежи, мы предлагаем создать программу (либо разработать концепцию) духовно-нравственного развития общества с акцентом на изложение и пояснение основ законов духовного мира, что во многом будет способствовать овладению, развитию, сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.
Список литературы Духовно-нравственное просвещение как средство противодействия преступности молодежи
- Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма, 2005. – 912 с.
- Филиппова Е.О. Предупреждение преступности: учебное пособие / Е.О. Филиппова. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. – 127 с.
- Зайко Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты: монография / Т.М. Зайко. – Тамбов: Консалтинговая компания «Юком», 2017. – 85 с.
- Макарова М.В. Духовно-нравственное просвещение курсантов / М.В. Макарова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 3 (30). – С. 30–33.
- Костюк Ю.А. Духовный потенциал современной молодежи: актуальные проблемы и возможные пути решения / Ю.А. Костюк, Д.Б. Казанцева // Акмеология. – 2014. – № 4. – С. 125–129.
- Мамалова Х.Э. Духовно-нравственное развитие молодого поколения / Х.Э. Мамалова, Т.Х. Абдулазимова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2 (75). – С. 61–63.
- Михайлова Е.В. Криминологическая характеристика вооруженных нападений в образовательных учреждениях Российской Федерации / Е.В. Михайлова // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2021. – № 1 (80). – С. 20–25.
- Никишин В.Д. Колумбайн (скулшутинг): сущность, правовая квалификация, криминалистическая диагностика / В.Д. Никишин // Lex Russica. – 2021. – Т. 74, № 11. – С. 62–76.
- Кочои С.М. Вооруженные нападения и убийства в образовательных организациях: уголовно-правовая и криминологическая оценка / С.М. Кочои, К.З. Трапаидзе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2022. – Т. 13, вып. 4. – С. 910–926.
- Волчецкая Т.С. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах / Т.С. Волчецкая, М.В. Авакьян, Е.В. Осипова // Всероссийский криминологический журнал. – 2021. – Т. 15, № 5. – С. 578–591.
- Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования / Т.И. Петракова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 15–20.
- Коваль Н.А. Духовность как условие формирования нравственных норм личности / Н.А. Коваль // Государственно-правовые исследования. – 2020. – Вып. 3. – С. 33–37.
- Голубева О.Ю. Развитие личности в духовном пространстве / О.Ю. Голубева // Научный журнал Куб- ГАУ. – 2016. – № 118 (04). – C. 746–757.
- Руденский А.В. О необходимости развития научных исследований в области действия законов духовного мира / А.В. Руденский // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2010. – № 4. – С. 4–8.
- Шевелева С.В. Криминология: учебное пособие / С.В. Шевелева, А.А. Гребеньков, В.Е. Новичков / отв. ред. А.А. Гребеньков. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2011. – 298 с.