Дуоденальное сопряжение панкреатической экзосекреции и эвакуаторной деятельности гастродуоденального комплекса
Автор: Байбекова Г.Д.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4-1 (83), 2021 года.
Бесплатный доступ
Интрадуоденальное введение панкреатина или трипсина как модель экзосекреции ферментов поджелудочной железой в прямой зависимости от их дозы ускоряет эвакуацию пищевого содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку и снижает панкреатическую секрецию. Оба эффекта выступают результатом ингибиции рилизинга эндогенного холецистокинина, который является основным стимулятором экзосекреции панкреатических ферментов и ингибитором желудочной эвакуации, угнетая антральную моторику, снижая тормозную эффективность дуоденоантрального рефлюкса. Предоставить экспериментальные и клинические данные об энзимергическом регуляторном сопряжении экзосекреторной деятельности поджелудочной железы и эвакуаторной деятельности гастродуоденального комплекса.
Поджелудочная железа, панкреатин, ингибиция, дуоденальной область
Короткий адрес: https://sciup.org/140260456
IDR: 140260456
Текст научной статьи Дуоденальное сопряжение панкреатической экзосекреции и эвакуаторной деятельности гастродуоденального комплекса
Актуальность. Роль хронического дуоденального стаза (дуоденостаза) в происхождении вторичных поражений двенадцатипёрстной кишки, поджелудочной железы, желчного пузыря и желчевыводящих путей достаточно изучена [1; 2]. Дуоденальный стаз возникает вследствие нарушения моторно-эвакуаторной функции двенадцатиперстной кишки (ДПК) при многих заболеваниях гепатопанкреатодуоденальной зоны.
Одним из основных признаков его является длительное повышение давления в ДПК. Дуоденальная гипертензия создаёт условия для нарушения замыкательной функции большого сосочка двенадцатиперстной кишки (БСДК) и сфинктера Одди и возникновения дуоденобилиарного и дуоденопанкреатического рефлюксов.
С другой стороны, поражения БСДК воспалительного или травматического характера приводят к развитию рубцового стеноза или недостаточности сфинктера Одди, нарушениям оттока желчи и панкреатического сока, прямому рефлюксу из ДПК в протоковую систему поджелудочной железы или желчевыводящие пути [1; 3; 4]. Дуоденобилиопанкреатический рефлюкс способствует возникновению, прогрессированию и поддержанию воспалительных и деструктивных процессов в поджелудочной железе и желчевыводящих путях, желчном пузыре. Это, в свою очередь, приводит к гипотонии, а затем - к атонии и стойкому парезу ДПК, что, в свою очередь, усугубляет дуоденальный стаз
Координация физиологических процессов организуется посредством согласования в них возбуждения и торможения. Это правило реализуется и в срочной адаптации ферментного спектра панкреатического экзосекрета к свойствам дуоденального химуса посредством механизма возвратного торможения[4,7,9]. Указанное торможение может быть генерализованным и селективным в зависимости от ферментативной активности химуса и содержания зимогенов в нем [1,5].
Снижение экзосекреции ферментов вызывают не связанные с субстратом, эндогенными и экзогенными адсорбентами ферменты химуса. То есть если в химусе преобладает субстрат, то секреция усиливается, если в нем относительный «избыток» фермента - секреция снижается. Если «избыток» любой из гидролаз велик, то происходит снижение экзосекреции всех типов гидролаз и объема секреции - генерализованное торможение панкреатической экзосекреции[2,4,8].
При небольшом «избытке» в химусе одной из гидролаз снижается экзосекреция именно этой гидролазы (протеиназы, амилазы, липазы) -селективное торможение панкреатической экзосекреции [3,6,10].
Соответственно интрадуоденальное введение низкой дозы одного из трех панкреатических ферментов вызывает селективное торможение его секреции, введение фермента в большой дозе приводит к генерализованному торможению экзосекреторной деятельности ПЖ. Эти явления достаточно детально изучались нами на протяжение нескольких лет [8, 10, 11].
Выраженные селективные эффекты дают протеиназы, их зимогены и амилаза. Липаза имеет более высокие хемосенсорные дуоденальные пороги и малоселективна в своих ингибирующих панкреатическую секрецию воздействиях.
Цель исследования. Патогенетически обосновать лечение ХП, сочетанного с ЯБ ДИК, с учетом особенностей внешнесекреторной функции ПЖ (вариантов ее секреторного ответа на желудочную гиперсекрецию), секретинового механизма ее регуляции и степени фиброзирования ткани ПЖ.
Материалы и методы исследования. Дизайн исследования: открытое проспективное контролируемое (когортное) исследование у 65 больных острым некротическим панкреатитом.
Результаты исследования. Проведенные исследования дали возможность выявить новые факторы патогенеза, патогенетически обосновать и представить новые подходы к проведению лечения ХП при его сочетании с ЯБ ДПК.
Применения блокатора № — гистаминовых рецепторов ранитидина при ХП в сочетании с ЯБ ДПК способствует понижению уровня секретина и угнетению секреторного ответа ПЖ.
Применение ингибитора протонной помпы омепразола способствует повышению уровня секретина плазмы и не влияет на секреторный ответ ПЖ на трансдуоденальную стимуляцию у больных ХП в сочетании сЯБ ДПК.
Применение полиферментного препарата панцитрата способствует повышению уровня эндогенного секретина, не влияет на выраженность секреторного ответа ПЖ, но вызывает его замедление у больных ХП в сочетании с ЯБ ДПК.
У больных хроническим панкреатитом в сочетании с язвенной болезнью ДПК наблюдается извращенная кинетика эндогенного секретина плазмы в ответ на чрездуоденальную стимуляцию ПЖ желудочным секретом, заключающаяся в снижении уровня секретина в течение секреторного ответа ПЖ и не полном восстановлении его уровня по отношению к исходному к концу секреторного ответа.
У больных ХП в сочетании с ЯБ ДПК преобладает хронический панкреатит с гипореактивным (отсроченным, запоздалым) секреторным ответом на чрездуоденальную стимуляцию ПЖ желудочным секретом.
Коррекция реактивности секреторного ответа ПЖ у больных хроническим панкреатитом в сочетании с ЯБ ДПК возможна путем дифференцированного подхода к применению ингибиторов протонной помпы и блокаторов № - гистаминовых рецепторов с целью влияния на уровень секретина плазмы, а также назначением прокинетиков с целью нормализации скорости транзита желудочного секрета через ДНК.
Особенностью изменений морфоструктуры паренхимы ПЖ у больных ХП в сочетании с язвенной болезнью ДПК является преобладание частоты очагового фиброза над диффузным.
К особенностям изменений морфоструктуры главного панкреатического протока у больных ХП в сочетании с ЯБ ДПК можно отнести более частую встречаемость атро-фического дуктулита, аденоматоза и кистозной трансформации его слизистой оболочки.
К факторам, обусловливающим изменения со стороны слизистой оболочки вирсунгова протока у больных ХП в сочетании с ЯБ ДПК можно отнести снижение уровня секретина и нарушение его кинетики в ответ на чрездуоденальную стимуляцию внешней секреции ПЖ, что может способствовать недостаточной или извращенной гормональной стимуляции дуктулоцитов.
Вывод. В данном дуоденальном сопряжении сигнальную роль выполняют нутриенты (и продукты их начального гидролиза, что особенно выражено в гидролизатах белков и липидов), а также гидролитические ферменты дуоденального химуса, в первую очередь панкреатические протеиназы и их протеиназо-активируемые рецепторы. Не обделены ими и слизистая оболочка двенадцатиперстной кишки, апикальные и базолатеральные мембраны ее эпителиоцитов, нейронов, гландулоцитов и лейомиоцитов. Но это уже другая сторона затронутой в статье проблемы, которой в последнее время посвящено большое число публикаций.
Список литературы Дуоденальное сопряжение панкреатической экзосекреции и эвакуаторной деятельности гастродуоденального комплекса
- Веремеенко К.Н., Досенко В.Е., Кизим А.И., Терзов А.И. О механизмах лечебного действия системной энзимотера-пии // Врачебное дело. - 2000. - № 2 (1051). - С. 3-11.
- Коротько Г.Ф. Сигнальная роль ферментов пищеварительных желез // Вестн. интенсивной тер. – 2010. – № 5. – С. 20–23.
- Мазо В.К. Всасывание белковых антигенов и пищевая аллергия // Ногаллер А.М., Гущин И.С., Мазо В.К., Гмошин-ский И.В. // Пищевая аллергия и непереносимость пищевых продуктов. М.: ОАО Изд. Медицина. -2008. - С. 93 - 117.
- Фесенко Е.Г. Эвакуаторная деятельность гастродуоденального комплекса как системный критерий энзимокоррекции пищеварительного конвейера // Коротько Г.Ф. Секреция поджелудочной железы. – Краснодар, 2005 (прил. 1). – С.271 – 287.
- Dery O., Corvera C.U., Steinhoff M., Bunnett N.W. Proteinase-activated receptors: novel mechanisms of signaling by serine proteases // Am. J. Physiol. – 1998. – Vol. 274. Cell Physiol. 43. – P.1429–1452.
- Higham A., Vaillant C., Yegen B. et al. Relation between cholecystokinin and antral innervation in the control of gastric emptying in the rat // Gut. – 1997. – Vol. 41. – P. 24–32.
- Kawabata A., Matsunami M., Sekiguchi F. Gastrointestinal roles for proteinase-activated receptors in health and disease. Review // Br. J. Pharmacol. – 2008. – Vol. 153. – P. 230–240.
- Ossovskaya V.S., Bunnett N.W. Protease-activated receptors: Contribution to physiology and disease // Physiol. Rev. – 2004. – Vol. 84. – P. 579–621.
- Ramachandran R., Hollenberg M.D. Proteinases and signalling: pathophysiological and therapeutic implications via PARs and more // Br. J. Pharmacol. – 2008. – Vol. 153. – P. 263–282.
- Schwizer W., Borovicka J., Kunz P. et al. Role of cholecystokinin in the regulation of liquid gastric emptying and gastric motility in humans: studies with the CCK antagonist loxiglumide // Gut. – 1997. – Vol. 41. – P. 500–504.
- Vergnolle N. Clinical relevance of proteinase activated receptors (pars) in the gut // Gut. – 2005. – Vol. 54. – P. 867–874.