Два момента из прозы Елены Шварц: к проблеме контекстуальных смыслов
Автор: Доманский Ю.В.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература и литература народов России
Статья в выпуске: 3 (70), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются фрагменты из двух прозаических произведений Елены Шварц «Площадь мальтийских рыцарей» и «Сербский монастырь», оба они входят в автофикциональный цикл «Литературные гастроли». Для соотнесения со шварцевскими фрагментами берутся похожие моменты из нескольких произведений - из пьесы «Вишневый сад» Антона Чехова, из песни «Сказка о несчастных сказочных персонажах» Владимира Высоцкого, из романа «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, из песни «Ты дарила мне розы» Дианы Арбениной. Соотнесение сегментов из текстов Елены Шварц со схожими сегментами из названных текстов позволяет в итоге сформировать такие контексты, в пределах которых актуализируются смыслы, в рассматриваемых фрагментах присутствующие, но глубоко спрятанные, а потому отнюдь не всегда бросающиеся в глаза; это смыслы, связанные с пониманием положения человека в мире как трагического, с пониманием мира как средоточия трагизма и для каждого отдельного человека, и для человечества, наконец, с ощущением неизбежного конца - и мира, и человека. Такого рода эсхатологические смыслы, во многом присущие и лирической поэзии Елены Шварц, реализуясь в ее лирической прозе, могут считаться определяющими для шварцевского художественного мира и транслирующими важные грани мироощущения автора. Общим же итогом рассмотрения обозначенных контекстов следует признать актуализацию в сформированных на основании схожести контекстах смыслов, которые вне этих контекстов оказываются скрыты; в результате тексты-участники такого рода контекстов в смысловом плане взаимообогащают друг друга.
Контекст, смысл, лирическая проза, елена шварц, антон чехов, владимир высоцкий, габриэль гарсиа маркес, диана арбенина
Короткий адрес: https://sciup.org/149146744
IDR: 149146744
Список литературы Два момента из прозы Елены Шварц: к проблеме контекстуальных смыслов
- Воронцова К.В. Модели пространства в поэзии Елены Шварц: авто-реф. дис.... к. филол. н.: 10.01.01. Волгоград, 2013. 25 с.
- Воронцова К.В. Пространство русской литературы в поэзии Елены Шварц // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 136-139.
- Высоцкий В. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1991. 639 с.
- Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества / пер. с исп. В. С. Столбова, Н.Я. Бутыриной. М.: АСТ, 2023. 544 с.
- Джамалова М.К. Полимодальность поэтического текста Елены Шварц // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1(127). URL: https:// research-journal.org/archive/1-127-2023-january/10.23670/IRJ.2023.127.154 (дата обращения: 25.07.2024).
- Доманский Ю.В. Отзвук лопнувшей струны из чеховского «Вишневого сада» в «Сказке о несчастных сказочных персонажах» Владимира Высоцкого // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 2. С. 5-12.
- Дубаков Л.В., Го В. Культурный образ лисы-оборотня в поэзии Елены Шварц // Мир русскоговорящих стран. 2022. № 3(13). С. 81-94.
- Зотеев А. В. Лирический герой Елены Шварц и его трансформации в переводах на английский язык: автореф. дис.... к. филол. н.: 10.01.03. Самара, 2011. 19 с.
- (a) Марков А.В. Закономерности христианской культуры в поздней поэзии Елены Шварц // Культурный код. 2020. № 3. С. 7-14.
- (b) Марков А.В. Синергетический фатализм и ситуативный хронотоп архитектурных образов Елены Шварц // Творчество и современность. 2020. № 2(13). URL: https://nsktvs.ru/node/266 (дата обращения: 25.07.2024).
- Пронин М.В. О некоторых особенностях поэтического языка Елены Шварц // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2024. № 3. С. 129-136.
- (а) Романов А.А. Временной код в лирике Елены Шварц // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20. Вып. 3. С. 332-337.
- 13.(b) Романов А.А. Оппозиции пространственного кода в лирике Елены Шварц // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20. Вып. 2. С. 218-222.
- Романов А.А. Культурные коды в лирике Елены Шварц: автореф. дис.... к. филол. н.: 10.01.01. Саратов, 2021. 24 с.
- Самойленко В.А. Жанровые особенности лирического цикла путешествий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 9. С. 43-48.
- Суханова С.Ю. Интерпретация орфического сюжета в творчестве Елены Шварц // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 134-145.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 13. М.: Наука, 1975. 528 с.
- Шварц Е. Истинные происшествия моей жизни. СПб.: Jaromir Hladik press, 2023. 392 с.
- Шварц Е. Стихотворения и поэмы. СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. 512 с.
- Шварц Е. Трость скорописца: Книга новых стихотворений. СПб.: Пушкинский фонд, 2004. 104 с.
- Шекспир У. Ромео и Джульетта [трагедии] / [пер. с англ. Б. Пастернака]. М.: АСТ, 2018. 384 с.