Два взгляда на диалектику русской культуры и истории: евразийцы 1920-х годов и М. А. Лифшиц

Бесплатный доступ

Статья посвящена концепциям евразийцев 1920-х годов (П. Н. Савицкого, Н. С. Трубецкого, П. П. Сувчинского, Н. Н. Алексеева) и советского философа М. А. Лифшица, в которых взаимосвязь восточного и западного в русской культуре рассмотрена в качестве диалектического единства. Особое внимание уделено соотношению патриархальной религиозности народа и атеизма и материализма русской западнической интеллигенции. Согласно концепции евразийцев, в русской культуре можно выделить архаическую веру русских крестьян (вера без знания) и соединённую с научным мировоззрением веру религиозной интеллигенции в лице славянофилов и В. С. Соловьёва (единство веры и знания). Противоположный культурный мир - это мир знания без веры в лице либералов, и даже марксистов-«меньшевиков», с их «теплохладным» отношением к этическим ценностям и признанием относительности истины. Особое место занимают атеисты и материалисты революционного направления, у которых культ знания противоречиво соединяется с верой в абсолютные ценности, но в безрелигиозной форме. Мих. Лифшиц как марксист связывает высший органический синтез науки и безрелигиозной веры в абсолютные ценности с линией, идущей от Чернышевского к Ленину. Евразийцы видят в ленинизме извращённое сочетание веры и знания, в противоположность органическому единству веры и знания, а значит, восточного и западного в русской культуре у славянофилов и В. С. Соловьёва. Этим определяется их оценка Октябрьской революции и дальнейшего развития России, в котором евразийцы предполагают очередной рывок - от «фидеистического марксизма» к православно-евразийской идеологии в советской Росси

Еще

Евразийцы, п. н. савицкий, н. с. трубецкой, м. а. лифшиц, русская культура, запад, восток, вера, разум

Короткий адрес: https://sciup.org/144160830

IDR: 144160830   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10207

Список литературы Два взгляда на диалектику русской культуры и истории: евразийцы 1920-х годов и М. А. Лифшиц

  • Алексеев Н. Н. Пути и судьбы марксизма: от Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин: Издание евразийцев, 1936. 102 с.
  • Арсланов В. Г. Русская идея марксиста Мих. Лифшица // Лифшиц М. А. Очерки русской культуры. Москва: культура; Академический проект, 2015.
  • Лифшиц М. А. Что такое классика?: онтогносеология, смысл мира, «истинная середина». Москва: Искусство XXI век, 2004. 495 с.
  • Лифшиц М. А. О русской культуре и её мировом значении // Очерки русской культуры. Москва: культура; Академический проект, 2015.
  • Лифшиц М. А. В мире эстетики. Статьи 1969-1981 гг. Москва: Изобразительное искусство, 1985. 318 с.
  • Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная: [Избранные работы]. Москва: Искусство, 1980. 582 с.
  • Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев / С. Ю. Ключ ников (сост.). Москва: Беловодье, 1997. 525 с.
  • Савицкий П. Н. Континент Евразия. Москва: Аграф, 1997. 461 с.
  • Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. Москва: Аграф, 1999. 554 с.
Статья научная