Две онтологии
Автор: Голубчиков Ю.Н.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Рубрика: Место экологической культуры в глобальном мире: образование, безопасность, развитие
Статья в выпуске: S2, 2022 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются взаимоотношения науки и религии. В основу религии положен телеологический догмат. В науке, напротив, возникновение мироздания, жизни и человечества трактуется как результат действия очень долгих, но абсолютно слепых сил, а в самом мироздании не усматривается ни величия, ни красоты, ни цели. Эта картина отвечала научным достижениям середины ХХ в., но уже не вписывается в современную научную картину мироздания.
Антропный принцип, человечество, человек, вселенная, религия, наука
Короткий адрес: https://sciup.org/143183247
IDR: 143183247
Текст научной статьи Две онтологии
Выдающийся российский ученый А. Е Федоров [7 сформулировал четыре постулата-ограничения, из которых исходит современная научная деятельность:
-
1 Постулат: Мир материален.
-
2 Постулат: В мире существуют только те силы и взаимодействия, которые сегодня знает наука.
-
3 Постулат: То, что происходило сейчас, происходило раньше — действовали те же законы.
-
4 Постулат. То что мы установили за 400 лет наблюдений, в микроскопической точке мирового пространства, происходит везде и всегда во всем Космосе.
Добавим сюда постулат о случайности, согласно которому все объекты природного происхождения эволюционно самоорганизовались в процессе случайного перехода от хаоса к порядку благодаря некой неравновесности.
В основу религии выдвинут телеологический догмат цели при понимании единства материального и нематериального миров. Почему падает камень на землю. Потому что существуют сила и закон гравитации, под их действием он и падает — отвечает наука. Для чего падает камень на землю? — вопрошает религия. Для того, чтобы тяжелое было внизу, а легкое наверху, потому что так надо для человека — отвечает телеология. Для того и существует закон гравитации. Он, как и все законы, лежит за пределами материального мира.
А это две диаметрально противоположные онтологии. Или все вращается ради нас. Или мы несемся на хаотической пылинке в океане космоса, в океане смерти на краю бездушной эволюционирующей Вселенной.
Воззрения великих мыслителей прошлого о телеологичности мироздания к середине ХХ в. представлялись уже окончательно преодоленными. Как вдруг с 1970 - х годов выясняется, что важнейшие законы физики задаются 9 фундаментальными константами. Каждая из них выглядит случайной, не связанной с другими, казалось, могла бы иметь иные значения. Но каждый раз выяснялось, что не только эти константы, но и их соотношения критически важны для существования нашего мира. К концу 1980-х гг. указывалось уже на 30 таких констант, затем на 70, сегодня их насчитывается 200.
Даже небольшое мысленное варьирование одной из констант приводит к потере устойчивости всей Вселенной. Она станет не какой-то иной, подходящей, допустим, для другой материи, а в принципе теряющей физический смысл. Протон тяжелее электрона в 1836 раз. Если это соотношение станет чуть другим, то или электрон упадет на протон и весь мир развалится в пустыню водорода, или, напротив, электрон оторвется от протона и все превратится в еще нечто худшее. Только при этом подборе констант у Вселенной могут существовать наблюдатели, как физики именуют людей. А без наблюдателей не было бы Вселенной. Некому было бы ее видеть и слышать. Это открытие получило название антропного принципа.
И если малейшее изменение числовых значений одной из констант Вселенной произойдет, то означать оно будет «конец света», т. е. всей материальной Вселенной со всеми ее бесчисленными галактиками.
С утверждением антропного принципа наука вновь сближается с религиозным знанием. Стало возможным воскликнуть: «Вот человек. Какова должна быть Вселенная?!» Может, она должна быть столь же обширна, как есть, с этими гигантскими расстояниями с их «избыточно-излишним» звездным материалом? «Человек… мог развиться здесь на Земле только при наличии всей этой чудовищно обширной материальной Вселенной, которую мы видим вокруг нас», — отмечал Альфред Уоллес [6].
Наиболее прозорливые умы догадывались об антропном принципе задолго до его появления. Русские кос-мисты Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и в особенности К. Э. Циолковский считали весь Космос одухотворенным [9]. К. Э. Циолковский рассматривал весь космос как то, что обусловливает нашу жизнь: «Трудно предположить, чтобы какая-нибудь его часть не имела рано или поздно на нас влияния» [8]. Сам греческий корень «косм» означает «порядок». Порядок прямо противоположен хаосу и может в него только обращаться, но никак из него не происходить. «В этом смысле можно говорить о борьбе сил космоса против сил хаоса, где первым соответствует все, связанное с формой, порядком, законом, духовной иерархией, традицией в высшем смысле, а вторым — все влияния, ведущие к раздробленности, разрушению, упадку, к торжеству низшего над высшим, материи над духом, количества над качеством» [10]. Это тоже две различные онтологии.
С антропным принципом звездный купол стал неизмеримо ближе и человекоразмернее. Все его звезды важны и нужны для нас, для нашей повседневности. «Коснувшись цветка, ты тем самым потревожишь и звезду», — заключал поэт Френсис Томпсон.
А еще, быть может, и нужно столь много «избыточно лишнего» генетического материала, «мусорных ДНК и генов», чтобы получить основные параметры будущего организма. Похоже, тут не место случайностям. Если бы зачатие каждого человека было случайным, Земля бы наполнилась всевозможными уродами. Но на ней преобладают красивые люди, в особенности дети. Значит, там не случайная лотерея и даже не «поле возможностей», а нечто сродни «Бог есть любовь».
Эйнштейн [11] выделял три ступени в развитии религиозных представлений: религию страха (в частности, язычество), религию морали (христианство, иудаизм, ислам) и третью ступень — космическое религиозное чувство. Это религия будущего. Ее контуры читаются в антропном принципе.
«Известный американский политолог и геополитик С. Хантингтон выразил фактически господствующее в научных кругах мнение, что «век двадцать первый, судя по всему, обещает стать эпохой религиозного возрождения». Во всем мире происходит возвращение религии в политику, идеологию и экономику, что дает право говорить о наступлении конца эпохи секуляризма и «реванше Бога» в глобальных масштабах» [3].
В постатеистической России люди ищут Бога через науку. А в ответ им заученно твердят: «Научно только исследование, не допускающее существование Бога, потому что исследование, допускающее существование Бога, ненаучно». Науке нужен прорыв ко многим мировоззренческим моделям, в том числе, альтернативным и полярным, устоявшимся. Был бы телеологический догмат положен в основу идеологии, ключом к научному познанию мироздания стал бы антропный принцип. Им бы открывался учебник физики. В нем нашлось бы место и для жизни, и для человека.
Но и церковная организация не должна оставаться лишь «приютом для усталых и отсталых». «Церковная ограда должна вместить в себе не только дом для инвалидов, но и рабочую мастерскую, и ученый кабинет, и художественную студию. Так должна вновь возродиться церковная жизнь» [2].
Начался трудный процесс преодоления противопоставления души и тела. В неклассической эпистемологии сознание воплощается телом, а тело оживляется духом. «Тело и сознание, а также познающее тело и среда его активности связаны друг с другом петлями круговой, циклической причинности» [4]. Румынский профессор медицины Д. Константин-Дулкан обосновывает формирование мозга сознанием, а организма мозгом [12]. Казалось бы, давно преодоленный телеологизм, вновь обретает свою полноту и направленность. Снова проявляется некий план, по которому соткана материя Вселенной. Жизнь в свете антропного принципа высветилась не «способом существования белковых тел», а тем, священным, что упорядочивает космос. «Это значит, что физика есть не что иное, как подножие биологии, и самостоятельного значения она не имеет» [5].
Человек все более высвечивается величайшей загадкой Вселенной. «Откуда появился человек, есть ли душа или ее нет? Если есть — бессмертна ли она или смертна? Живет ли она один раз, как утверждает христианство, или перевоплощается множество раз в различных телах? Как связана душа с телом? Есть ли судьба? Связана ли судьба человека с точным временем и местом его рождения? Как на судьбу человека влияют небесные тела? Можно ли заглянуть в будущее человека? Что такое предвидение, на чем оно основано?» — резюмирует выдающийся исследователь творчества философов М. В. Бахтин [1].
Еще полвека назад происхождение жизни на Земле из неживой материи в результате химических реакций выглядело вполне очевидным. Тогда ничего не было известно ни о тончайшей юстированности Вселенной под человека, ни о сложности клетки, ни целенаправленной цепочке генетического кода. Картина мира могла быть редуцирована к механическим часам. На противоречащие механистическому и редукционистскому мнения навешивались ярлыки научно неразвитых.
Открывшаяся с антропным принципом антро-поцентричность мироздания аппроксимируется, ско- рее, мегакомпьютером с его программами, настроенными на пользователя, которые включаются при пра- графии религий. Известия РАН. Серия географическая. 2014; 2: 21–30.
Список литературы Две онтологии
- Бахтин М. В. Человек в поисках себя: очерки антропологических и этических учений. Том I. Античность и Средневековье. Рагуза, 2022. 470 с.
- Булгаков С Н. Церковь и культура. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.
- Горохов С А. Конфессиональное геопространство как объект изучения географии религий. Известия РАН. Серия географическая. 2014; 2 21—30.
- Князева Е. Н. Психосоматическое здоровье: холистический подход. Вестник Международной Академии Наук (Русская Секция), 2021; 1: 50—57.
- Тростников В. Загадка «Антропного» принципа. Православная беседа, №3, 1996 г. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bo-goslovie/ocherki-hristianskoj-apologetiki/
- Уоллес А. Р. Место человека во Вселенной. Пер. с англ. Л Лакиера. СПб., 1904. 292 с.
- Федоров А. Е. Платоновы тела и космические периоды: арийская нумерология и космогония. Система «Планета Земля»: 25 лет сборнику «Система «Планета Земля». М., ЛЕНАНД, 2022: 113-149.
- Циолковский К. Э. Причина космоса. Очерки о Вселенной. Калуга: Золотая аллея, 2001. 384 с.
- Шелкопляс Е. В. Введение в теорию оптимума развития: принципы, анализ социальных процессов, образ будущего. Кн. 1: Общие принципы теории оптимума развития. Иваново, 2018. 188 с.
- Эвола Ю. Люди и руины. М., АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 445 с.
- Эйнштейн А. Религия и наука. Собрание научных трудов. Т. IV. М., Наука, 1967: 126-129.
- Constantin-Dulcan D. In Càutarea sensului pirdut creieral noua spiritualitae. Œ^nt оnainte de Stela-Maria Ivaneç Edifia a Ii-a revâzutà §i adâugità mioH Cluj-Napoca, 2008. 417 p.