Двигательная активность студентов в контексте заботы о здоровье
Автор: Арпентьева М.Р., Доровских И.Г., Владимиров Н.М., Лосев В.Ю.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Статья в выпуске: 1 (100), 2025 года.
Бесплатный доступ
Введение. Представлены основные результаты исследования проблематики двигательной активности студентов вузов в контексте формирования и развития физической культуры и здоровьесбережения в целом. Цель - анализ стратегий двигательной активности сообучающихся в контексте задач здоровьесбережения. Материалы, результаты и обсуждение. Двигательный режим рассматривается как совокупность двигательной активности данного человека в течение фиксированного периода времени, например этапа жизни. Изучены различные стратегии двигательной активности студентов, различающихся по характеру ценностного отношения к здоровьесбережению и ведущим задачам поддержки их в образовательном процессе и процессе психолого-педагогического сопровождения.
Физическая культура, профессиональная физическая подготовка, здоровьесбережение, стратегии двигательной активности, режимы двигательной активности
Короткий адрес: https://sciup.org/149147719
IDR: 149147719 | УДК: 796.0 | DOI: 10.24412/1999-6241-2025-1100-103-108
Текст научной статьи Двигательная активность студентов в контексте заботы о здоровье
Citation: Аrpentieva М. R., Dorovskikh I. G., Vladimirov N. М., Losev V. Yu. Student Motor Activity in a Healthcare Context. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2025. Vol. 30. No. 1(100). Pp. 103–108 (In Russ.). 24412/1999-6241-2025-1100-103-108
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью проблематики повышения физической активности и культуры, задач здоровьесбережения будущих и уже работающих специалистов [1–6].
Целесообразность разработки темы состоит в том, что для государства повышение уровня здоровья и компетенций здоровьесбережения будущих специалистов и граждан в целом является стратегически важной задачей.
Изученность проблемы. Несмотря на важность системного (в том числе интегративно-типологического)
анализа физической активности студентов вузов в контексте задач здоровьесбережения, на многообразие работ, в которых осмысливаются вопросы стимуляции и организации двигательной активности студентов и их здоровьесбережения в целом [7–11 и др.], обобщающие исследования развития способности и готовности к направляемому преподавателями и к самостоятельному формированию и совершенствованию оптимально насыщенного и развивающего двигательного режима у обучающихся в высшем профессиональном образовании практически отсутствуют. В силу того что вопросы самостоятельного и успешного формирования двигательной активности как системы стратегий или режимов двигательной активности у студентов исследованы недостаточно, можно утверждать, что проблема в такой постановке рассматривается впервые.
Цель — изучение особенностей стратегий двигательной активности обучающихся в контексте задач здоровье-сбережения, осмысление данных стратегий сквозь призму ценностей заботы о здоровье, различающихся по отношению обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.
Материалы, результаты и обсуждение
В современных исследованиях все чаще отмечается важность управления и самоуправления здоровьесбере-жением, формирования стратегий двигательной и иной активности, отражающих системный, направленный характер здоровьесберегающей активности как деятельности [1; 12–15]. В практике работы преподавателей физической культуры (тренеров), специалистов лечебной физкультуры и т. п. это проявляется в том, что многие занимающиеся физической культурой и спортом, даже при общей компетентности в области различных упражнений и систем упражнений, не имеют сформированных представлений и планов в отношении своего здоровья. Проблематика здоровья становится фокусом внимания большинства людей только в ситуациях потерь, болезней и перенапряжения, но не ранее. Перспективные же планы, в том числе в сфере совершенствования здоровья как непрерывной активности, практически отсутствуют.
Это говорит о том, что и науке, и практике необходимо менять «парадигму» исследования и работы в области (ре)организации двигательной активности, пересматривать ее как стратегическую, важнейшую, наряду с профессиональной и семейной, реализуемой на протяжении всей жизни человека, в том числе не только в согласии с традиционной моделью «развитие — функционирование — инволюция», но и с моделью «непрерывное совершенствование».
Исследователи отмечают существенные различия разных групп людей, в том числе тех, кто осуществляет или не осуществляет структурированную, качественную, направленную здоровьесберегающую активность, заботится или не заботится о своем и чужом здоровье, кто реализует различные режимы и стратегии двигательной (физической) активности [6; 8; 12; 13].
Понятие стратегий двигательной активности предполагает аксиологически обусловленную, рефлексируе-мую организацию и осуществление разных видов и форм двигательной активности человека в течение определенного этапа его жизни. Ученые и практики также отмечают необходимость заботы о том, чтобы у обучающихся были сформированы и совершенствовались способность и готовность к самостоятельному, инициативному и ответственному управлению двигательным режимом своей активности, результативные стратегии двигательной активности [1; 10; 14].
Ценностная обусловленность физической активности человека отражена во многих исследованиях, включая современные. Но, на наш взгляд, важно рассмотреть этот момент именно как факт, связанный с деятельностной природой здоровьесбережения, с представлением о здоровье как результате индивидуально и социально значимой деятельности.
Здоровьесберегающая активность человека — совокупность многоуровневых и многоаспектных структурированных действий и операций в структуре систематической, непрерывной и многосторонней деятельности поддержки, укрепления, восстановления разных компонентов здоровья (телесно-физического, душевнопсихического, морально-нравственного, социального). Цель ее — обеспечение и восстановление качества жизни человека как целостного субъекта, достижение и сохранение благополучия и длительности его жизни.
Культура здоровьесбережения и физическая культура, ее важнейший компонент, — ведущее средство здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования [1; 4; 5; 13; 15]. Этим понятием подчеркивается значимость формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студентов методами современной педагогики. Помимо действенности, важно обеспечение таких характеристик здоровьесбережения, как персони-фицированность и сбалансированность.
Опираясь на результаты исследований [1; 9; 14], выделим ряд основных факторов, с которыми обучающиеся встречаются в университете:
-
1) деформирующие человека и отношения между людьми модели педагогического взаимодействия, изме-
- нение образовательной нагрузки и ухудшение качества образования;
-
2) дисгармоничность методик и технологий образования по отношению к возрастным и иным способностям и ограничениям обучающихся в вузе, невнимание к ведущим физиолого-гигиеническим нормативам образовательной среды, обедненность работы в области физического воспитания и обучения в университете или ее полное отсутствие, полное или фрагментарное отсутствие служб академического медицинского контроля;
-
3) крайне низкая компетентность и демотивированность преподавателей, студентов, иных стейкхолдеров образования в области технологий и программ сохранения и укрепления / восстановления здоровья;
-
4) отсутствие валеологических, в том числе инклюзивных, развивающих, коррекционных и т. д., программ здоровьеобеспечения субъектов образования как таковых на уровне медицинских, психосоциальных и иных академических служб.
Обучающиеся при этом могут быть разделены на несколько групп.
Первая группа — неуспевающие и конфликтные обучающиеся с девиациями, двигательная активность их может быть весьма активной, но неструктурированной. Вторая — успевающие и адекватно ведущие себя обучающиеся, которые после той или иной проблемной ситуации и нехватки времени и сил снижают активность, она становится асимметричной. Третья группа демонстрирует признаки скрытого психологического неблагополучия, двигательная активность таких студентов обеднена. Четвертая — «школяры», нередко коммодифицирующие любые виды активности, включая физическую.
На эмпирическом этапе исследования в конце 2022 — начале 2023 гг. был проведен опрос студентов Ханты-Мансийской государственной медицинской академии и Сургутского государственного университета (будущих врачей и тренеров). Опрашивались все обучающиеся учебных групп. В опросе принимали участие 200 респондентов 2–3 курсов обоих вузов.
После опроса обучающиеся вели самонаблюдение, которое завершилось групповыми занятиями, посвященными рефлексии основных стратегий, проблем и успехов здоровьесберегающей активности и подготовкой каждым респондентом индивидуального итогового отчета. В отчете регистрировалась и рефлексировалась здоровьесберегающая, в том числе двигательная, активность по критериям интенсивности, длительности, регулярности, участия других людей, поиска информации о тех или иных формах двигательной активности и здоровьесбе-режения, помимо учебных занятий.
Авторский опросник «Стратегии двигательной активности» включал следующие пункты:
-
1. Актуальны ли для Вас вопросы заботы о здоровье? Как много времени, сил и средств Вы выделяете для того, чтобы заниматься здоровьем?
-
2. Опишите характер своей двигательной активности в течение недели. Чем Вы любите или не любите заниматься?
-
3. Есть ли у Вас любимые практики здоровьесбе-режения?
-
4. Сотрудничаете ли Вы с другими обучающимися и преподавателями вуза в решении задач здоровьесбе-режения?
Предполагалось, что можно выделить несколько стратегий двигательной активности, отличающихся в зависимости от ценностного отношения к здоровьесбере-жению современных обучающихся:
-
1) стратегия жизнеутверждения: двигательный режим насыщен, разнообразен, осознан, у обучающихся есть специальные компетенции в области здоровьесбе-режения, готовность и способность самостоятельного формирования двигательного режима, режима питания, сна и отдыха и т. д., активного сотрудничества с преподавателями, тренерами, специалистами служб сопровождения, однокурсниками, включая готовность быть наставником других обучающихся и т. д.;
-
2) аморфная стратегия, или астратегичность, при которой студент «не против» заниматься «какими-то» (различными) видами активности, но физическая культура как целостная система не сложилась, «потребление» знаний и умений ограничено ситуативными трудностями, реализуется «полевое» поведение;
-
3) стратегия жизнеотрицания: недовольство жизнью и собой, при котором тело представляет инструмент или помеху, а двигательный режим асимметричен, физическая активность связана с отличными от здоровья задачами, отсутствуют готовность и стремление самостоятельного формирования двигательного режима и сотрудничества с другими субъектами образования.
Таблица. Стратегии двигательной активности обучающихся — будущих специалистов в области здоровьесбережения, %
(Table. Strategies of motor activity of students — future specialists in the health protection sphere, % )
Показатели здоровьесбережения |
Вузы |
Стратегии |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
ХМГМА |
СГУ |
55 чел. |
93 чел. |
52 чел. |
|
Осознанность здоровьесбережения (рефлексируемость, управляемость, активность) |
39,5 |
34,5 |
27,5 |
46,5 |
26,0 |
Структурированность (многообразие и систематичность двигательной и иной активности) |
23,5 |
45,5 |
25,5 |
43,5 |
31,0 |
Специализированность практик здоровьесбережения, включая двигательную активность |
41,0 |
29,0 |
24,5 |
45,5 |
24,4 |
Сотрудничество обучающихся с окружением в сфере здоровьесбережения |
33,0 |
37,5 |
27,0 |
43,5 |
23,0 |
Запрос на поддержку со стороны преподавателей в области здоровьесбережения |
36,0 |
32,0 |
24,0 |
44,0 |
26,0 |
Примечание: производился подсчет доли респондентов, упоминавших в своих ответах ту или иную категорию.
Материалы опроса обрабатывались качественно и количественно (с помощью метода контент-анализа).
Исходя из того, что опрашивались будущие специалисты в области здоровьесбережения, мы полагали, что студентов первой группы будет больше, чем второй и тем более третьей. Однако наше предположение подтвердилось лишь частично. Как показывают данные опроса, обучающиеся действительно могут быть разделены на три основные группы (табл.) с довольно четко выраженными различиями.
Различия между обучающимися двух университетов являются незначимыми, различия между первой и третьей группами значимы на уровне р≥0,01: как крайние варианты отношения к себе, здоровью и жизни.
Несмотря на то что обучающихся со стратегией жизнеутверждения, активного и бережного отношения к здоровью было выявлено относительно немало (четверть выборки), однако из наблюдений и анализа самоотчетов следует, что доля обучающихся, действительно заботящихся о своем здоровье, составила 8,0%. Это является показателем общего неблагополучия отношений в изучаемой сфере. Остальные респонденты первой группы пополнили группу «аморфно» относящихся к здоровью: именно поэтому, видимо, различия между первой и второй группами, по данным опросов, оказались незначимыми. 6,5% обучающихся второй группы пополнили первую группу, в связи с тем что наблюдение стимулировало их задуматься о своем здоровье, а 4% респондентов второй группы перешли в третью, как вытекает из их самоотчетов, по причине неблагоприятных (психотравмирующих) внешних ситуаций. В отношении третьей группы результаты самонаблюдения позволили некоторым студентам (9,0%) к концу семестра оптимизировать свою двигательную активность и улучшить отношение к себе, жизни и своему здоровью. В целом можно констатировать, что отношение к здоровью и активность здоровьесбережения изменяются и зависят:
-
1) от особенностей образовательной и жизненной ситуации, ее психологической, социальной и физиологической «благоприятности» здоровью;
-
2) качества окружения, поддерживающего или, напротив, блокирующего и игнорирующего задачи сбережения здоровья;
-
3) наличия цели и вовлеченности в процесс здоровье-сбережения и его изучения.
Однако в целом результаты исследования позволяют заключить, что даже у будущих специалистов в области здоровьесбережения наиболее распространенной является «аморфная стратегия», наиболее важный, дифференцирующий группы параметр — осознанность (рефлексивность и управляемость) двигательной активности и здоровьесбережения в целом. Наибольшего внимания (менее сформированные) требуют аспекты здоровье-сбережения, связанные со 1) специализацией практик и режимов, 2) сотрудничеством и поддержкой в области здоровьесбережения: обучающиеся демонстрируют недостаточную самостоятельность (активность, мотивированность), а также способность и готовность развивать компетенции в изучаемой области.
При этом работа с разными группами обучающихся различна: в первом, оптимальном, варианте обучающимся нужна лишь поддержка, во втором случае встает задача «перевоспитания», системных усилий (педагога, психолога и иных специалистов), в третьем — важно развивать осознанность обучающихся, их мотивацию к исследованию себя и изменений в своей жизни, включая те, что связаны со здоровьесбережением.
Выводы
-
1. Здоровьесберегающая активность человека — совокупность многоуровневых и многоаспектных структурированных действий и операций в структуре систематической, непрерывной и многосторонней деятельности, касающейся поддержки, укрепления, восстановления разных компонентов здоровья (телесно-физического, душевно-психического, морально-нравственного, социального). Ее основная цель — способствовать сохранению и восстановлению высокого качества жизни человека как целостного субъекта, достижению и повышению уровня благополучия / здоровья и продолжительности его жизни.
-
2. Культура здоровьесбережения и физическая культура, являющаяся ее важнейшим компонентом, — ведущее средство здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования. При работе с разными группами обучающихся академическим службам психологопедагогического сопровождения вузовского образования, тренерам, иным педагогам, родителям и близким важно системно, согласованно и постоянно поддерживать даже маленькие успехи обучающихся в отношении их здоровьесберегающей активности, отмечать их и помогать совершать каждый день чуть большее усилие, создавать и реализовывать долгосрочные программы телесно-физического и общего совершенствования.
-
3. Проведенный анализ проблемы позволил выделить такие стратегии двигательной активности обучающихся, как:
Для этого полезна целенаправленная работа служб психолого-педагогического сопровождения образования, а также повышение качества подготовки по ведущим компетенциям в сфере здоровьесбережения. Одна из ведущих задач современного университета — разработка и внедрение многоаспектных, многоступенчатых программ сопровождения двигательной активности студентов в контексте здоровьесбережения.
-
— стратегия жизнеутверждения: двигательный режим насыщен, разнообразен, отрефлексирован, управляем, у студентов имеются основные и специальные компетенции в области здоровьесбережения и форм его
осуществления, выражены готовность и способность самостоятельного формирования двигательного режима, управления им, а также режима питания, сна и отдыха и т. д. Часто наблюдаются ситуации активного сотрудничества с преподавателями, тренерами, специалистами служб сопровождения, однокурсниками, включая готовность быть наставником других студентов и т. д.;
-
— стратегия жизнеотрицания: у студентов проявляется недовольство жизнью и собой, тело они рассматривают как инструмент или помеху, их двигательный режим асимметричен, диспропорционален и хаотичен. Как правило, физическая активность связана с отличными от здоровья задачами, отсутствуют готовность и стремление управлять ею, самостоятельно формировать и трансформировать двигательный режим. Не наблюдается систематических активных попыток сотрудничества с другими субъектами образования в сфере здоровьес-бережения;
-
4. Коррекционно-развивающая работа педагога (тренера) с различными группами обучающихся будет специфична: в первом, оптимальном, варианте нужна лишь поддержка в ведении здорового образа жизни, однако будут результативны спецкурсы и практикумы, посвященные здоровьесбережению. Во втором случае перед педагогами и службами сопровождения образовательного процесса встает задача «перевоспитания» системными усилиями (педагога, психолога и иных специалистов). В третьем, последнем, случае важно развивать осознанность, умение и стремление управлять здоровьем и двигательной активностью у обучающихся, поддерживать мотивацию к исследованию себя и изменений в своей жизни, включая те, что связаны со здо-ровьесбережением.
— «аморфная» стратегия, т. е. астратегичность двигательной активности: студенты в целом могут заниматься какими-то видами здоровьесберегающей активности, но собственно физическая культура как целостная система компетенций у них не сформирована и не развивается, «потребление» знаний и умений ограничено ситуативными трудностями, реализуется «полевое» поведение.
Область применения и перспективы исследования. Результаты направлены на совершенствование работы по психолого-педагогическому сопровождению самостоятельного здоровьесбережения обучающихся средствами физической культуры, включая мотивацию и поддержку двигательной активности, обогащение компетенций как системы знаний и умений в данной сфере. Перспективы связаны с разработкой интегративной модели управления двигательной активностью обучающихся.