Движущие силы восстания 1836-1838 гг. во внутренней Букеевской орде

Автор: Билецкая С.В.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Статья в выпуске: 6-1 (12), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья освещает основные движущие силы восстаний во Внутренней Букеевской Орде и восстания 1836-1838 гг. в частности. Взаимоотношение Исатая Тайманова и Мухамета Утемисова с Джангир-ханом и султанами.

Букеевская орда, внутренняя орда, хан, шаруа, восстание и.тайманова и м.утемисова, султаны

Короткий адрес: https://sciup.org/140269096

IDR: 140269096

Текст научной статьи Движущие силы восстания 1836-1838 гг. во внутренней Букеевской орде

В 30-годах ХIХ века казахи были по преимуществу кочевым народом, почти совершенно не знавшим оседлости и земледелия; главным занятием их было скотоводство. Наиболее целесообразной формой общественного строя на этой стадии развития народного хозяйства является родовой строй, как это наблюдается почти у всех кочевых народов.

Между тем Джангер хан производил в орде ломку этого строя, наслаждая      феодально-поместную      систему,      совершенно несоответствующую формам кочевого общежития. Замена патриархальнородовых отношений отношениями феодального строя могла произойти только в условиях оседлого быта, в прикрепление казаков к земле: но как раз этого было невозможно сделать по причине бесплодности степей и пустынь, непригодных к земледелию при той техники сельского хозяйства. Боязнь лишиться свободы перекочевок, которые были так необходимы для жизни скота, боязнь прикреплений к определенной территории местности и обращения в крепостное состояние, боязнь обязательной военной службы, что вытекало одно на другое - все это делало казахов чрезвычайно чуткими и подозрительными ко всем мероприятиям, направленным к изменению их быта. Перекочевки с места на место совершались привычным и даже приятным способом, не влекущим за собой ломки повседневной жизни.

До Исатай батыра восставший народ по обыкновению не входил ни в какие переговоры, и события в орде развертывались совершенно неожиданно. Так было в 1818, 1827 и 1829 гг1. Народная волна внезапно поднималась, стихийно двигалась на Уральскую линию и также внезапно падала. На народных восстаниях спекулировали многие действительно «посторонние» люди. Во-первых, спекулировали уральские линейные начальники, которые контрабандой переправляли беженцев в зауральную степь, за хорошую плату. Затем наживались некоторые люди султана Чингалия Урманова, который переманивал из Нарын-Песков богатых ордынцев в свои цепкие когти.

Можно сказать, что бескорыстно служил делу народа султан Каип Галий, заслуживший в орде огромную популярность, но, в конце концов, все же и он стремился к достижению ханской власти, со всеми вытекающими из нее личными выгодами. Правда надо признать, что султан ставил себе великую цель национального объединения казахского народа хотя бы и под протекторатом мусульманской Хивы. Однако, султан Каип Галий не нашел в себе силы вступить в открытый бой с врагами народа и силой прорваться за Урал, несмотря на то, что внезапность его движения давала ему полную гарантию на успех.

Только спустя 10 лет, когда во главе народного недовольства встали люди, вышедшие из среды «черного народа», вспыхнуло новое восстание, которое и обнаружило все язвы административного аппарата Джангер хана, все злоупотребления и насилия правящей партии. Это были люди не султанской породы, не «белая кость»2: это были батыры, вожди простого народа. Вдохновленные этими вождями букеевские казахи не дрогнули перед тем, чтоб скрестить свое заржавленное оружие с хорошо вооруженными русскими войсками, и смело вступили с ними в бой, имея иногда в руках лишь только сайгаки со стрелами …

Восстание это было поднято людьми не султанского, а простого происхождения, почему и не походило на междоусобную борьбу претендентов на ханскую власть, из которых одни были выдвигаемы народной партией, а другие являлись ставленниками русского правительства.

Известно, что в прежних восстаниях начиная с восстания Сырыма батыря, участвовал не только простой народ, но и представители «белой кости» - султаны3. Это наблюдалось в восстаниях султана Каратая, Каип Галия, Кенисары и др. Никогда простой народ не был так противопоставлен султанам, как это было во время восстания Исатай батыря, на стороне которого не было ни одного представителя «белой кости» и все острие которого, пока он находился в Букеевской орде, было направленно именно против султанов, ходжей и Джангер хана.

Главными руководителями этого военного восстания, начавшегося в 1836г., были Исатай Тайманов и Мухамед Утемисов, как они значатся по русским бумагам. Оба батыря происходили из Бершева рода, Джаикова отделения и считались старшинами.

Исатай батырь рано выдвинулся своими способностями из числа однородцев и, будучи совсем молодым человеком, уже в 1812г. Букей ханом был назначен на должность старшины Джаикова отделения. Это назначение впоследствии было утверждено Оренбургской Пограничной Комиссией, которая 25-го ноября 1814г. выдала Исатаю именной указ на звание старшины в печать.

Как старшина Бершева рода, Исатай участвовал на известном съезде представителей орды в 1828г., на урочище Уяла в присутствии Джангер хана и председателя Пограничной Комиссии полковника Генса. Здесь Исатай вместе с другими старшинами дал клятвенную запись на повиновение Джангер хану на которой имеется его печать. Когда уже началось дело о восстании Исатая, то Джангер хан в письме от 13-го 1837г. писал Оренбургскому военному губернатору генералу Перовскому, что Исатай Тайманов никогда не отличался «хорошей нравственностью»4.

Подобно Исатаю Тайманову Мухамед происходил из Бершева рода Джаиково отделения и по бумагам Джангер хана также числился старшиной. В своем показании от 8го ноября 1836г. данном русском следовании, Мухамед говорит, что он был назначен Джангер ханом, старшиной, в том у него имеется открытое предписание хана от 9-го июня 1834г. за № 572, Пограничной Комиссией в звании старшины утвержден не был5.

Мухамед Утемисов был грамотен по-татарски и по-русски, что в то время составляло для простого казаха большую редкость и это обстоятельство сильно возвышало его в глазах современников. Он славился по орде, как искусный акын (певец) и оратор, почему везде и всему был излюбленным гостем. Мухамед был душою восстания. Он разъезжал по аулам, агитировал, поднимал народ против Джангира и первый подтолкнул Исатая на путь решительной вооруженной борьбы.

Исатай очень долго переоценивал значение личность Джангир хана, надеясь найти у него правосудие и защиту для обиженных казахов; он пытался обратить внимание Оренбургского губернатора на внутреннее неустройство Бекоевой орды и взывал к чувству справедливости, пока совершенно не разочаровался в них и не пришел к сознанию, что добиться правды и справедливости возможно только путем силы, путем вооруженной борьбы.

Список литературы Движущие силы восстания 1836-1838 гг. во внутренней Букеевской орде

  • Бекмаханов Е. Казахстан 20-40 годы XIX века: 20-40 годы XIX века / Под ред. Жиенгалиев Н. Б.- Алма-Ата, 1992.- 400 с.
  • Букеевской Орде 200 лет. Книга 3. - Алматы: издательство «Өлке», 2001. - 341 с.
  • Вотякин М. Очерки по истории Казахской ССР с древнейших времен по 1870г. Т.1. - Огиз: Госполитиздат, 1941. - 351 с.
  • Крафт И.И. Сборник узаконений о киргизах степных областей / И.И. Крафт - М.: Книга по Требованию, 2011. - 871 с.
  • Хан Жангир. - Орал: Полигарфсервис, 2001. - 130 с.
Статья научная