Двойничество в романе С. Уотерс "Тонкая работа"
Автор: Шуринова Наталья Сергеевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема двойничества в романе С. Уотерс «Тонкая работа». Мы приходим к выводу о многоплановости романа и несводимости его содержания исключительно к феминистской проблематике. Специфические проявления двойничества главных героинь романа объединяют элементы различных жанровых конфигураций, присутствующих в нем (детектива, исторического романа, интеллектуального романа), обеспечивают цельность текста и возможность его связной интерпретации. Двойничество проявляет себя как последовательная смена точек зрения, деконструирующая различные жанровые модели и идеологические представления: посредством двойничества деконструируется модель реалистического романа, понимание характера как детерминированного средой, а также идея о доминирующем положении окультуренного сознания, провоцируется недоверие к тексту культуры. Героини романа репрезентируют наивное сознание и сознание культуры, но при этом обе остаются ограниченными собственными точками зрения и не обладают полнотой видения. Двойничество персонажей прописывает также постмодернистское представление о невозможности разграничения между вымыслом и реальностью, что закрепляется неразличимостью персонажей-двойников. Между тем, любовная линия персонажей связывает различные аспекты текста, становясь его сюжетной и идейной доминантой. Прописывание при помощи двойничества интимных переживаний героинь говорит о возможности коммуникации с другим через игровое восприятие его идентичности, преодоления разнообразных дискурсивных границ.
Викторианский роман, постмодернизм, двойничество, дискурс, деконструкция, субъект, трансгрессия
Короткий адрес: https://sciup.org/149139245
IDR: 149139245 | DOI: 10.54770/20729316_2021_3_409
Список литературы Двойничество в романе С. Уотерс "Тонкая работа"
- Барт Р. О смерти автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 384-391.
- Уотерс С. Тонкая работа. М.: Иностранка; Азбука-Аттикус, 2018. 640 с.
- Фуко М. Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 445 с.
- Ciocia S. «Queer and verdant»: the textual politics of Sarah Waters's neo-Victorian Novels // Literary London: interdisciplinary studies in the representation of London. 2007. № 5 (2). URL: http://www.literarylondon.org/london-journal/septem-ber2007/ciocia.html (дата обращения: 21.08.2020).
- Constantini M. «Faux-Victorian Melodrama» in the new millennium: the case of Sarah Waters // Critical Survey. 2006. № 18 (1). P. 17-19.
- Dennis A. «Ladies in peril»: Sarah Waters on neo-Victorian narrative celebrations and why she stopped writing about the Victorian era // Neo-Victorian studies. 2008. № 1 (1). P. 41-52.
- Hughes-Edwards M. «Better a prison ... than a madhouse!»: incarceration and the neo-Victorian fictions of Sarah Waters // Jones A., O'Callaghan C. Sarah Waters and contemporary feminisms. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 133-151.
- O'Callaghan C. «The grossest rakes of fiction»: reassessing gender, sex, and pornography in Sarah Waters's Fingersmith // Critique: studies in contemporary fiction. 2015. № 56 (5). P. 560-575.
- Onega S. Pornography and the crossing of class, gender and moral boundaries in Sarah Waters' «Fingersmith» // Études britanniques contemporaines. 2015. № 48. DOI: https://doi.org/10.4000/ebc.2053
- Waters S. Fingersmith. New York: Riverhead Books, 2002. 511 p.
- Yurttaç H. Masquerade in Fingersmith // Journal of narrative theory. 2018. № 48 (1). P. 109-134.