Единое у элейцев, Платона и Плотина

Автор: Слинин Ярослав Анатольевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится сравнительный анализ того, как трактуют категорию единого философы элейской школы, Платон и Плотин. Элейцы учат, что единое абсолютно и не допускает наличия какого бы то ни было многого. Платон в диалоге «Парменид» доказывает, что если единое абсолютно и не допускает существования никакого множества, то оно не может иметь частей и не имеет права называться целым. Что касается Единого Плотина, то оно у него не есть ни эйдос, как у Платона, ни абсолютное единое, исключающее всякое многое, как у элейцев. Соглашаясь с тем, что единое не существует, как это показано в «Пармениде» Платона, Плотин на этом не останавливается. Он отождествляет единое с благом, которое, как сказано у Платона в «Государстве», тоже не существует. Данное отождествление - новация Плотина, позволяющая ему создать учение о Первоедином, которое, не существуя в обычном смысле слова, все же каким-то сверхъестественным и таинственным образом пребывает, будучи при этом началом всего существующего. Оно непостижимым образом порождает как все эйдосы, так и все одушевленные и неодушевленные вещи. Если элейское единое исключает многое, то Первоединое Плотина, наоборот, порождает многое. Элейское единое находится в отношении противоречия с многим, неоплатоническое же единое совместимо с многим. Фактически, оно лишь элемент большого множества, состоящего из него самого и тех эйдосов и вещей, которые оно порождает.

Еще

Единое, многое, бытие, благо, платон, элейцы, плотин

Короткий адрес: https://sciup.org/147215854

IDR: 147215854

Список литературы Единое у элейцев, Платона и Плотина

  • https://classics.nsu.ru/schole/15/15-1-slinin.pdf
  • Аристотель (1976) Сочинения в четырех томах. Ред. В. Ф. Асмус. Москва. Т. 1.
  • Кант, И. (1964) "Критика чистого разума". Перев. с нем. Н. О. Лосского. Сочинения в шести томах. Москва. Т. 3.
  • Платон (1990-1994) Собрание сочинений в четырех томах. Ред. А. Ф. Лосев и др. Москва.
  • Плотин (1995) Сочинения. Плотин в русских переводах. Перев. с древнегр. Г. В. Малеванского. Сост. М. Солопова. Санкт-Петербург.
  • Лебедев, А. В., пер. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Москва.
  • Хайдеггер, М. (1993) "Тезис Канта о бытии". Перев. с нем. В. В. Бибихина. Время и бытие. Москва, 361-381.
  • Матузова, Е. Д. и др., пер. (2000) Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. Москва.
Статья научная