«Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии
Автор: Тантлевский Игорь Романович, Светлов Роман Викторович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.8, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются аргументы в пользу этимологии термина Ἐσσαῖοι / Ἐσσηνοί, основанной на важнейшем отличительном аспекте их учения – доктрине о предестинации. Именно, имеется в виду корреляции обозначения Ἐσσαῖοι / Ἐσσηνοί с арамейским понятием חשיא ḥaššayyā'. То есть «ессеи» – это «последователи судьбы», «фаталисты», те, кто верят в предопределение. В связи с этим рассматриваются ряд пифагорейских и платонических доктрин, которые могут быть соотнесены с учением о предестинации, что расширяет наши представления о фатализме в античном мире и проясняет, отчего Иосиф Флавий сравнивает ессеев с пифагорейцами.
Иудейская история и идеология в эллинистический и раннеримский периоды, секты в иудаизме, ессеи, кумранская община, история античной философии, пифагореизм, платонизм, предопределение, эсхатология
Короткий адрес: https://sciup.org/147103367
IDR: 147103367
Список литературы «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии
- Тантлевский, И. Р. (2012) Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. СПб.: Издательство РХГА, 2012.
- Тантлевский, И. Р. (2013) «Фатализм ессеев», Вестник РХГА 14.3, 316-324.
- Лëзов, С. В. (2009) «Арамейские языки», Языки мира. Семитские языки. Москва: 414-496.
- Немировская, А. В. (2009) «Иудейско-палестинский арамейский язык», Языки мира. Семитские языки. Москва: 531-562.
- Светлов, Р. В. (2008) «Доказательства Бытия Бога в свете проблемы теодицеи», Вестник РХГА 2, 52-61.
- Albright, W. F., Mann, C. S. (1969) “Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect,” The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance, ed by M. Black. London.
- Bobzien, S. (1998) Determinism and Freedom in Stoic Philosophy. Oxford.
- Dorrie, H. (1977) “Der Begriff “Pronoia” in Stoa und Platonismus,” Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie 24, 60-87.
- Gurtler, G. M. (2002) “Providence: The Platonic Demiurge and Hellenistic Causality,” Neoplatonism and Nature, ed. Michael F. Wagner (Studies in Plotinus' Enneads, 8), p. 99-124.
- Jastrow, M. (1926) A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. London-New York.
- Sokoloff, M. A (1992) Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan.
- Tantlevskij I. R. (1997) “Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls (Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources,” The Qumran Chronicle 7.3/4, 193-213.
- Tantlevskij I. R. (1999) “Etymology of ‘Essenes' in the Light of Qumran Messianic Expectation,” The Qumran Chronicle 8.3, 195-212.
- Tantlevskij I. R. (2004) “Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls,” The Qumran Chronicle 12.1 (Special issue).