"Есть речи - значенье..." М.Ю. Лермонтова: вариации как форма лирического цикла

Автор: Аксенова А.А., Синегубова К.В.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (65), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены три текста М.Ю. Лермонтова, которые начинаются строкой «Есть речи - значенье.». Последовательное издание нескольких смысловых версий на тему «речей» в итоге образует ряд вариаций, которые воспринимаются как читательский цикл. Но в отличие от других циклических форм, например, от книги стихов 1918 года Б.Л. Пастернака «Темы и вариации» или его цикла «Тема с вариациями», Лермонтов не ставил своей задачей создание цикла. Существенная часть первого текста остается без изменений во втором и последующем случае, что характерно для авторского черновика. Но, в отличие от черновика, они опубликованы и зачастую воспринимаются как самостоятельные стихотворения поэта. Новизна статьи состоит в том, что привычное отношение к этим трем текстам как разным редакциям одного стихотворения изменяется, если принять во внимание феномен читательской циклизации. Соприсутствие в мире произведений двойного кругозора оцельняющего (божественного) и разбивающего (демонического), которое отмечено С.Н. Бройтманом, требует отражения в форме, а именно вариации предрасположены к отражению таких ситуаций. Мы считаем, что народные истоки склонения слова «пламя», примененного Лермонтовым, отсылают читателя и к народным истокам формы музыкальных вариаций. Сама оппозиция волшебных звуков и шума мирского заставляет читателя вспомнить о музыке. Мы приходим к заключению, что данные тексты Лермонтова нецелесообразно рассматривать изолированно друг от друга, каждый из них проясняется при обращении к двум другим.

Еще

Лермонтов, вариации, лирика, редакция, циклизация

Короткий адрес: https://sciup.org/149143526

IDR: 149143526   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-2-77

Список литературы "Есть речи - значенье..." М.Ю. Лермонтова: вариации как форма лирического цикла

  • Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. 1971. С. 826–831.
  • Андронников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. М.: Художественная литература, 1977. 650 с.
  • Бройтман С.Н. К проблеме диалогичности лирического текста (Стихотворение М. Лермонтова «Есть речи – значенье») // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1979. С. 40–52.
  • Бройтман С.Н. «На звук твой отвечу». Субъектно-образная ситуация в лирике Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: pro et contra: личность и идейно-художественное наследие М.Ю. Лермонтова в оценках отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей: антология. СПб.: РХГА, 2014. С. 235–249.
  • Данилевская М.Ю. Стихотворение Некрасова «Над чем мы смеемся...»: первоначальная и каноническая редакции // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2020. № 4(21). С. 61–68.
  • Казмирчук О.Ю. Две редакции стихотворений Б.Л. Пастернака «Лето» и «Город» // Новый филологический вестник. 2012. № 1(20). С. 96–102.
  • Лепахин В.В. Воскресение, Сталинград, ожившая фреска: три редакции одного стихотворения Бориса Пастернака // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения»): материалы IV Международной научной конференции. Москва: МГОУ, 2021. С. 131–135.
  • Лукина В.А. К вопросу об основном тексте стихотворения А.А. Фета «Аполлон Бельведерский» // Два века русской классики. 2022. Т. 4. № 2. С. 232–245.
  • Максимов Е.И. История фортепианных вариаций классико-романтической эпохи: дис. … д. искусствоведения:17.00.02. Москва, 2014. 546 с.
  • (a) Минц Б.А. Две редакции стихотворения О. Мандельштама об Исаакиевском соборе: к проблеме поливариантности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9-1(27). С. 113–117.
  • (b) Минц Б.А. Две редакции стихотворения О. Мандельштама об Исаакиевском соборе: проблемы текстологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1(24). С. 132–136.
  • Найдич Э. Этюды о Лермонтове. СПб.: Художественная литература, 1994. 253 с.
  • Тюпа В.И. Двойчатка Мандельштама // Новый филологический вестник. 2022. № 3(62). С. 28–34.
  • Фризман Л.Г. Стихотворение Лермонтова «Есть речи – значенье» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1971. № 4. С. 28–31.
  • Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
Еще
Статья научная