Естественнонаучные и социально гуманитарные основания экологической деонтологии

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются естественнонаучные и социально гуманитарные основания экологической деонтологии, возможности реализации ее идей и основных положений в социальной практике с помощью инструментов эколо ги ческого права и экологической этики

Экологическая деонтология, экологический императив, эколо, гическое право, экологическая этика

Короткий адрес: https://sciup.org/14315534

IDR: 14315534

Текст научной статьи Естественнонаучные и социально гуманитарные основания экологической деонтологии

S. B. Ignatov

Humanities Institute, Tyumen Oil and Gas University Tyumen, Russia

В статье рассматриваются естественнонаучные и социально-гуманитарные основания экологической деонтологии, возможности реализации ее идей и основных положений в социальной практике с помощью инструментов эколо-ги-ческого права и экологической этики. Ключевые слова: экологическая деонтология, экологический императив, экологическое право, экологическая этика.

The article considers the natural scientific, social and humanitarian reasons/ foundations of ecological deontology, the feasibility of its ideas and compo-nents of the in social practice using the tools of ecological law and ecological ethics. Key words: ecological deontology, ecological imperative, ecological law, eco-logical ethics.

Экологическая деонтология — новое интегративное направление науки, объединяющее в целостную систему знания об общественно значимых, экологически обоснованных способах регулирования отношений человека, общества и природы и средствах их реализации в цивилизационной практике. В ее структуре выделяются содержательные линии, направленные на изучение двух взаимосвязанных форм регулятивов отношений в системе «че-ловек-общество-природа» — экологического права и экологической этики [4].

Изначально нормы поведения человека в природе формировали народные традиции, мифология и религия. В экологической деонтологии они получили научное обоснование. Если экологическая этика проявляет себя через нормы общественной морали, закрепляющие правила или модели поведения, выработанные сообществом людей как желательный стандарт, то право — через систему научно обоснованных, законодательно оформленных норм поведения и деятельности в природе, обязательных к неукоснительному исполнению. Обе формы регулятивов отражают требования экологического императива. И та, и другая основывается на знании законов природы, которые задают границы возможных способов деятельности и поведения человека в окружающей среде. В них отражены все важнейшие стороны бытия человека: природная, культурная, нормативная. И в этом плане их нельзя отделять одну от другой, они выступают в диалектическом единстве, дополняя друг друга, и проявляются в долженствовании и ответственности человека. Экологическое право, этика, мораль, нравственность и средства их актуализации в цивилизационной практике связаны множеством каналов, это единое нерасторжимое целое.

На современном этапе развития цивилизации, когда экологический кризис практически достиг апогея и пронизывает все сферы жизни человечества, успешность перехода к устойчивому развитию во многом возлагают на правовые регулятивы. На первое место выдвигается экологическое право, которое в наиболее четкой форме выражает и практически реализует требования экологического императива, заложенного в нормы правовых отношений в системе «человек-общество-природа». Защищая экологические права человека, оно обязывает его поддерживать качество природной среды и использовать лишь дозволенные императивом образцы поведения и деятельности. В большинстве случаев экологическое право применяет императивный метод. Законопослушный гражданин добровольно выполняет его предписания. Незаконопослушного — принуждают их выполнять. Нарушение его норм и правил влечет за собой наказания разной степени тяжести. И в этом плане важнейшей задачей общества и образования является воспитание осознанного законопослушания граждан.

Являясь междисциплинарным направлением исследований, экологическая деонтология синтезирует в своем содержании знания из разных предметных областей и имеет как естественнонаучные, так и социально-гуманитарные основания.

Естественнонаучные основания экологической деонтологии

Как отмечают исследователи в области методологии экологического права [1], его важнейшими внешними основаниями являются:

  • —    закономерности развития природы в силу того, что определяют границы дозволенности деятельности человека в природных средах (геосфера в целом и ее составляющие — биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера);

  • —    естественнонаучные исследования, направленные на изучение потенциала природы и благодаря которым может быть разработана и реализована реальная государственная экологическая политика, система нормативов экологического права;

  • —    технико-технологические науки, усилия которых направлены на создание и реализацию проектов эффективных производств и разработку норм их безопасного функционирования.

Именно естественные и технические науки являются важнейшими его теоретическими источниками. Владение системой знаний о природе и природопользовании определяют экологическую грамотность человека — важнейшую составляющую его экологической культуры. Это, прежде всего, знания о природных био-гео-химиче-ских циклах и законах функционирования экосистем, владение методами моделирования и прогнозирования их развития под влиянием деятельности человека, возможности использования с этой целью математических методов, расчеты масштабов и силы воздействия производственной сферы на окружающую среду и их минимизации.

И здесь важнейшее значение имеют концепции, значимые для построения современной научной картины мира: теория систем (Л. Берталанфи и др.), теория самоорганизации сложных систем (И. Р. Пригожин, Г. Хакен, Ю. Л. Климонтович, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий и др.), теория управления (Н. Винер, А. И. Берг, А. Н. Колмогоров и др.), идеи универсального эволюционизма (Н. Н. Моисеев, Э. Янч и др.). Зародившиеся в естествознании, они интенсивно осваивают поле социально-гуманитарных наук. Достаточно глубокое обоснование они получили в методологии исследования социально-экологических и производственных проблем, теориях моделирования экологических процессов и их регулирования. На их достижения опирается система конкретных нормативов в области природопользования и охраны окружающей среды, прописанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [3], в реализующих его подзаконных актах и распоряжениях министерств и ведомств. Особое значение в этом контексте имеет статья 70, в которой указывается, что в области обеспечения устойчивого функционирования естественных экосистем научные исследования проводятся в целях разработки «… научных прогнозов и планов сохранения и восстановления окружающей среды, …оценки последствий негативного воздействия, … разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала…». Эти исследования требуют использования вышеуказанных концепций современного естествознания. Именно их использование позволяет обосновывать границы возможного изъятия природных ресурсов, выявлять возможные бифуркации и последующие турбулентности, преодолевать их и упреждать катастрофические ситуации.

«Жесткие» нормы экологического права служат основой принятия оперативных решений государственных органов в преодолении неустойчивостей, возникающих в быстроменяющихся и зачастую непредсказуемых условиях. Однако для реализации стратегии устойчивого развития на практике необходимы не только организационные и правовые меры. Экологическое законодательство принуждает к определенному типу поведения и деятельности и делает это путем штрафов, административных, а в особых случаях, и уголовных наказаний. Оно лишь приближает к экологическому императиву, который требует добровольного следования его нормам на основе внутренней убежденности. Убежденность, определенная И. Кантом [5], как «непреложный внутренний закон», в экологическом плане проявляет себя в повышенной ответственности человека за результаты своих действий и поступков в социоприродной среде, в осознанном самоограничении, экономии и бережливости, саморегулировании своей деятельности на основе глубокого понимания законов развития природы и общества, в стремлении к поддержанию их коэволюции и сохранению универсальных ценностей жизни. Именно это стремление должно стать высшей потребностью человека, наполнить содержание его жизни, всех его действий и поступков внутренним смыслом, сблизить общественно и личностно значимое.

Формирование этой убежденности связано с этическим воспитанием. Экологическая этика как регу-лятив — более «мягкая» составляющая экологической деонтологии. Ее нормы формировались в течение тысячелетий, закреплялись в традициях природопользования и проявляли себя в виде запретов на определенные виды деятельности и формы поведения [2]. В процессе своей эволюции экологическая этика все больше опиралась на достижения как естественных, так и социально-гуманитарных наук. Однако, в научном плане — это скорее доктрина экософии, учение о морали и нравственности в отношениях человека с природой. Определяемая А. Швейцером как «благоговение перед жизнью» — она выступает как гуманистическая идея экоцентризма, ставящая природу в разряд субъекта, равноправного человеку. «…Этика есть безграничная ответственность за все, что живет…Этика благоговения перед жизнью заставляет нас почувствовать безгранично великую ответственность и в наших взаимоотношениях с людьми… Я должен решить: что я должен по- жертвовать от моей жизни, моей собственности, моего права, моего счастья, моего времени, моего покоя и что я должен оставить себе» [6].

Ее базисом является экоцентрическое мировоззрение, которое связано с пониманием того, что все живые организмы равноценны, У каждого из них есть право на благоприятные условия. И организуя свою деятельность, человек должен учитывать это и уважать всякое проявление жизни. В ракурсе такого подхода природа, как и человек, имеет свои права: права сохранить свое разнообразие, стратегию развития, саморегуляции, суверенитета, уважения, гармонии, невмешательства в ее дела или хотя бы его минимизации. Природа из объекта, на который направлена деятельность человека, превращается в равноправный субъект системы «человек — общество — природа», взаимодействие с которым должно строиться на принципах уважения и партнерства.

Но человеку для строительства партнерских отношений с природой сегодня уже недостаточно следования экологическим традициям природопользования. Необходимо владеть определенным уровнем экологической грамотности, знать законы природы и уметь грамотно встраиваться в протекающие в ней процессы.

Социально-гуманитарные основания экологической деонтологии

В этом плане основанием экологической деонтологии являются социально-гуманитарные науки, поскольку разрабатывают средства актуализации выработанных естественными и техническими науками норм и правил отношения с природой в цивилизационной практике. В них сосредоточены системы знаний о законах и закономерностях человеческого бытия, регулятивах поведения и деятельности человека. Используя их возможности и средства, необходимо изучать свойственные человеку патологии, искать условия и средства их нивелирования и трансформации отношений общества и природы из негатива в позитив, направить их в русло формирования экологического сознания, совокупности взглядов и убеждений, нацеливающих на продуктивное взаимодействие человека, общества и природы.

Деонтологический ракурс пронизывает все сферы взаимосвязей человека с окружающим миром, его мировоззрение, сознание и мышление, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и правила поведения. Они формируются через разные способы постижения мира — естественные, гуманитарные и технические науки, мифологию и религию, искусство и народные традиции. Но только в их единстве познается духовное начало жизни человека и рождается чувство сопричастности к единому ритму природы. Без их синтеза нельзя составить целостный взгляд на окружающий мир и человека, смыслы и ценности его бытия. Поэтому в формировании стиля его жизни, согласного парадигме устойчивого развития, в равной мере важны право и этика, естественные и социальногуманитарные науки, ненаучные сферы познания, и чувства, и вера, и практический опыт.

В условиях перехода к устойчивому развитию деонтологическая составляющая становится важнейшей доминантой жизни человека, его культуры, деятельности, разнообразных взаимосвязей с окружающим миром. И чем дальше мы заглядываем в будущее, тем очевиднее ее императивное значение. Из этих позиций вытекает неизмеримо высокий ее потенциал в решении системных задач устойчивого развития. Ее междисциплинарный характер, многогранность и многоаспектность обеспечивают полифункциональность, многофакторность и многовекторность направлений актуализации ее потенциала в разных сферах исследования и решения многообразных проблем устойчивого развития — экологических, культурологических, педагогических, правовых, технико-технологических, экономических и ряда других.

Список литературы Естественнонаучные и социально гуманитарные основания экологической деонтологии

  • Бринчук М. М. Проблемы методологии экологического права./М. М. Бринчук. -Электронный ресурс. Режим доступа:/http://igpran.ru/articles/2970/
  • Дзятковская Е. Н. Экологическая этика: проблемы экологического воспи-тания//Педагогика, 2012. N 4. С. 27-34.
  • Закон РФ «Об охране окружающей среды». Основной текст//«Парла-ментская газета», N 9. 12. 01. 2002. В редакции от 05. 03. 2013./www. con-sultant.ru
  • Игнатов С. Б. Экологическая деонтология -новое междисциплинарное направление социально-гуманитарных исследований//Перспективы на-уки. -2011. N 11(26). С. 65-71.
  • Кант И. Лекции по этике./И. Кант. -М.: Республика, 2000. 431 с.
  • Швейцер А. Благоговение перед жизнью./А. Швейцер. -М.: Прогресс, 1992. 576 с.
Статья научная