Евангельское как родное в «Братьях Карамазовых» и «Дневнике писателя» (1876-1877) Ф. М. Достоевского

Автор: Федорова Елена Алексеевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.13, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье выявляются причины обращения Ф. М. Достоевского к традициям древнерусской словесности в «Дневнике Писателя» периода русско-турецкой войны. Один из главных мотивов - поиск национальных основ русской духовности. Писатель постигал мир средневековой книжности, знакомясь с агиографией, хождениями, духовным красноречием. Ф. М. Достоевский вновь обратится к древнерусским памятникам в процессе работы над романом «Братья Карамазовы» (особенно над главой «Русский инок»). В результате сопоставления текстов выясняется, что доминирующими качествами идеального образа русского святого являются покаяние, смирение и страдание, стремление к очищению, способность к духовному сопротивлению злу. Идеальной формой существования русского народа становится соборность. Тип историзма - это движение к Страшному суду. Евангельские аллюзии и метафоры усиливают авторскую интерпретацию. Таким образом, диалог с евангельским словом Ф. М. Достоевский осуществляет на идейном, образном, жанровом, мотивном, повествовательном уровне текста. Отличительным признаком произведений Ф. М. Достоевского, следующего евангельским традициям, становится диалогичность слова.

Еще

Ф. м. достоевский, "дневник писателя", "братья карамазовы", традиции древнерусской словесности

Короткий адрес: https://sciup.org/14748934

IDR: 14748934   |   DOI: 10.15393/j9.art.2015.2659

Список литературы Евангельское как родное в «Братьях Карамазовых» и «Дневнике писателя» (1876-1877) Ф. М. Достоевского

  • Артамонова Л. А. Заметка Достоевского о Фоме Данилове («Дневник писателя» в контексте современной региональной духовной культуры)//IV Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте». Избранные доклады и тезисы/Под общей ред. И. Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2014. С. 236-237.
  • Арутюнова А. Ю. Диалогичность текста и категория связности. Пятигорск: РИА-КМВ, 2009. 176 с.
  • Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Пушкинский Дом, 2007. 640 с.
  • Есаулов И. А. Родное как вселенское в национальном образе мира: отечественная словесность и «русская идея»//Литературоведческий журнал. 2011. № 28. С. 5-16.
  • Захаров В. Н. Достоевский и Евангелие//Евангелие Достоевского: Исследования. Материалы к комментарию: в 2 т. М., 2010. Т. 2. С. 5-35.
  • Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы)//Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. Вып. 6: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 3. С. 5-21.
  • Иванов Вяч. Ликь и личины Россiи. Кь изслѣдованiю идеологiи Достоевскаго . URL: http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/rodnoe/014.htm (07.08.2014).
  • Кусков В. В. Мотивы древнерусской литературы в романе «Братья Карамазовы»//Вестник МГУ. Сер.: Филология. 1971. № 5. С. 21-28.
  • Ланцов А. С. «Будут все как дети Божии…» Традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Алетейя, 2011. 60 с.
  • Молчанов В. Ф. Евангелие Достоевского: оптико-электронная реконструкция авторских маргиналий//Евангелие Достоевского: Исследования. Материалы к комментарию: в 2 т. М., 2010. Т. 2. С. 36-62.
  • Прохоров Г. С. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского: вопросы композиции. Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013. 73 с.
  • Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб.: Академический проект, 2001. 189 с.
  • Тарасов Ф. Б. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых»//Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: Современное состояние изучения/Под ред. Т. А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. С. 332-379.
  • Тихомиров Б. Н. Отражения Евангельского Слова в текстах Достоевского. Материалы к комментарию//Евангелие Достоевского: Исследования. Материалы к комментарию: в 2 т. М., 2010. Т. 2. С. 63-469.
Еще
Статья научная