Европейская конвенция и Европейский суд по правам человека в праве и правоприменительной практике Российской Федерации
Автор: Глотов Сергей Александрович
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 1 (1), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются место и роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейского суда по правам человека в праве и правоприменительной практике Российской Федерации. Раскрывается ряд теоретико-правовых вопросов функционирования права Совета Европы.
Европейская конвенция, европейский суд по правам человека, право совета европы, контрольный механизм совета европы, реформа европейского суда по правам человека
Короткий адрес: https://sciup.org/14219135
IDR: 14219135
Текст научной статьи Европейская конвенция и Европейский суд по правам человека в праве и правоприменительной практике Российской Федерации
В 2012 году исполнилось 20 лет сотрудничеству Российской Федерации с Советом Европы (СЕ) – авторитетной международной региональной организацией по защите прав и демократических институтов – и 10 лет со дня вынесения Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге первого постановления (решения) в отношении России. В процессе сотрудничества РФ с Советом Европы и членства в нем можно выделить ряд этапов (либеральный, умеренно-консервативный и другие) [1], в ходе которых Российская Федерация: а) подписала и ратифицировала основополагающие конвенции Совета Европы: «антипыточную», Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств; Хартию местного самоуправления 1985 года, Европейскую социальную хартию (пересмотренную) 1996 года и, конечно, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительные протоколы к ней (всего 14, за исключением Протокола № 6 об отмене смертной казни) – базовые ключевые документы Совета Европы; б) «допустила» в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ российских граждан в ЕСПЧ; в) во многом привела законодательство и правоприменительную практику в соответствие с правовыми стандартами СЕ; г) «встроилась» в контрольный механизм по защите прав человека и т. д. Согласно статистике ЕСПЧ, им было вынесено следующее количество решений в разные годы: 2002 г. – 2, 2003 г. – 5, 2004 г. – 15, 2005 г. – 83, 2006 г. – 102, 2007 г. – 192, 2008 г. – 244, 2009 г. – 219, 2010 г. – 217. Всего же (на апрель 2012 г.) Европейским судом было принято 1212 поста- новлений в отношении РФ, многие из которых – пилотные, касающиеся системных нарушений прав человека в стране.
Под правовым механизмом реализации Европейской конвенции следует понимать совокупность прав, средств и мер, институтов, с помощью которых «обеспечивается исполнение норм и принципов Европейской конвенции, перевод предписаний Европейской конвенции в правомерное поведение, формы воздействия Европейской конвенции на правовое регулирование общественных отношений в сфере прав и свобод человека и гражданина с учетом влияния различных факторов…» [2].
Важнейшим элементом (институтом) данного механизма, созданного на основе Европейской конвенции (ЕКПЧ), является ЕСПЧ, правовые позиции которого все больше проникают в «ткань» национального права и правоприменительную практику, как и сама ЕКПЧ.
Следует отметить, что граждане РФ весьма активно используют свое право на обращение в международные организации (и особенно в ЕСПЧ) по защите своих прав, и Суд отвечает им «взаимностью», что не может не раздражать российские власти. Например, в 2007 году в ЕСПЧ было подано 11 762 жалобы против России, в 2008 г. – 10 146, в 2009 г. – 13 666. Из 150 тыс. жалоб (апрель 2012 г.), ожидающих рассмотрения в Европейском суде, более 40 тыс. – это жалобы против Российской Федерации. Из бюджета РФ уже выплачено более 5 млн евро заявителям в порядке справедливой компенсации на основе решений ЕСПЧ, при этом Суд стал требовать от национальных институтов (судов) и решения дела по су-
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(1). 2012
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(1). 2012
ществу, то есть восстановления нарушенных прав в полном объеме (а не только компенсации). Становится очевидным, что будут расти как суммы справедливой компенсации по решению Суда (в настоящее время они составляют 1,5 млн евро), так и общее количество принимаемых постановлений (решений), а их уже более 1200. Российским властям необходимо искать выход из складывающейся ситуации.
Анализ постановлений ЕСПЧ, в которых установлено нарушение Российской Федерацией положений Европейской конвенции, свидетельствует о том, что многочисленные обращения граждан в Суд по-прежнему связаны с наличием в РФ проблем, которые Европейским судом признаны для России носящими системный характер, а именно: а) чрезмерная длительность судебных разбирательств в национальных судах, в том числе судах РФ; б) нарушение сроков исполнения либо неисполнение вступивших в законную силу судебных актов; в) нарушение принципа правовой определенности в связи с отменой в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений; г) незаконное либо необоснованное избрание или чрезмерно длительное применение меры пресечения в виде заключения под стражу; д) несоответствие условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных и их медико-санитарного обеспечения требованиям Конвенции и др.
Выходом из складывающегося положения может быть как «реформа реформ» самого Европейского суда, практики его деятельности, принятие нового дополнительного протокола к ЕКПЧ, ускоряющего работу Суда, так и учет правовых позиций ЕСПЧ в законодательстве и правоприменительной практике Российской Федерации, более широкое использование примирительных процедур в процессе рассмотрения дел в Суде, ужесточение контроля за выполнением решений ЕСПЧ, в том числе по восстановлению нарушенных прав, устранению российскими властями нарушений, носящих системный характер, что будет способствовать оптимизации сотрудничества России и Совета Европы в области прав и свобод человека и реализации на практике ст. 15, 17, 45, 46 Конституции РФ.
На современном этапе российских реформ (в том числе политической, правовой) в ходе осуществления демократизации общественной жизни важно учитывать накопленный опыт Совета Европы в области защиты прав человека, в полной мере задействовав право Совета Европы и юридическую практику Совета Европы и его основные институты. Под правом СЕ автор подразумевает совокупность юридических норм обязательного и рекомендательного характера и их официальные источники (Европейская конвенция, Рекомендации и другие документы), действующие в государствах – членах СЕ.
К основным направлениям разработки законодательства в рамках Совета Европы можно отнести:
-
• разработку отдельных (различных) отраслей права СЕ [3] и восполнение пробелов в области права;
-
• обновление и унификацию национальных законодательств на основе правовых стандартов Совета Европы;
-
• поиск совместных решений проблем повышения эффективности работы органов правосудия путем упрощения и облегчения судопроизводства, проблем правового и этического характера, возникающих в связи с достижениями НТП, совершенствование миграционного законодательства и т. д.;
-
• развитие права социальных прав человека (включая право социального обеспечения, выполнения на практике государствами – членами Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 года). Примером может служить разработка в «недрах» Совета Европы вопросов биоэтики, устанавливающей правила поведения для ученых относительно трансплантации органов и медицинских исследований, проводимых на человеке.
Юридическая практика СЕ – это деятельность политико-правовых институтов Совета в области защиты прав и свобод человека (теперь и восстановления этих прав под воздействием решений ЕСПЧ в рамках национальных правовых систем), решения социальных и иных проблем. Речь идет, например, о воздействии на национальное законодательство в области реформы семейного права, урегулировании проблем двойного гражданства супружеских пар и их детей, повышении эффективности уголовного и гражданского судопроизводства, сотрудничества государств в области борьбы с уголовными правонарушениями, реализации Конвенции СЕ по приграничному сотрудничеству между городами и населенными пунктами по обеим сторонам границ государств, защите окружающей среды и т. д.
Основными институтами Совета Европы, работа с которыми требует новых усилий, сегодня являются: комитеты (включая руководящие) Совета Европы; Парламентская ассамблея СЕ (ПАСЕ), включая ее комиссии, комитеты по юридическим, политическим вопросам, мониторингу и др., Конгресс местных и региональных властей и, конечно, Европейская комиссия за демократию через право (конституционная комиссия), оказывающая заметное влияние на становление и развитие как права
Совета Европы в целом, так и национального законодательства государств-членов. Сегодня конституционная комиссия отдает приоритет следующим направлениям деятельности, во многом актуальным и для Российской Федерации: а) разработка конституционных, законодательных, административных и иных мер, направленных на развитие и укрепление демократических институтов и принципов верховенства права (в РФ это проведение политической реформы, развитие многопартийности, возвращение к выборности губернаторов и т. д.); б) реализация на практике личных прав и свобод, особенно тех, которые касаются участия граждан в деятельности различных институтов власти (совершенствование процедуры выборов в РФ, дебаты вокруг законодательства о митингах и шествиях и т. д.); в) повышение роли (вклада) местных и региональных органов в деле развития демократии (осуществление поселковой реформы МСУ в РФ и т. д.).
Ряд замечаний конституционной комиссии, касающихся проекта Конституции РФ 1993 года, оказался пророческим, например: «Комиссия отмечает, что в Конституции подробно не разработан вопрос местного самоуправления. Это может создать опасность того, что законодательные органы всех административных единиц начнут неправомерно ограничивать самостоятельность местных органов самоуправления». К сожалению, так и происходило на практике. В результате ряда реформ МСУ в РФ так и не заработало в полную силу [1].
Вне поля зрения Европейской комиссии не остаются вопросы защиты национальных меньшинств, мигрантов (в том числе разработка Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств), борьбы с коррупцией правовыми средствами.
По-прежнему важным направлением в деятельности Совета остается работа Европейской комиссии по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания посредством посещения мест лишения свободы в странах – членах СЕ; деятельность ПАСЕ и Комитета министров по контролю за соблюдением прав человека на Европейском континенте с опорой на ЕКПЧ [4].
В целом к заслугам ЕКПЧ следует отнести: 1) закрепление принципа коллективного обеспечения прав человека на Европейском континенте, в определенной мере подчинение государств взаимному внешнему контролю; 2) предоставление (впервые) частным гражданам статуса субъекта международного права и закрепление за ними (ст. 25) права на подачу индивидуальных обращений в Европейский суд; 3) признание на практике государствами-членами юрисдикции Европейского суда по правам человека, права за индивидуальными заявителями доступа в Суд; 4) формирование прецедентного права Совета Европы, которое побудило государства – члены Совета изменять свое законодательство и правоприменительную практику под воздействием решений ЕКПЧ; 5) стала базовым документом для разработки многих других конвенций, носящих правочеловеческий характер.
В целом Конституция Российской Федерации 1993 года иначе, чем это было в ранее действовавшем законодательстве, решает проблему соотношения правовой системы РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: они являются составной частью правовой системы России. Это в полной мере касается Европейской конвенции о защите прав человека, основных свобод 1950 года и правовых позиций Европейского суда по правам человека, действующего на основе ЕКПЧ. В связи с этим возрастает роль (влияние) права Совета Европы в правовой системе РФ, возникает необходимость его изучения и внедрения. Необходимо: а) совершенствовать практику сотрудничества России с ЕСПЧ, включая участие в разработке и принятии дополнительного протокола о реформе реформ Суда; б) в основу правовой государственности в РФ положить не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе, в том числе в рамках Совета Европы. Для этого они должны быть признаны самой Российской Федерацией (что произошло путем ратификации Россией в 1998 году основополагающих конвенций СЕ, а затем ряда других конвенций Совета), без чего эти принципы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и порождать юридические обязательства для Российского государства и его органов, должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются как обычные, так и специальные конвенции, международный обычай и общие принципы права, признанные народами Европы, а теперь и правовые позиции Европейского Суда по правам человека (при этом речь идет о тех постановлениях, которые были приняты не только в отношении РФ, но и в отношении других государств); в) разработать стратегию (концепцию) правовой политики в области членства (сотрудничества) России в Совете Европы и реализовать ее на практике. Конституция РФ 1993 года идет значительно дальше в признании принципов международных договоров (к ним относится и ЕКПЧ с дополнительными протоколами), поскольку в случае коллизии между ними (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) приоритет отдает-
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(1). 2012
ся международному договору, нормам международного права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять права международных договоров (в том числе и Европейскую конвенцию) для разрешения конкретных дел; г) создать условия для активной реализации гражданами РФ своего конституционного права (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ) обращаться в межгосударственные органы по защите свои прав и свобод, в том числе в ЕСПЧ), наладить внутригосударственные средства правовой защиты, которыми могут и должны воспользоваться граждане, прежде чем обращаться в международные органы; д) российским властям и гражданскому обществу, ученым следует обратить внимание на разработку новых современных прав человека, таких как право на хорошее управление, право на доступ к услугам общеэкономического характера и др. (закреплены в Хартии Европейского Союза об основных правах), которые не противоречат Российской Конституции.
В этой работе можно использовать концепции развития российского законодательства, разработанные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (под редакцией Т. Хабриевой и Ю. Тихомиро- ва) и наработки ученых Саратовской государственной академии права (под руководством А. Малько) [5].
-
1. Глотов С. А., Мазаев В. Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы : путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов. М., 2001.
-
2. Николаев А. М. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: конституционно-правовой механизм реализации в Российской Федерации : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 12–13.
-
3. Европейская социальная хартия: право Совета Европы и российская практика / С. А. Глотов [и др.]. М., 2010.
-
4. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под общ. ред. В. А. Туманова и Л. М. Энтина. М., 2002; Николаев А. М. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: конституционно-правовой механизм реализации в Российской Федерации : монография. М., 2011.
-
5. Концепция развития российского законодательства / под ред. Т. Хабриевой и Ю. Тихомирова. М., 2010.
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(1). 2012
The European Convention and the European Court on Human Rights in the Right and Law-Enforcement Practice in the Russian Federation
Список литературы Европейская конвенция и Европейский суд по правам человека в праве и правоприменительной практике Российской Федерации
- Глотов С. А., Мазаев В. Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы: путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов. М., 2001.
- Николаев А. М. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: конституционно-правовой механизм реализации в Российской Федерации: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 12-13.
- Европейская социальная хартия: право Совета Европы и российская практика/С. А. Глотов [и др.]. М., 2010.
- Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения/под общ. ред. В. А. Туманова и Л. М. Энтина. М., 2002; Николаев А. М. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: конституционно-правовой механизм реализации в Российской Федерации: монография. М., 2011.
- Концепция развития российского законодательства/под ред. Т. Хабриевой и Ю. Тихомирова. М., 2010.