Европейский пазл: новая электоральная реальность в условиях системного кризиса

Автор: Ежов Дмитрий Александрович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Тема

Статья в выпуске: 2, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются актуальные тенденции в электоральных процессах европейских государств в условиях системного кризиса. На примерах парламентских выборов в Германии и референдума в Каталонии показано, что итоги голосования формируют предпосылки для дестабилизации социально-политической обстановки.

Выборы, референдум, евроскептицизм, национализм, популизм, сепаратизм

Короткий адрес: https://sciup.org/170168971

IDR: 170168971

Текст научной статьи Европейский пазл: новая электоральная реальность в условиях системного кризиса

Всовременном европейском обществе мотивом поиска альтернатив является запрос на изменения вследствие свободного волеизъявления на выборах и референдумах. Симптоматичными в этом смысле являются резуль- таты выборов в отдельных государствах. Среди свежих примеров заслуживают внимания итоги прошедших в сентябре 2017 г. парламентских выборов в Германии и непризнанного официальными властями Испании референдума в Каталонии, состоявшегося неделей позже. Примечательно, что оба этих события вписываются в логику электоральных трансформаций в современной Европе, подразумевающую выход на приоритетные позиции политических сил, чьи идеи и предложения не соответствуют курсу развития континента в духе панъевропеизма. В результате разрастающихся кризисных явлений в актуальном общеевропейском пространстве под воздействием новой электоральной реальности складывается эклектичный и нестандартный политический пазл, состоящий из фрагментов в виде евроскептицизма, популизма, национализма и сепаратизма.

Серьезно мировую общественность результаты свободного волеизъявления граждан на выборах и референдумах всколыхнули в 2016 г., когда произошли два знаковых события – референдум в Великобритании по вопросу о выходе из Евросоюза ( Brexit 1) и победа Д. Трампа на очередных выборах президента США. Принимая во внимание их сопоставимость с точки зрения международнополитической значимости, мы склонны согласиться с имеющейся в новейшей научной литературе позицией, подразумевающей их условную идентификацию как «Брексит-1» и «Брексит-2» [Ананьева, Каневский 2016]. Впрочем, и кроме этого в ряде государств отмечались интересные итоги выборов. Так, за несколько месяцев до Брексита в 1-м туре выборов президента Австрии одержал победу представитель популистской Австрийской партии свободы Н. Хофер; уже в 2017 г. на выборах президента Франции при подсчете голосов избирателей практически вплотную к лидеру гонки Э. Макрону подошла лидер Национального фронта М. Ле Пен. Серия результатов голосований в различных европейских государствах обозначила тренд, заключающийся в склонности электората к предпочтению несистемных кандидатов и партий, разделяющих идеи евроскептицизма, а то и вовсе являющихся приверженцами и распространителями откровенно популистских идей. Данный тренд, по нашему убеждению, способствует углублению кризиса традиционных европейских партий, основу которого следует искать в смещении акцента с общеевропейских ценностей на национальные приоритеты, а также в системных проблемах. Сложно не согласиться с А.О. Лапшиным в том, что «государственно-суверенная и глобальная, экологическая и нравственная составляющие, т.е. все компоненты современного так называемого развитого общества, испытывают давление со стороны системных кризисных тенденций» [Лапшин 2017: 182]. Совокупность указанных факторов является содержательным наполнением европейского политического пазла, инструментом формирования которого становится новая электоральная реальность. Не отрицая, что Brexit в этом отношении стал первым серьезным «звонком», побудившим руководство Евросоюза обратить внимание на новую электоральную реальность, полагаем, что события в Германии и Каталонии являются наиболее показательными, поскольку каждое из них, обнажив скрытые проблемы, спавшие глубоко в сознании европейского социума, спровоцировало затяжной политический кризис.

Итоги любых выборов являются отражением актуального состояния общественного мнения, а в случае если граждане того или иного государства оказывают ощутимое предпочтение оппозиционным силам, даже не выводя их в лидеры гонки, речь идет о назревании социального запроса на изменения, что в норме должно побудить действующие власти к пересмотру стратегии конкретных действий. По результатам выборов 2017 г. в бундестаг Германии значительно ослабили свои позиции единый консервативный блок ХДС/ ХСС и СДПГ. Несмотря на то что партии остались крупнейшими силами в парламенте, в совокупном отношении они потеряли более 100 мандатов. На этом фоне примечательно, что, заняв на выборах 3-е место, в состав парламента Германии с 94 мандатами вошла партия евроскептиков под названием «Альтернатива для Германии», впервые получившая представительство. Вследствие существенного изменения баланса партийного представительства на фоне падения доли в бундестаге блока ХДС/ХСС, а также СДПГ и появления в качестве парламентской партии «Альтернативы для Германии», видящей в качестве своей цели выход Германии из еврозоны, возникли предпосылки для политического кризиса, эффективное и быстрое разрешение которого представляется иллюзорным. На имеющемся фоне можно констатировать дестабилизацию социально-политической обстановки, в перспективе ведущую к социальному расколу. Так, во время съезда третьей по численности партии в немецком бундестаге – партии «Альтернатива для Германии», – прошедшего 2 декабря 2017 г. в Ганновере, были отмечены массовые беспорядки, организованные противниками ультраправых. При этом заметим, что происходящие события, выражающиеся в увеличении поддержки националистических и ультраправых сил, в целом отражают общее направление мирового развития, не являясь из ряда вон выходящими. Так, по мнению К.С. Гаджиева, «ныне все более растущие популярность и влияние получают националистические и сепаратистские движения, организации, партии, которые выступают против глобализма, универсализма и транснационализма, пытаются защищать традиционные ценности и институты, лежащие в основе иудео-христианской цивилизации» [Гаджиев 2017: 8].

Как и парламентские выборы в Германии, прошедший 1 октября 2017 г. не признанный испанскими властями референдум в Каталонии по вопросу самоопределения, завершившийся победой сторонников отделения от Испании, спровоцировал политический кризис, перспектива разрешения которого при учете мнений всех интегрированных в него сторон видится достаточно туманной. В упоминавшейся выше работе К.С. Гаджиева делается предположение: «возможно, будет преувеличением утверждать, что поистине призрак бродит по Европе, призрак национализма, за которым уже не тенью, а реальностью идет призрак сепаратизма» [Гаджиев 2017: 9]. Однако представляется, что итоги и последствия референдума в Каталонии сделанное предположение как раз-таки подтверждают. С нашей точки зрения, основная сложность локализации кризиса, спровоцированного каталонским референдумом, сводится к торжеству системы двойных стандартов. Как известно из истории, движение за независимость Каталонии имеет глубокие корни, а попытки проведения референдума ранее неоднократно блокировались официальными властями Испании. Сам вопрос сохранения Каталонии в составе Испании спорен и выходит за рамки нашего внимания. В то же время неоднозначной выглядит и оценка степени оправданности применения силового подхода с целью попытки пресечения волеизъявления избирателей с точки зрения норм права и морали. Мировая практика знает и альтернативные механизмы – например, политические переговоры с целью нахождения компромисса. Конкретное проявление «демократии по-испански» формирует прецедент и в очередной раз демонстрирует практику двойных стандартов в действии. Поддержка идеи единой Испании со стороны ЕС и США сформулирована в общем контексте борьбы с сепаратистскими тенденциями, а ситуация в Испании тем временем является пока- зательным проявлением того, что за призраком национализма по Европе идет призрак сепаратизма.

В довершение ко всему упомянем показательное, на наш взгляд, заявление бывшего премьер-министра Польши, а ныне председателя Европейского совета Д. Туска, сделанное в январе 2018 г. Он считает, что официальная Варшава может поставить вопрос о выходе из Евросоюза в случае, если перестанет получать денежные средства из общеевропейской казны. Заявление Д. Туска четко демонстрирует приоритет национальных интересов над идеей единой Европы, а его публичное озвучивание может рассматриваться в качестве симптома заражения вирусом Брексита, распространяющимся по территории европейского пространства. Похоже, Евросоюз ждет повторение Брексита, и, вероятнее всего, не одно.

Подводя итоги, отметим, что проявляющаяся новая электоральная реальность, под воздействием которой складывается не свойственный идее единой Европы, но точно отражающий дух времени политический пазл, является следствием системного кризиса. Генезис кризисных явлений обусловлен фактором противоборства национальных интересов государств и наднациональных задач, а также слабой степенью централизации власти, отягощенной нехваткой эффективного управления в условиях адаптации к изменяющимся условиям. И если принимать во внимание территориальную экспансию трендов евроскептицизма, популизма и сепаратизма, то насущной необходимостью является разумная системная трансформация основ функционирования европейского сообщества и усиление власти. В качестве альтернативы выступает генерация процесса, ведущего к постепенному уменьшению числа государств – членов Евросоюза.

Список литературы Европейский пазл: новая электоральная реальность в условиях системного кризиса

  • Ананьева Е.В., Каневский П.С. 2016. Брекзит-1 и Брекзит-2: Британия и США меняют парадигму? М.: Институт Европы РАН. 72 с
  • Лапшин А.О. 2017. Еще раз о власти. -Власть. № 12. С. 180-185
Статья научная