Ежегодные отчёты Алеутской епархии (1880–1911) как источник по истории русского православия в Северной Америке
Автор: Сенин А.П.
Журнал: Культурологический журнал @cr-journal
Рубрика: Историческая культурология
Статья в выпуске: 3 (61), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья исследует ежегодные отчёты правящих архиереев Алеутской епархии 1880–1911 гг. Святейшему Правительствующему Синоду как важнейший источник по истории становления и развития русского православия в США и Канаде. Структурный анализ позволяет оценить информационный потенциал всех основных разделов этих уникальных документов. Выделены сведения, которые дают исчерпывающее представление о жизни самой обширной зарубежной епархии русской православной церкви на рубеже XIX–XX веков. Рассмотрено влияние на форму и содержание отчётов личности правящего архиерея и экстраординарных событий, происходящих в епархии.
Алеутская епархия, епархиальные отчёты, русская православная церковь, архиерей, паства, униаты, церкви
Короткий адрес: https://sciup.org/170210927
IDR: 170210927 | DOI: 10.34685/HI.2025.99.64.038
Текст научной статьи Ежегодные отчёты Алеутской епархии (1880–1911) как источник по истории русского православия в Северной Америке
В 2025 г. Историко-документальный центр Института Наследия подготовил к изданию подборку ежегодных отчётов о состоянии Алеутской епархии в период 1880–1911 гг. Документы эти, как и ряд приложений к ним, отложились в фонде 796 (Канцелярия Святейшего Синода) Российского государственного исторического архива (РГИА). Несмотря на неполную выборку отчётов синодального периода, обнаруженные материалы отличаются высокой степенью репрезентативности, позволяющей говорить о них как о важнейшем источнике по истории русского православия в зарубежье в указанный период [1].
Научный потенциал ежегодных епархиальных отчётов стал предметом интереса ряда исследователей дореволюционной истории русской православной церкви [2]. С опорой на содержание отчётов изучаются разнообразные аспекты жизни не только епархий в пределах Российской империи, но и анклавов русского православия за рубежом. Особое внимание уделяется специфике архиерейского отчёта как исторического источника [3].
Отчёты о состоянии Алеутской епархии в конце XIX – начале ХХ вв. являются важнейшими делопроизводственными церковными документами, в которых раскрывается суть взаимодействия Святейшего Синода с отдалённой периферией православного мира, выведенной за границы Российской империи в 1867 г. Отчёты – главное средство коммуникации алеутских архипастырей с метрополией на протяжении первых десятилетий существования православной церкви в Северной Америке. Основу документа, как и в России, составляли отчёты благочинных, сложенные из рапортов причтов [4].
Подборка публикуемых отчётов позволяет подробно изучить обстоятельства развития Алеутской епархии с 1880 по 1911 годы. Кроме того, в них содержатся отрывочные сведения как о недалеком прошлом епархии, учреждённой в 1870 г. (под названием Алеутской и Аляскинской), так и некоторые данные о предлагаемых мерах по развитию (уже Алеутской и Северо-Американской епархии) в будущем [5].
Форма и содержание епархиального отчёта определяются двумя главными факторами:
-
1) существование некоего условного «формуляра» для предоставления важнейших сведений о епархии в канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода;
-
2) влияние личности архиерея на характер, объём, качество предоставляемых сведений [6].
В период 1880–1911 гг. во главе Алеутской кафедры стояли семь епископов (с 1905 г. – архиепископы): Нестор (Засс) (1878–1882), митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) (1882–1887), Владимир (Соколовский) (1887–1891), Николай (Адоратский) (1891), Николай (Зиоров) (1891–1898), Тихон (Белавин) (1898–1907), Платон (Рождественский) (1907–1914) [7].
Относительно короткий срок пребывания в сане преосвященных Нестора и Владимира, а также фактическое отсутствие в Северной Америке преосвященных Исидора и Николая (Адоратского), обусловили более скромный объём предлагаемых сведений о епархии, объясняемый меньшим числом возможностей для развития дела православия в Америке. Наряду с этим, епископу Нестору принадлежит заслуга в организации перевода Евангелия на язык эскимосов, а епископ Владимир выступил инициатором перевода богослужебных текстов на английский язык и способствовал первой инкорпорации американских униатов в лоно русского православия [8].
В новых условиях расширения Алеутской епархии на приходы континентальных штатов оканчивается период более чем 20-летнего «застоя и даже упадка» в распространении православия в Северной Америке. Этот тезис находит отражение в отчёте 1895 г. епископа Николая (Зиорова) [9]. Необычайная важность этого документа, по мнению американистов В.О. и В.В.Печатновых, заключается в том, что он является своеобразным «водоразделом» в делопроизводственной практике алеутских архиереев [10]. Отчёт 1895 г. сообщает о первых больших успехах епархии в Америке, вызванных мерами по энергичному реформированию здесь всех сторон деятельности и повседневной жизни православной церкви, предпринятому архипастырем [11]. Многократно увеличивается количество церквей, часовен, школ, пропорционально растёт окормляемая паства, пестрый этнический состав которой в эмигрантской Америке становится отдельным важным аспектом представляемых ежегодных сведений. На основе данного отчёта и корпуса дополнительных материалов Печатновыми сделан вывод о выдающихся управленческих и личных качествах Преосвященного Николая, деятельность которого до недавнего времени пребывала в тени сменивших его на Алеутской кафедре архиепископов Тихона и Платона [12].
С началом перехода североамериканских униатов в состав епархии по возможности полное и ненасильственное включение австрийских галичан, русинов и буковинцев в лоно русской православной церкви становится важнейшей целью, задекларированной в отчётах архипастырей Николая (Зиорова) и, особенно, Тихона и Платона [13]. В соответствии с этой задачей и по мере её выполнения кардинально меняется статистика данных отчётов и проблематика некоторых их разделов. С 1900 г. Алеутская и Северо-Американская епархия включает в ежегодные сводки данные по Канадской миссии, которая в скором времени становится важнейшим районом расширения православной церкви на континенте [14]. В свете нарастающей активности православных миссионеров и появления более регулярной и упорядоченной структуры православных организаций, управляемых из Сан-Франциско, а затем из Нью-Йорка, разворачивается упорная борьба с «инославием» – униатами-«фанатиками», католическими епископами, лжеапостольскими течениями [15]. Появляется антиправославная и антицерковная оппозиция в лице уголовных и политических преступников из России [16]. Важным фактором в идеологической борьбе выступает противостояние печатных изданий («Американский Православный Вестник», «Свiт» – от епархии, «Свобода», «Русский Американский Вестник» – от римо-униатского блока, «Русский Голос» – от социалистов и анархистов) [17]. Успехи и неудачи в этой сфере общественной жизни епархии оказали ключевое влияние на возможности в расширении православного присутствия в США и Канаде, и на количество и качество статистических сведений, представленных в отчётах 1908, 1910 и 1911 гг.
В структуре отчётов Алеутской епархии наблюдается некоторый отход от устоявшейся в Российской империи рубежа XIX–XX вв. семичастной структуры представления сведений в Святейший Синод [18]. Каждый новый епископ на кафедре предлагал собственный формат отчёта, более того, один и тот же пастырь мог произвольно менять стандарт следующего ежегодного отчёта, руководствуясь одному ему известными причинами. Общим местом является отсутствие пункта «Состояние монастырей», ввиду долголетнего неимения последних и недолгого существования в начале ХХ века лишь одной СвятоТихоновской обители в Пенсильвании.
В отчёте преосвященного Нестора 1880 г. видна пятичастная структура: «Обозрение епархии», «Церкви, «Духовенство и миссионеры», «Школы», «Паства», дополненная пунктом «Устройство и управление» в 1881 г. [19]. Отчёт 1884 г., подписанный протоиереем В.Вечтомовым, включает 4 смешанных пункта: «Личный состав», «Деятельность Правления», «Деятельность Духовенства», «Деятельность Миссионеров» [20]. В целом отчёты этого периода вращаются вокруг сложного положения епархии в границах Аляски и Алеутских островов. Бедность населения и причта, нехватка священников, огромные расстояния и малолюдье, борьба с шаманизмом и пресвитерианством, отсталостью, корыстолюбием и ангажированностью местных жителей, американских чиновников и представителей Аляскинской Торговой Компании – основные сюжеты, включенные в эти пункты.
В отчёте 1895 г. к пяти основным блокам, предложенным ещё епископом Нестором, преосвященный Николай прибавляет два: «Борьба с инославием» и «Религиозное состояние» (в общем объеме текста, без выделения рубрик) [21]. Первый понадобился в свете роста сопротивления переходу униатов в состав епархии, второй стал прологом к борьбе за повышение качества православного богослужения в Северной Америке, его привлекательности для вероятных прозелитов.
Преосвященный Тихон в отчётах 1898 и 1900 гг. вводит в устоявшуюся структуру пункты «Братства» и «Издания», знаменуя этим рост влияния общественных организаций и идеологической работы в православных приходах Северной Америки [22]. Перенявший у него кафедру архиепископ Платон в отчёте 1907 г. использует этот стандарт как основу, но предлагает оригинальные пункты: «Канада» и «Аляскинское викариатство», сведения о которых даны со слабой попыткой рубрикации [23]. В отчёте 1910 г. эта практика получила развитие: документ разделен по принципу территориальных общин, входящих в состав епархии, появляются пункты «Чукотская миссия», «Сиро-арабская миссия», «Сербская миссия» [24]. Освещая жизнь епархии, архиерей уделяет особое внимание отношению с представителями других исповеданий, видя возможности для расширения и развития в двух источниках – униатах и эмигрантах из России. В 1911 г. архиепископ Платон возвращается к более традиционной структуре отчёта [25]. Очевидно, что неформатные отклонения в подаче сведений в Святейший Синод связаны с динамичным территориальным ростом епархии и её сложным этническим составом, требующим грамотной церковной организации, которая позволила бы сохранить православную Миссию на континенте консолидированной. В свете этой проблемы важным аспектом является организация и эволюция органов епархиального управления, информация о которых подаётся в изучаемых отчётах в соответствии с критериями и качествами, рассмотренными выше. С расширением границ епархии и увеличением числа приходов с середины 90-х годов XIX в. возникает первостепенная необходимость в новых благочиниях и даже викариатствах. Скромные данные о нескольких деятелях Епархиального Управления раннего периода и их работе сменяются описанием разветвленной сети функционеров, призванных решать задачи «континентального» масштаба.
Статистические сведения в ежегодных отчётах Алеутской епархии периода 1880–1911 гг. представлены достаточно неоднородно. Часто их следует тщательно выискивать в массиве текста. Количественные показатели в них вполне соответствуют трём периодам истории развития кафедры: «аляскинскому», «штатовскому», «американо-канадскому». По всем «формулярным» пунктам наблюдается непрерывный рост показателей, отраженный в следующих значениях:
-
1) Церкви и приходы.
1880–1881 гг. – 9 приходов, 12 церквей, 35 часовен и молитвенных домов [26].
1895 г. – 24 прихода, 26 церквей, 70 часовен [27].
1898 г. – 29 приходов, 37 церквей, 54 часовни [28].
1900 г. – 33 прихода, 44 церкви (2 собора, 4 – домовых), 57 часовен (молитвенных домов) [29].
1907 г. – 77 приходов, 1 монастырь, 84 церкви, 96 часовен [30].
1908 г. – 99 приходов, 1 монастырь, 108 церквей [31].
1910 г. – 138 церквей [32].
1911 г. – 159 церквей и 105 часовен [33].
Основное число сооружений были деревянными. Каменные церкви составляли небольшой процент и возводились преимущественно в западных штатах.
-
2) Духовенство.
Сведения о числе священников в отчётах 1880, 1881, 1884, 1895 гг. разрозненны и не отличаются конкретикой. В то же время биографические и профессиональные данные о клире и причте епархии в большинстве обзоров весьма обширны. Общая характеристика этого раздела – катастрофическая нехватка не только образованных священнослужителей, но и протодиаконов, диаконов, псаломщиков. Обычная практика – переезд священников из прихода в приход для исполнения треб и проведения служб. С ростом числа приходов и священнослужителей сводки о них становятся короче.
1898 г. – 3 архимандрита, 1 протоиерей, 4 иеромонаха, (один из них на псаломщицкой вакансии), 29 священников (в том числе три заштатных), 1 протодиакон, 3 диакона (два на псаломщицкой вакансии и один заштатный) и 25 псаломщиков [34].
1900 г. – 3 архимандрита, 1 протоиерей, 7 иеромонахов, 30 священников (в том числе один заштатный), 1 иеродиакон, 1 диакон заштатный и 30 псаломщиков [35].
1907 г. – архиепископ, два епископа, 3 архимандрита, 2 протоиерея, 2 игумена, 16 иеромонахов, 73 священника (из них 2 заштатных), 3 иеродиакона, 2 диакона и 37 псаломщиков и учителей [36].
1908 г. – 2 архимандрита, 2 протоиерея, 2 игумена, 20 иеромонахов, 87 священников, 2 иеродиакона, 2 диакона и 40 псаломщиков [37].
1910 г. – священники и причт разведены по списку церквей [38].
1911 г. – 1 архиепископ, 2 епископа, 1 архимандрит, 6 протоиереев, 105 священников, 2 игумена, 25 иеромонахов, 2 иеродиакона и кроме того по приходам штатные и нештатные псаломщики-учителя [39].
-
3) Паства.
1880 г. – 11932 чел. [40]
1881 г. – 11898 чел. Этнический состав прихожан: сербы и черногорцы, греки, креолы, эскимосы, алеуты и индейцы («индийцы») [41].
1895 г. – свыше 22000 чел. В этническом составе появляются русины и арабы (сиро-арабы) [42].
1898 г. – 27378 чел. [43]
1900 г. – 29949 чел. Категория русинов разделяется на три группы: галичан, буковинцев, угроруссов [44].
1907 г. – до 75000 чел. [45]
1911 г. – 131120 чел. прихожан (160000 православных по данным США). В этнический спектр входит значительная группа албанцев [46].
Десятикратный рост числа прихожан позволил русскому православию подняться в списке религиозных деноминаций Америки со 111-й на 24-ю позицию [47].
-
4) Школы и приюты.
1880 г. – школа на 8 детей в Сан-Франциско. Сезонные школы в других местах, в малом количестве, пустые по летнему времени [48].
1881 г. – 8 школ в Сан-Франциско и по Аляске, число учащихся – от 16 до 64 [49].
1884 г. – 8 школ, 187 учащихся [50].
1895 г. – школы практически при каждой церкви, в основном субботние и воскресные [51].
1898 г. – 55 школ (более 20 церковно-приходских, остальные – школы грамоты), до 800 детей. 3 приюта [52].
1900 г. – 55 школ (3 миссионерских, 10 церковно-приходских), 5 приютов, свыше 1000 учащихся [53].
1907 г. – 72 церковных одноклассных школы, 41 школа грамоты при часовнях (в Аляске). Учащихся до 2400 мальчиков и девочек. 2 духовных семинарии (в Миннеаполисе и Ситхе), 1 духовное училище (бурса) в Кливленде и 6 приютов при школах [54].
1908 г. – 113 церковно-приходских школ (3000 учащихся), 55 школ на Аляске (807 учащихся). 4 приюта на Аляске (48 детей) [55].
Отчёты 1910 и 1911 гг. содержат отрывочные сведения о росте школ Миссии в количественном и качественном отношении.
-
5) Церковные организации.
1898 г. – 27 братств в составе «Православного Общества Взаимопомощи» (с 1896 г.) в Штатах (без Аляски), общества трезвости [56].
1900 г. – 46 братств в Штатах, братства в 8 приходах Аляски (до 370 членов), общества трезвости [57].
1907 г. – 108 братств в Штатах (до 3500 членов), 35 братств и обществ трезвости в Аляске (3019 членов), 15 сестринств «Православного Общества Взаимопомощи» (около 300 членов) [58].
1908 г. – 133 братства в Штатах (4,011 членов), 37 церковных организаций на Аляске (3518 членов) [59].
Проекты и обращения архипастырей Алеутской епархии в связи с ключевыми тенденциями её развития, описанными выше, хроника более или менее значимых событий в её светском и духовном календаре, отвлечённые рассуждения, – всё это остается за рамками статистических выкладок. Практически всегда эта часть отчётов – элемент личного творчества архиерея, основа для исследования его собственного видения и вклада в дело служения православной церкви на американской земле.
Таким образом, комплекс отчётов Алеутской епархии выступает важным историческим источником, содержащим подробные сведения о жизни православной Миссии в Северной Америке на протяжении 1880–1911 гг. Кроме того, в предлагаемых документах содержатся данные об общественной, экономической, культурной жизни населения региона, ряд любопытных этнографических наблюдений, зарисовки структур повседневности, просопографические данные о русском духовенстве за рубежом.