Фактор полиморбидности в развитии контраст- индуцированной нефропатии у пациентов с острым инфарктом миокарда, перенесших коронароангиографию и чрескожное коронарное вмешательство
Автор: Урста А. А., Котиков А. Р., Урста О. В., Харьков Е. И., Петрова М. М.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 1 т.35, 2020 года.
Бесплатный доступ
Цель: оценить значимость фактора полиморбидности в развитии контраст-индуцированной нефропатии (КИН) у пациентов с острым инфарктом миокарда, перенесших коронароангиографию (КАГ) и чрескожное коронарное вмешательство (ЧКВ).Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ историй болезни пациентов за 2015 г., проходивших лечение в отделении интенсивной терапии № 3 КГБУЗ «КМКБСМП» им. Н.С. Карповича с острым инфарктом миокарда, перенесших КАГ и ЧКВ. Была сформирована выборка из 33 пациентов с клинически верифицированной КИН. Статистический анализ полученных данных проводили при помощи комплекса пакетных программ и языка программирования R и программного обеспечения G*Power. В работе использовали непараметрические критерии: дисперсионный анализ повторных измерений и U-критерий Манна - Уитни, а также параметрический двухфакторный дисперсионный анализ после логарифмического преобразования непрерывных переменных.Результаты. Из 33 отобранных в выборку человек с диагностированной КИН было 15 женщин и 18 мужчин, средний возраст исследованных пациентов составил 70,9 + 11,5 лет. Представленную выборку разбили на две подкатегории: пациенты с наличием и отсутствием фактора полиморбидности соответственно. В среднем уровень креатинина у полиморбидных пациентов имел показатель 127 мкмоль/л (95; 179), у неполиморбидных - 130 мкмоль/л (91; 179). Двухфакторный дисперсионный анализ продемонстрировал отсутствие значимого влияния фактора полиморбидности на временные изменения показателей уровня креатинина плазмы крови у пациентов с КИН. Парные сравнения, которые были проведены как с логарифмически преобразованными значениями при помощи Т-теста, так и с непреобразованными значениями при помощи критерия Манна - Уитни, не выявили значимых различий между показателями креатинина у полиморбидных и неполиморбидных пациентов. Отсутствие выраженных корреляционных связей между значениями креатинина в выбранных временных отрезках при значимо увеличивающихся показателях можно объяснить влиянием другого фактора, в данном случае, воздействием на фильтрационную способность почек рентгеноконтрастного вещества. Асимметричный характер распределения полученных показателей креатинина как в целой выборке, так и в выделенных подгруппах объясняется его высокой вариативностью. В отношении пациентов с острым инфарктом миокарда, требующих проведения экстренной КАК и ЧКВ по жизненным показаниям, не следует акцентировать внимание на фактор полиморбидности.Заключение. Фактор полиморбидности не имеет значимого влияния на развитие КИН у пациентов с острым инфарктом миокарда, перенесших КАГ и ЧКВ.
Полиморбидность, острый инфаркт миокарда, чрескожное коронарное вмешательство, контраст-индуцированная нефропатия
Короткий адрес: https://sciup.org/149126169
IDR: 149126169 | DOI: 10.29001/2073-8552-2020-35-1-93-99
Текст научной статьи Фактор полиморбидности в развитии контраст- индуцированной нефропатии у пациентов с острым инфарктом миокарда, перенесших коронароангиографию и чрескожное коронарное вмешательство
–99
Контраст-индуцированная нефропатия (КИН) – острое нарушение функции почек, возникающее в течение 48–72 ч после внутрисосудистого введения рентгеноконтрастного средства (РКС). Развитие КИН характеризуется повышением концентрации сывороточного креатинина > 0,3 мг/дл (или > 26,5 мкмоль/л), или > 1,5 раза по сравнению с исходным уровнем, в течение 48–72 ч внутрисосудистого введения контрастного вещества при отсутствии других причин [1].
Под полиморбидностью следует понимать наличие нескольких синхронно протекающих заболеваний у одного человека в различных стадиях и фазах своего развития. Большинство пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) в реальной медицинской практике характеризуются сочетанием двух и более заболеваний и состояний, т. е. сердечно-сосудистой полиморбидно-стью [2, 3].
В связи с широким распространением диагностических и лечебных процедур с использованием рентгеноконтрастных препаратов КИН является актуальной проблемой в клинической практике кардиологов [4].
С целью визуализации коронарных артерий и проведения реваскуляризации миокарда больным ишемической болезнью сердца проводят коронароангиогра-фию (КАГ) и чрескожные коронарные вмешательства (ЧКВ) с использованием рентгеноконтрастных средств. Эти малоинвазивные процедуры требуют использования йодсодержащих РКС, которые не только оказывают прямое токсическое действие на эпителий почечных канальцев, но и вызывают нарушение почечной гемодинамики с медуллярной ишемией [5–7]. В настоящее время превалирует стратегия первичного ЧКВ, если так называемое время «симптом – баллон» не превышает 120 мин [8]. Использование РКС у пациентов с электролитными нарушениями в состоянии шока или застойной сердечной недостаточности допускается только по жизненным показаниям (например, при остром инфаркте миокарда) [9].
Патофизиология КИН до конца не изучена, но в настоящее время большое значение придают нарушению почечной гемодинамики и прямому влиянию РКС на почечные канальцы [10].
Осмотическая нагрузка РКС может плохо переноситься, если почечная функция «скомпрометирована», например у больных с сахарным диабетом или почечной недостаточностью, у которых уже присутствуют гипоксия мозгового слоя и нарушение эндотелийзависимой вазодилатации [5]. Однако введение РКС не всегда провоцирует развитие КИН [11].
У пациентов с острым коронарным синдромом существуют риски торможения фильтрационной функции почек. Среди больных, не получавших РКС, в 23,8% случаев отмечается увеличение содержания креатинина в сыворотке крови. Причем, согласно общепринятым в клинической практике рекомендациям [12, 13], в 6,3% случаев повышение его уровня в течение 3 дней после начала лечения соответствует диагностическим критериям КИН [12].
Среди пациентов с ОИМпST, которым было проведено ЧКВ, статистически значимой разницы в риске госпитальной смертности между группами с нормальной и сниженной функцией почек не получено [14].
Материал и методы
Проведен ретроспективный анализ историй болезни пациентов за 2015 г., проходивших лечение в отделении интенсивной терапии № 3 КГБУЗ «КМКБСМП» им. Н.С. Карповича с острым инфарктом миокарда, на основании чего была сформирована выборка пациентов с клинически верифицированной КИН. Всем пациентам с острым инфарктом миокарда проводили КАГ и ЧКВ с использованием низко- и изоосмолярных РКС. Проводимое исследование было одобрено локальным этическим комитетом Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Во-йно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации. Основной исследуемой непрерывной переменной представленного исследования выбрали уровень креатинина сыворотки крови, который измеряли после забора крови из поверхностных вен предплечья или посредством центрального венозного доступа в следующие временные интервалы: 1) при поступлении в стационар; 2) через 12 ч после поступления; 3) через 24 ч после поступления; 4) через 48 ч после поступления; 5) через 72 ч после поступления. В представленной выборке выделили группу пациентов с наличием фактора полиморбидности (n = 17). В данную группу вошли пациенты с наличием как минимум двух патогенетически несвязанных заболеваний (таблица).
Статистический анализ полученных данных проводили при помощи комплекса пакетных программ и языка программирования R, а также с использованием программного обеспечения G*Power [15]. Характер распределения измеренных переменных в группах отличался от нормального, на основании чего применяли непараметрические методы исследования: дисперсионный анализ повторных измерений с критерием Фридмана, для пар- ных сравнений независимых переменных применялся U-критерий Манна – Уитни. Корреляционный анализ осуществляли посредством коэффициента корреляции Спирмена. Использовали также параметрический двухфакторный дисперсионный анализ после логарифмического преобразования асимметричных переменных. Полученные значения представлены в виде медианы (Me) и 25- и 75-го квартилей (Q1, Q3). Переменные, которые подчинялись нормальному закону распределения, представлены в виде средней и стандартного отклонения.
Результаты
Из 33 отобранных в выборку человек с диагностированной КИН было 15 женщин и 18 мужчин, средний возраст исследованных пациентов составил 70,9 + 11,5 лет. Представленную выборку разбили на две подкатегории: пациенты с наличием и отсутствием фактора полимор-бидности соответственно. Характер распределения пациентов с наиболее значимыми факторами отражен в таблице (см. табл.).
Таблица. Распределение демографических и клинических факторов у пациентов с острым инфарктом миокарда, осложненным контраст-ин-дуцированной нефропатией
Table. Distribution of demographic and clinical factors in patients with acute myocardial infarction complicated by contrast-induced cardiomyopathy
Показатели уровня креатинина плазмы крови, которая была взята во время поступления пациентов в стационар, в среднем составляли 89,0 (77; 100) мкмоль/л, при этом у пяти пациентов данные показатели превышали нормальные значения: 157–381 мкмоль/л. Уровень креатинина плазмы, измеренный через 12 ч после забора крови, составлял в среднем 124 (102; 152) мкмоль/л, через 24 ч – 133 (91; 169), через 48 ч – 160 (111; 179), через 72 ч – 200 (134; 200) мкмоль/л.
Значения уровня креатинина, как это видно на представленном рисунке 1, имели асимметричный характер распределения, при этом у большинства групп характер асимметрии был положительным. Учитывая наличие относительно выраженного диапазона разброса показателей уровня креатинина, многие значения статистическими методами воспринимались как выбросы, в частности, группа уровня креатинина с забором крови на 72-м ч после поступления у полиморбидных пациентов целиком представлена этими выбросами.

Рис. 1. Распределение показателей креатинина в зависимости от времени забора и наличия полиморбидности
Fig. 1. Distribution of creatinine levels depending on time of blood sampling and the presence of polymorbidity
При помощи критерия Фридмана в формате дисперсионного анализа повторных измерений была оценена значимость временного фактора в отношении показателей уровня креатинина в целом и отдельно в группах с полиморбидными и неполиморбидными пациентами. Во всех трех случаях проведенного дисперсионного анализа повторных измерений отмечена очень высокая значимость временного фактора ( p < 0,0001) в отношении возрастания уровня креатинина у пациентов с КИН. Корреляционный анализ при помощи критерия Спирмена между показателями уровня креатинина на разных временных отрезках показал максимум – среднюю силу
(0,52 при p < 0,05) корреляционной связи, в большинстве сравнений сила связи была низкой (менее 0,29 при p > 0,05).
В среднем уровень креатинина у полиморбидных пациентов имел показатель 127 (95; 179) мкмоль/л, у неполиморбидных - 130 (91; 179) мкмоль/л. Двухфакторный дисперсионный анализ продемонстрировал отсутствие значимого влияния фактора полиморбидности на временные изменения показателей уровня креатинина плазмы крови у пациентов с КИН. Парные сравнения, которые были проведены как с логарифмически преобразованными значениями при помощи Т-теста, так и с непреобразованными значениями при помощи критерия Манна – Уитни, не выявили статистически значимых различий между показателями креатинина у полимор-бидных и неполиморбидных пациентов.
Обсуждение
Асимметричный характер распределения полученных показателей креатинина как в целой выборке, так и в выделенных подгруппах объясняется его высокой вариативностью. В частности, оценка референсных значений креатинина в более объемных выборках также показала достаточно выраженную асимметрию.
Отсутствие выраженных корреляционных связей между значениями креатинина в выбранных временных отрезках при значимо увеличивающихся показателях можно объяснить влиянием другого фактора, в данном случае, воздействием на фильтрационную способность почек рентгеноконтрастного вещества.
В современной научной литературе имеются единичные сообщения о значимости фактора полиморбидно-сти в развитии КИН [16]. Также имеются весьма противоречивые и разрозненные данные о влиянии различных заболеваний на вероятность развития КИН [17].
Настоящее исследование не выявило значимости эффекта фактора полиморбидности на возникновение КИН.
В отношении пациентов с острым инфарктом миокарда, требующих проведения экстренной КАК и ЧКВ по жизненным показаниям, не следует акцентировать внимание на фактор полиморбидности.
Заключение
Таким образом, наше исследование не показало, что наличие полиморбидности является фактором риска в возникновении КИН у пациентов с острым инфарктом миокарда.
Список литературы Фактор полиморбидности в развитии контраст- индуцированной нефропатии у пациентов с острым инфарктом миокарда, перенесших коронароангиографию и чрескожное коронарное вмешательство
- ESUR Guidelines on Contrast Agents. European Society of Urogenital Radiology. URL: http://www.esur.org/fileadmin/content/2019/ESUR_ Guidelines_10.0_Final_Version.pdf/.
- DuGoff E.H., Canudas-Romo V., Buttorff C., Leff B., Anderson G.F. et al. Multiple chronic conditions and life expectancy: a life table analysis. Med. Care. 2014;52(8):688-694. DOI: 10.1097/ MLR. 0000000000000166.
- Оганов Р.Г., Денисов И.Н., Симаненков В.И., Бакулин И.Г., Бакули-на Н.В., Болдуева С.А. и др. Коморбидная патология в клинической практике. Клинические рекомендации. Кардиоваскулярная тера-
- пия и профилактика. 2017;16(6):5-56. DOI: 10.15829/1728-88002017-6-5-56.
- Туренко О.И., Лебедева А.Ю., Гордеев И.Г., Волов Н.А. Проблема контраст-индуцированной нефропатии в кардиологии. Российский кардиологический журнал. 2011;89(3):78-86. DOI: 10.15829/1560-4071-2011-3-78-86.
- Волгина Г.В. Контраст-индуцированная нефропатия: патогенез, факторы риска, стратегия профилактики. Нефрология и диализ. 2006;8(2):176-183.
- Калаева В.В., Каретникова В.Н., Осокина А.В., Груздева О.В., Каш-талап В.В., Евсеева М.В. и др. Факторы риска контраст-инду-
- цированной нефропатии у больных инфарктом миокарда. Клиническая медицина. 2014;9:39-45.
- Tepel M., Aspelin P., Lameire N. Contemporary reviews in cardiovascular medicine contrast-induced nephropathy: A clinical and evidence-based approach. Circulation. 2006;113:1799-1806. DOI: 10.1161/CIRCULATIONAHA.105.595090.
- Немик Д.Б., Матюшин Г.В., Протопопов А.В., Шестерня П.А., Голо-венкин Р.Е., Шульмин А.В. Эффективность ранней догоспитальной тромболитической терапии с последующим чрескожным коронарным вмешательством у пациентов с острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST (современное состояние проблемы). Сибирское медицинское обозрение. 2015;3:15-24.
- Витько Н.К., Тер-Акопян А.В., Панков А.С., Тагаев Н.Б. Применение рентгеноконтрастных веществ в интервенционной кардиологии и ангиологии: история, осложнения и их профилактика. Russian Electronic Journal of Radiology. 2012;2(1):29-34. URL: www.rejr.ru.
- Доморадская А.И. Контраст-индуцированная нефропатия: факторы риска. Russian Electronic Journal of Radiology. 2011;1(4):27-32. URL: www.rejr.ru.
- Дундуа Д.П., Карташов Д.С., Бабунашвили А.М., Артамонова Ю.В., Кавтеладзе З.А. Неизбежна ли контраст-индуцированная нефропатия в ответ на введение рентгеноконтрастного вещества? Медицинская визуализация. 2010;6:25-31.
- Ватутин Н.Т., Зинкович М.И., Шевелек А.Н. Распространенность нарушения функции почек у пациентов с острым коронарным
- синдромом. Архивъ внутренней медицины. 2015;23(3):30-32. DOI: 10.20514/2226-6704-2015-0-3-30-32.
- Morcos S.K., Thomsen H.S., Webb J.A. Contrast-media-induced nephrotoxicity: a consensus report. Contrast Media Safety Committee, European Society of Urogenital Radiology (ESUR). Eur. Radiol. 1999;9(8):1602—1613. DOI: 10.1007/s003300050894.
- Макарычева О.В., Хмара Т.Н., Назаров А.В., Якушева Н.В., Скрып-ник Д.В., Васильева Е.Ю. и др. Экстренное чрескожное вмешательство и госпитальный прогноз у больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST со сниженной функцией почек. Международный журнал интервенционной кардиоангиологии. 2011;24:84.
- Faul F., Erdfelder E., Buchner A., Lang A. Statistical power analyses using G*Power 3.1: Tests for correlation and regression analyses. Behavior Research Methods. 2009;41(4):1149-1160. DOI: 10.3758/ brm.41.4.1149.
- Вершинина Е.О., Репин А.Н. Контраст-индуцированное острое овреждение почек при плановых эндоваскулярных вмешательствах на коронарных артериях. Клиническая медицина. 2017;95(12):1086-1093. DOI: 10.18821/0023-2149-2017-95-12-1086-1093.
- АрьевА.Л.,ЧесноковА.А.,ДзаховаС.Д.,Овсянникова Н.А.,Арьева Г. Т. Мультиморбидность как один из предикторов риска развития контраст-индуцированной нефропатии в гериатрической практике. Нефрология. 2017;21(1):34-38. DOI: 10.24884/1561-6274-201721-1-34-38.