Факторы религиозной конверсии в общественном мнении жителей Омской области

Автор: Яшин Владимир Борисович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 2, 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению специфики процессов религиозной конверсии среди населения Омской области. На основании результатов социологического исследования по данной тематике, проведенного в сентябре - ноябре 2018 г., делается вывод, что в общественном мнении жителей религиозная принадлежность не воспринимается в качестве аскриптивной характеристики. Доминирование в региональном сообществе установки на религиозный плюрализм, признание религии предметом личного выбора и приватной жизни каждого человека создают благоприятные социально-психологические предпосылки для религиозной конверсии. При этом ключевым ресурсом религиозного обращения являются социальные среды атеистов, приверженцев внеконфессиональной духовности, а также граждан, индифферентных по отношению к религии. Незначительная доля межконфессионального транзита свидетельствует о наличии в основных конфессиях региона устойчивого ядра своих последователей и тем самым - о стабильности конфессиональной структуры населения и религиозной ситуации в области в целом. В то же время зафиксированы неоднозначность и противоречивость отношения жителей региона к религии. С одной стороны, в настоящее время переход от веры к неверию носит скорее характер исключения, следовательно, в общественном мнении принадлежность к религии воспринимается как социальная норма. С другой стороны, для регионального сообщества в качестве решающих факторов формирования религиозных взглядов выступают секулярные структуры - семья, государство, общество, тогда как степень влияния конфессиональных институтов на приобщение к вере оценивается весьма невысоко. Отсутствие у региональных религиозных институтов безоговорочно референтного статуса облегчает возможность личного духовного поиска и, соответственно, религиозной конверсии как акта личного выбора.

Еще

Религия, социология религии, религиозная конверсия, религиозная принадлежность, омская область

Короткий адрес: https://sciup.org/149132812

IDR: 149132812   |   DOI: 10.24158/tipor.2019.2.4

Список литературы Факторы религиозной конверсии в общественном мнении жителей Омской области

  • Бурнашева А.А. Современные отечественные исследования религиозного обращения (терминологический аспект) // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2016. № 3. С. 117.
  • Религиозное обращение [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В.С. Степина. М., 2000-2001. URL: http://www.iph.ras.ru/enc.htm (дата обращения: 01.02.2019).
  • Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: пер. с англ. М., 1993. 431 с.
  • Bainbridge W. The Sociology of Religious Movements. N. Y.; L., 1997. 475 p.
  • Lofland J., Stark R. Becoming a World Saver: a Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30, no. 6. P. 862-875.
  • Rambo L. Understanding Religious Conversion. New Haven, 1993. 240 р.
  • Stark R., Bainbridge W. A Theory of Religion. New Jersey, 1996. 386 p.
  • Travisano R. Alternation and Conversion as Qualitatively Different Transformations // Social Psychology through Symbolic Interaction. Waltham, 1970. P. 594-606.
  • Wohlrab-Sahr M. Konversion zum Islam in Deutschland und den USA. Frankfurt a. M., 1999.
  • Буланова И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии // Религиоведение. 2013. № 4. С. 132-138.
  • Чернов А.Ю., Буланова И.С. Эмпирические модели трансформации личности // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1. С. 59-66.
  • Гусева Е.С., Буланова И.С., Набиев Д.Х. Религиозное обращение в нарративах мусульман: опыт эмпирического исследования // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2017. № 2. С. 86-89.
  • Дорофеева Т.В. Мотивы конверсии в кришнаизм в условиях России // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 28-40.
  • Исаева В.Б. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: дис. … канд. социол. наук. СПб., 2014. 241 с.
  • Любимова А.И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10, вып. 1. С. 70-74.
  • Моравицкий Я.Б. Католическая община Санкт-Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4. С. 102-119.
  • Островская Е.А. Социально-антропологическое исследование буддийских мирских общин Санкт-Петербурга: автореф. дис.... канд. социол. наук. СПб., 1998. 20 с.
  • Поплавский Р.О., Клюева В.П. «Как только я переродился...». Конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции // Международный журнал исследователей культуры. 2013. № 1. С. 35-41.
  • Астахова Л.С., Бухарев Я.С. Конверсионные интенции и современный ислам: попытки классификации «путей в духовную практику» (на основе мониторинга по Республике Татарстан) // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2017. Т. 13, № 2. С. 125-136.
  • Рязанова С.В. Выбор православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 130-144.
  • Смирнов М.Ю. Социология религии: словарь. СПб., 2011. 412 с.
Еще
Статья научная