Факторы сокращения миграционной привлекательности Белгородской области

Автор: Куделько М.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 1 (5), 2017 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена рассмотрению факторов сокращения миграционной привлекательности Белгородской области. На основе статистических данных проведен анализ привлекательности, миграционного прироста, а также показателей эффективности внешней миграции за последнее время. Был сделан вывод о том, что 2015 г. стал первым за многие десятилетия годом отрицательного миграционного баланса Белгородской области с другими регионами России.

Миграция, миграционный прирост, миграционная привлекательность

Короткий адрес: https://sciup.org/140276866

IDR: 140276866

Текст научной статьи Факторы сокращения миграционной привлекательности Белгородской области

Белгородская область на протяжении последних 40-50 лет являлась одной из самых привлекательных областей Центральной России для притока мигрантов. В 1993-1999 гг. в Белгородской области отмечался максимальный миграционный прирост (примерно 23-29 тыс. человек).

Причем, Белгородчина была востребована не только для мигрантов из других субъектов России, но и для иностранных граждан, что характеризовалось воздействием выталкивающих факторов миграции в странах СНГ и Чеченской республике [4]. Затем началось постепенное снижение притока мигрантов, которое в 2015 г. достигло своего минимума. Поскольку «коренное» население области сокращается и стареет, миграция положительно влияет не только на стабилизацию численности, но и на его характеристики (например, демографические и профессиональноквалификационные).

Несмотря на значительный миграционный приток в область все последние десятилетия социально-экономическая эффективность его, могла бы быть и выше. Во-первых, в миграционном притоке из других регионов России, значительную долю составляли лица пенсионного или предпенсионного возраста, работавшие в северных регионах России, а выйдя на пенсию, решившие переехать в более благоприятный в природно-климатическом смысле регион - Белгородскую область. Такие мигранты только увеличивали нагрузку на социальную инфраструктуру региона (учреждения здравоохранения и т.д.), а также «разогревали» цены на рынке недвижимости, делая ее менее доступной для местных жителей. Во-вторых, Белгородская область все постсоветские десятилетия не в полной мере использовала миграционный потенциал соседних регионов Украины, в которых можно было бы найти более молодые демографические и трудовые ресурсы [2].

По итогам 2015 г. естественная убыль населения Белгородской области составила 3717 человек. За рассматриваемый период данный показатель сократился на 1675 человек. Несмотря на это, общий прирост населения оставался положительным, в первую очередь за счет притока мигрантов в область. Тем не менее, можно сказать, что эффективность внешней миграции стала заметно ниже и составила в 2015 г. 11,4 % против 15,7 % в 2014 г. Негативное влияние на показатели эффективности внешней миграции оказала, сложившаяся в 2015 году миграционная убыль, которая составила 1514 человек и стала следствием снижения числа прибывших в область из других субъектов РФ мигрантов и роста числа лиц, выбывших с ее территории. В 2015 г. область сохраняла миграционные связи со всеми федеральными округами РФ. Крупнейший положительный миграционный баланс сложился с Дальневосточным и Уральским федеральными округами [1].

Обратимся к статистике, согласно Белгородстату, наибольший миграционный прирост наблюдался в 2011 и 2012 гг. - 8350 и 8591 человек соответственно. В последующие годы (после 2012 г.) миграционный прирост меньше, так по итогам 2015 г. он составил 5918 человек. Это связано с сокращением темпов прироста числа мигрантов, прибывших в область: темп прироста в 2011 г. составил 55,3%, в 2012 г. - 15,8%, а в 2014

и 2015 гг. - около 1%. Это касается не только иностранных мигрантов, но отечественных [1].

Несмотря на снижение коэффициента миграционного прироста Белгородской области свойственна повышенная интенсивность миграции в сравнении с ЦФО и Россией в целом, что связано с удобным географическим положением (выгодность экономико-географического положения большинства городов региона, благоприятный климат и природные условия) и относительно высоким уровнем социальноэкономического развития (высокие темпы жилищного строительства; наличие значительного числа предложений рабочих мест на рынке труда; лояльность местных властей по отношению к мигрантам; относительную социальную безопасность населения) [4].

К основным причинам снижения притока мигрантов на территорию Белгородской области следует отнести экономический кризис, связанный с негативными тенденциями в агропромышленном комплексе и металлургии (двух базовых отраслях региональной экономики). Так основной проблемой агропромышленного комплекса является несоответствие мощностей переработки объемам производства сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции сельского хозяйства. А для металлургии характерны низкий уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая инфраструктура [6].

Еще одной причиной, оказывающей негативное воздействие на миграцию в области, является приграничное положение Белгородчины, которое теперь является не столько преимуществом, сколько недостатком для желающих здесь обосноваться. Территориальная близость военного конфликта в Донецкой и Луганской областях Украины отпугивает потенциальных мигрантов, да и сами экономические связи с соседними регионами Украины, длительное время являвшиеся положительным фактором социально-экономического развития региона в настоящее время значительно сократились [7].

Необходимо также отметить, что увеличение миграционного оттока населения Белгородской области имеет и свои этнические особенности. Например, среди крупнейших этнических меньшинств, представленных в регионе, наиболее распространены миграционные настроения среди узбеков, армян, цыган и азербайджанцев. А белгородские белорусы, украинцы, немцы и татары, напротив, в подавляющем большинстве настроены на дальнейшее проживание в Белгородской области [3, с. 173].

Таким образом, можно сказать, что 2015 г. стал первым за многие десятилетия годом отрицательного миграционного баланса Белгородской области с другими регионами России. Вполне очевидно, что назрела необходимость в управлении и комплексном научно обоснованном мониторинге всех разновидностей миграционных процессов в регионе для решения данной проблемы. Учитывая экономические и социокультурные риски, неизбежно возникающие при массовом миграционном притоке, это важнейшее направление социального развития региона должно иметь стратегическую программу развития, с проработанными механизмами регулирования миграционных процессов в оптимальном для области направлении [5, с. 574].

Список литературы Факторы сокращения миграционной привлекательности Белгородской области

  • Белгородская область в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./Белгородстат. - Белгород, 2016. - 289 с.
  • Бубликов В.В. Миграционный потенциал репатриационной политики в Белгородской области // Экономика и социум. - 2014. - № 3-1 (12). - С. 287-295.
  • Бубликов В.В. Этнические меньшинства и уровень их интеграции в Белгородской области: история формирования и современные тенденции развития. - Белгород: Константа, 2015. - 332 с.
  • Гущин А.К. Современные тенденции протекания миграционных процессов в Белгородской области // Вестник ТГУ. - 2010. - № 6(86). - С. 45-50.
  • Морщакова А.С., Бубликов В.В. Миграционные процессы в Белгородской области: современные тенденции и перспективы развития Экономика и социум. - 2014. - № 3-2 (12). - С. 570-574.
  • Сазонова Н.В. Анализ современных миграционных процессов в Белгородской области // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12-8. - С. 58-61.
  • Шевченко С. В миграционном приросте Белгородской области украинцы заменили россиян. Портал «БелПресса» издательского дома «Мир Белогорья». - Режим доступа: https://www.belpressa.ru/news/news/v-migracionnom-priroste-belgorodskoj-oblasti-ukraincy-zamenili-rossiyan08220/.
Еще
Статья научная