Факторы уровня жизни и их связь с занятостью населения в Дальневосточном регионе

Бесплатный доступ

Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда приобретает особое значение для отдалённых и малозаселённых территорий. Инерционная политика в области планирования региональной занятости может привести к потере квалифицированных кадров и утрате эффектов региональной специализации. Занятость населения находится под влиянием широкого круга факторов региональной специфики, связанных, прежде всего, с уровнем доходов населения. В этой связи нужно обратить более пристальное внимание на уровень и динамику доходов населения, выступающих в роли ценового фактора, обеспечивающего равновесие на рынке труда.

Занятость населения, региональный рынок труда, уровень жизни населения

Короткий адрес: https://sciup.org/14319386

IDR: 14319386

Текст научной статьи Факторы уровня жизни и их связь с занятостью населения в Дальневосточном регионе

Развитие Дальнего Востока является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации, что, в частности, закреплено в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Стратегия-2020») и ряде региональных стратегических документов [0]. Одной из задач государственной политики в регионе в настоящее время является активизация хозяйственной деятельности в рамках территорий опережающего социальноэкономического развития (ТОСЭР). След- ствием роста ТОСЭР станет увеличение количества рабочих мест в регионе. Между тем в последние годы отмечена негативная тенденция: трудовые ресурсы Дальнего Востока, не находя должного применения в домашнем регионе, перемещаются в центральные регионы страны, что, в свою очередь, усугубляет дисбаланс на региональных рынках труда. По данным исследования ВЦИОМ, сегодня около 40 % трудоспособного населения Сибири и Дальнего Востока рассматривают возможность покинуть макрорегион. Причинами подобных планов чаще всего называют низкий уровень заработной платы (44 %), отсутствие карьерных перспектив (36 %) и невозможность приобрести собственное жильё (28 %) [0]. В последние годы также можно отметить интенсивную потерю Дальним Востоком человеческого капитала. Квалифицированные молодые люди, получив высшее образование, на самом старте своей карьеры покидают регион. Не самый благополучный с точки зрения социальноэкономической ситуации регион становится донором человеческого капитала для центральных районов страны. Фундаментальная причина утечки интеллектуального капитала из отдалённых регионов заключается в том, что по сравнению с другими странами в России велика доля людей с высшим образованием и карьерными амбициями и одновременно недостаточно высоким является качество трудовой жизни - престиж, заработная плата, социальный статус [0].

Для решения проблемы оттока человеческого капитала с территории Дальнего Востока необходимо создание системы целевой подготовки кадров в том объёме и в той отраслевой структуре, которые в настоящий момент востребованы в регионе. В рамках обсуждения данной темы на заседании экспертной группы «Стратегии-2020» прозвучало предложение о необходимости развития системы планирования кадрового потенциала регионов и формирования госзаказов на конкретные специальности [0]. Таким образом, обозначен новый вектор для кадровой стратегии регионов - государственное участие в профессиональной подготовке кадров регионов. Отметим, что получение эффектов такой политики в системе образования невозможно без создания системы планирования и прогнозирования занятости в регионе. Для этих целей обычно используются данные региональных служб занятости - официальная статистика об уровне безработицы, количестве вакансий и их распределении по экономическим видам деятельности. Однако при использовании подобных источников информации необходимо учитывать, во-первых, значительные различия между официальными показателями и реальным состоянием рынка труда и, во-вторых, неучтённые при осуществлении статистических срезов факторы изменения экономической конъюнктуры.

О недостатках обращения к официальной статистике говорят и специалисты в области региональных маркетинговых исследований, поскольку прогноз потребностей в кадрах, составленный лишь на основе данных служб занятости, действительно не отражает реальную картину на рынке труда.

Сторонники обращения к первоисточникам считают более эффективным использование данных опросников менеджеров предприятий - конечных потребителей трудовых ресурсов. Со слов кадровой службы отдельно взятой компании действительно можно спрогнозировать приблизительный объём вакансий, который будет предложен данным предприятием в будущем. Однако и здесь есть ряд ограничений, не позволяющих опираться исключительно на данные опросников. Так, существует риск упразднения в будущем структурного подразделения компании, реорганизации внутри предприя- тия, сворачивания масштабных проектов, для которых были выделены рабочие места; нельзя исключать вероятность смены руководства компании, а значит, и её политики, в том числе в сфере управления персоналом. Для отдалённых регионов также остра проблема перемещения головных офисов местных компаний в центральные районы страны вследствие поглощения бизнеса столичными конкурентами или в рамках освоения новых перспективных регионов. Последний и не менее важный аргумент против использования сведений опросников – это субъективность оценки, человеческий фактор. Вышеперечисленные обстоятельства не позволяют отказаться от официальной статистики в пользу анкетных данных, в то же время опираться только на статистические срезы региональных служб занятости некорректно.

Таким образом, в прогнозировании занятости населения регионов следует опираться на ретроспективные данные региональной экономической статистики, учитывающие динамику экономической конъюнктуры, региональную демографическую специфику и особенности уровня жизни населения. Последние факторы значительно различаются по регионам страны: демографическая ситуация зависит в том числе от миграционных процессов, что особенно значимо для дальневосточных регионов. Уровень жизни населения в отдалённых районах страны на порядок ниже, чем в крупных городах федерального значения.

Одним из значимых факторов региональной занятости выступает реальная начисленная заработная плата, она оказы- вает закономерно высокое влияние на формирование занятости. Причём здесь немаловажную роль играет отдалённость Хабаровского края от центральных регионов, поскольку известна практика столичных компаний по ведению удалённого бизнеса с использованием относительно недорогой рабочей силы отдалённых регионов. По данным исследования кадрового холдинга «АНКОР», вознаграждение топ-менеджеров на Дальнем Востоке на треть ниже, чем в Москве; у руководителей среднего звена разница ещё больше: дальневосточная заработная плата в три раза ниже московской [0]. Таким образом, в данном случае речь идёт преимущественно о квалифицированных специалистах, чьи конкурентные преимущества перед московскими коллегами заключаются не только в сниженной оплате труда, но и в разнице в часовых поясах: дальневосточные подразделения предоставляют результаты работы фактически на день раньше, чем столичные. Коэффициент корреляции реальной начисленной заработной платы и занятости в регионе составляет 43 %, что говорит о наличии прямой связи умеренной силы между показателем и целевой переменной.

Прирост реального размера назначенных пенсий также является фактором региональной занятости. Высокая теснота связи (коэффициент корреляции – 77 %) свидетельствует о силе влияния демографической структуры в регионе. Старение населения – общероссийская тенденция. По данным демографического отчёта ООН за 2014 г., доля населения России старше 60 лет составляет приблизительно 20 %, что значительно выше междуна- родных критериев возрастной оценки населения страны (7 %) [0]. Начиная с 1990 г. старение населения РФ проходило в две волны: первая волна наблюдалась в период с 1990 г. по 1998 г., и уже тогда Дальневосточный федеральный округ демонстрировал наивысшие темпы прироста доли пожилых людей, но по-прежнему сохранял первое место в рейтинге самых «молодых» регионов страны; вторая волна пришлась на период с 2007 г. по 2013 г., и снова дальневосточные регионы показали максимальные темпы прироста населения пожилого возраста. Такая динамика обусловлена в первую очередь миграционными процессами внутри страны, выбытием населения в трудоспособном возрасте. Среди мероприятий по удержанию квалифицированных кадров на Дальнем Востоке - создание Агентства по развитию человеческого капитала в ДФО, льготные программы по обеспечению молодёжи, индексация заработной платы с помощью районных коэффициентов и многие другие меры. Однако, несмотря на усилия государства по созданию на Дальнем Востоке привлекательных условий жизни, Хабаровский край ежегодно теряет 2 - 3 % экономически активного населения вследствие оттока кадровых ресурсов в центральные регионы страны. Дополнительным, но, безусловно, положительным, фактором поддержания высокой доли населения пенсионного возраста остаётся снижение смертности в Хабаровском крае. Так, только с 2011 г. по 2014 г. смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 23 % [0].

На текущий период доля работающих пенсионеров в Хабаровском крае, по оценкам авторов, составляет более 40 %, что превышает общероссийский показатель более чем на 10 %. Пенсионеры - это сегмент с определёнными потребностями, характерными для пожилого возраста; по сравнению с молодым населением они предъявляют низкий потребительский спрос (вследствие как невысокого уровня доходов, так и менее активного образа жизни) и косвенно способствуют снижению деловой активности и в конечном итоге стагнации на рынке труда. И, наконец, старение населения может оказать влияние на характер и сущность трудового потенциала в будущем: «физический капитал» (технологический прогресс) будет наращиваться меньшими темпами, а «человеческий капитал» (уровень образования и квалификации) - большими [0].

Ещё один фактор, рассмотренный нами, - степень покрытия базовых потребностей населения доходами от трудовой деятельности. Это симбионтный индикатор, рассчитанный как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций к установленному прожиточному минимуму трудоспособного населения в данном регионе. Этот показатель имеет положительную корреляционную связь с результативным признаком, поскольку выражает уровень доходов занятого населения и в данном случае выполняет роль цены труда в понимании, близком к уровню реальных располагаемых доходов населения. Недостаток доходов для покрытия базовых нужд побуждает людей к поиску дополнительной занятости и альтернативных источников дохода; часто такая занятость скрытая, официально не зарегистрированная, на неполный рабочий день. Официальная занятость зависит от уровня деловой активности, поскольку оживление экономики и увеличение покупательной способности населения способствует увеличению количества рабочих мест. В контексте изучения занятости в дальневосточном регионе значимость этого индикатора особенно высока: за последний год уровень базового индекса потребительских цен превысил темпы роста средней заработной платы в крае в 2,7 раза [0]. Наиболее дорогим является самое необходимое для обеспечения личной безопасности - жильё. Так, Хабаровский край неоднократно занимал третье место в рейтинге регионов РФ с самой дорогой жилищной площадью, уступая первенство лишь городам федерального значения -Москве и Санкт-Петербургу. Поэтому даже при номинальном наличии свободных денежных средств большинство трудоспособного населения региона расходует их на взносы по ипотеке, что в конечном итоге негативно сказывается на уровне конечного потребительского спроса. Недостаток накоплений, иными словами, низкая склонность к сбережению, косвенно затрудняет становление и развитие малого и среднего бизнеса в регионе, так как на открытие бизнеса требуются первоначальные финансовые вложения.

Завершая работу, отметим, что показатели уровня жизни населения характеризуются довольно высокой теснотой связи, выступают факторными признаками по отношению к целевой переменной - уровню занятости населения, могут служить для моделирования этой связи. Исследование занятости населения и её факторной ос- новы в социально-демографическом аспекте является основой для моделирования целевой переменной, результаты этих исследований могут быть использованы при построении прогнозов занятости населения в регионе, которые, в свою очередь, должны быть использованы в процессах разработки стратегических и программных документов регионального развития. На Дальнем Востоке активизировалась политика по закреплению населения, правительственные меры подтверждают приоритетность развития краевого рынка труда в стратегии развития Дальнего Востока. В конечном итоге трудоустройство должно стать точкой пересечения интересов жителей региона (соответствие профиля трудовой деятельности полученной квалификации, стабильность занятости и адекватный уровень оплаты труда), и правительства (реализация направлений экономического роста, развитие приоритетных отраслей, заселенность и стабильность жизнеобеспечения отдалённых регионов). Одна из самых распространённых причин, по которым трудоспособные квалифицированные дальневосточники готовы покинуть регион, - это отсутствие карьерных перспектив. Речь идёт не столько о недостаточно высокой заработной плате, сколько об отсутствии вакансий, которым соответствует образование или уже сформировавшийся профессиональный опыт соискателя. Это происходит в силу разных обстоятельств: узкая специализация полученного образования, покупка бизнеса работодателя столичными компаниями и ликвидация дальневосточных подразделений, сворачивание деятельности орга- низаций в отдалённых и малоприбыльных регионах. Планирование занятости населения региона в разрезе видов экономической деятельности, а также понимание потребностей приоритетных для развития региона отраслей в трудовых ресурсах обозначит целевые ориентиры для реализации проектов инвестиционной и социальной направленности, формирования государственных заказов на целевые специальности, планирования мероприятий по привлечению специалистов определённой квалификации из других регионов.

Список литературы Факторы уровня жизни и их связь с занятостью населения в Дальневосточном регионе

  • Kolesnikova J., Ricaud c., Kamasheva a., Yue Zhao (2014). Current trends of realization of the intellectual capital and problems of intellectual migration. Procedia Economics and Finance No. 14 pages 326 -332 /http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212567114007205 (дата обращения 27.11.2015).
  • Ардальянова Е. Какие кадры требуются Дальнему Востоку?//Дальневосточный капитал. 2013. № 4 /http://dvkapital.ru/specialfeatures/dfo_30.04.2013_5188_kakie-kadry-trebujutsja-dalnemu-vostoku.html (дата обращения 30.11.2015).
  • Кузнецова Н. Сколько стоят ценные кадры. Новости торговли /http://imspm.spb.ru/articles/87980.php (дата обращения 29.11.2015).
  • Мировые демографические тенденции: доклад Генерального секретаря ООН /http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/211/01/PDF/N1421101.pdf?OpenElement (дата обращения 30.11.2015).
  • Население России стареет /http://ria.ru/society/20130705/947795397.html (дата обращения 28.11.2015).
  • Стратегия 2020. Круглый стол на тему «Подготовка кадров и потребности региональных рынков труда: как обеспечить соответствие?» /http://2020strategy.ru/g7/news/32637446.html (дата обращения 30.11.2015).
  • Хабаровскстат. Официальная статистика. Социальная сфера /http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/sphere/(дата обращения 30.11.2015).
  • Хабаровскстат. Официальная статистика. Уровень жизни http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/standards_of_life/(дата обращения 30.11.2015).
  • Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров /http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm (дата обращения 29.11.2015).
Еще
Статья научная