Федеральная инновационная площадка: роль и место психологической службы в высшей школе
Автор: Уласень Т.В., Дмитриева Е.В., Кожурина А.А., Стародубцев Н.Н., Крикова А.В.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Психологические исследования
Статья в выпуске: 1 (7), 2023 года.
Бесплатный доступ
На сегодняшний день приоритетным для всех учебных заведений является оказание качественной психологической, педагогической и социальной помощи лицам, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации. В Смоленском государственном медицинском университете (СмГМУ) с 2021 года реализуется инновационный проект «ЗДОРОВЬЕ первокурсника - ЗДОРОВЬЕ врача - ЗДОРО- ВЬЕ нации!». Одной из задач реализации проекта является создание психологической службы. Студенты медицинского университета - это особая группа учащихся, которых отличают не только соблюдение строгих этических принципов, но и высокая ответственность и самоотдача. Выявление, изучение и коррекция психологических проблем у студентов является актуальным и востребованным направлением работы психологической службы вуза. Это поможет начинающим специалистам спокойно пройти адаптацию на первых курсах, избежать затруднений, связанных с трудностями обучения, повышенными психическими нагрузками и высокими педагогическими требованиями. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит студенту пройти путь сложной внутренней работы по развитию и самовоспитанию личностных и профессиональных качеств. В данной работе представлены результаты анкетирования, проведенного сотрудниками кафедры клинической психологии СГМУ по изучению потребности вуза в создании психологической службы. Респондентами явились 243 студента 1-6 курсов Смоленского государственного медицинского университета лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психолого-социального и медико-биологического факультетов. Целью работы явилось определение потребности обучающихся нашего вуза в создании психологической службы и выявление основных запросов обучающихся при ее оказании.
Психологическая служба, обучающиеся, медицинский университет
Короткий адрес: https://sciup.org/147242809
IDR: 147242809 | DOI: 10.17072/sgn-2023-1-146-154
Текст научной статьи Федеральная инновационная площадка: роль и место психологической службы в высшей школе
В сегодняшних реалиях, когда требования потребителей образовательных услуг высоки, высшие учебные заведения стремятся изыскать новые модели организации учебного процесса, а университеты должны быть включены в общественную жизнь целиком и полностью. Образовательный процесс может проводиться в разных формах (очное с применением активных форм и/или применением электронных технологий, в дистанционном формате), но его качество должно быть одинаково высоким для всех целевых групп. Обучающиеся медицинского университета – это особая группа, которую отличают не только соблюдение строгих этических принципов, но и высокая ответственность и самоотдача. Активно вступая в разнообразные социальные взаимоотношения, молодые люди вынужденно сталкиваются с рядом фрустрирующих факторов, препятствующих достижению желаемых целей и удовлетворению важных для личности потребностей, что приводит к формированию социальной фрустрированности и синдрому эмоционального выгорания. Ранее исследователями Dyrbye L.N., Massie F.S. Jr. и Eacker W. было установлено, что распространенность выгорания у студентов-медиков колеблется от 31 до 49,6%, проявляясь сниженной заинтересованностью в учебе, отсутствием мотивации и усталостью [11, 12]. В последующем в ходе изучения данной проблемы авторами были выделены фрустрирующие, предрасполагающие к раз- витию студенческого выгорания две группы факторов [12; 13; 14; 15]. К внешним факторам были отнесены университетские нагрузки, дед-лайн, экзаменационные стрессы, финансовая несостоятельность, удаленность от родителей и необходимость самостоятельного принятия быстрых решений (особенно для студентов первого года обучения), страх отчисления из вуза, ролевая конфликтность, а также «встреча со смертью», страдания пациентов, эмоциональное давление со стороны их родственников. Дополнительным внешним фрустрирующим фактором, объясняющим дезадаптивное поведение среди студентов вузов, выступила и пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), спровоцировавшая рост нервно-психических расстройств личности среди молодежи [4].
К внутренним факторам развития социальной фрустрированности и связанного с ней студенческого выгорания были отнесены личностные особенности обучающихся, уровень их стрессоустойчивости, превалирование у них неэффективных стратегий коммуникации, низкий уровень локус-контроля и, как следствие, наличие оборонительных реакций на чувства беспомощности, безнадежности и одиночества в сложившейся критической ситуации.
По данным ряда авторов, у обучающихся высших учебных медицинских учреждениях отмечено увеличение частоты встречаемости случаев психосоматических расстройств, эмоциональных и поведенческих нарушений [1; 2; 7; 8]. При этом различные исследователи считают, что риск возникновения этих проявлений дезадаптации в изучаемой студенческой популяции приходится преимущественно на младшие курсы (I и II), достигая своего максимума к III году обучения, а также уже после первого года самостоятельной работы в качестве практикующего врача [1].
Многие образовательные учреждения высшего образования в настоящее время фактически отстранились от выполнения значимой контролирующей, включая состояние психологического здоровья студентов, функции.
Остаются недостаточно изученными вопросы взаимосвязи социальной фрустрирован-ности и агрессивного поведения (как одного из возможных выходов из фрустрирующей ситуации) у студентов-медиков, которые без своевременной диагностики и коррекции могут привести к развитию психосоматических нарушений, аддиктивных и агрессивных форм отклоняющегося поведения. Такие нарушения социально-психологической адаптации могут привести к ухудшению успеваемости, частым пропускам занятий по состоянию здоровья, нарушению норм поведения в вузе и преждевременному прекращению обучения в нем.
Остаются недостаточно проработанными вопросы психологической диагностики и психологической коррекции выявленных эмоциональных, психосоматических поведенческих нарушений с целью улучшения адаптационных возможностей студентов в вузе [5; 6; 9].
Таким образом, выявление, изучение и коррекция психологических проблем у обучающихся является актуальным и востребованным направлением работы психологической службы вуза.
Цель исследования – определить потребности обучающихся в Смоленском государственном медицинском университете (СГМУ) в создании психологической службы и выявить основные запросы обучающихся на оказание психологической помощи.
Методика
В статье представлены результаты анкетирования авторского опросника, разработанного сотрудниками кафедры клинической психологии СГМУ.
Опрос проводился в апреле 2021 г. с использованием https://docs.google.com/forms и бланковых вариантов. В исследовании добровольно приняли участие 243 обучающихся 1–6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психологосоциального и медико-биологического факультетов СГМУ [3,10], среди которых насчитывалось 178 (73,3%) женщин и 65 (26,7%) мужчин. Средний возраст респондентов составил 19,83±0,97 лет (min=17, max=24).
Статистическая обработка данных включала методы описательной статистики. Построение доверительного интервала 95% (ДИ) проводилось по формуле для долей и частот методом Вальда. Статистическая значимость признавалась при вероятности >95% (p<0,05) и 99% (p<0,01). Статистический анализ результатов выполнен в Microsoft Excel 16 c использованием надстройки AtteStat 12.0.5.
Результаты
По результатам исследования было установлено, что потребность в обращении за психологической помощью ВУЗа отмечалась у 81,9% опрошенных (199 студентов из 243), в то время как у 18,1% (44 студента из 243) такой потребности выявлено не было (рис. 1).

Рисунок 1. Потребность студентов в обращении за психологической помощью в вузе (в %) Picture 1. The need of students to apply for psychological help at the university (in %)
Опыт обращения в психологическую помощь ВУЗа имеют 18,1% респондентов (44 студента) (рис. 2).

Рисунок 2. Процент студентов, имеющих/не имеющих опыт обращения за психологической помощью
Picture 2. Percentage of students with/without conversion experience for psychological help
В ходе проведенного исследования были выявлены основные причины, затрудняющие обращение студентов к специалистам-психологам. Среди них выделены следующие: «стеснение перед психологом, который может оказаться знакомым» – 27% (64 человека); «нет четкой и подробной информации о психологической службе ВУЗа на сайте вуза» – 24 % (58 человек); 21% (52 человека) опасаются, что информация об обращении перестанет быть конфиденциальной, 15% (36 человек) не имеют желания рассказывать о своих проблемах психологу, 8 % (20 человек) опасаются того, что о посещении психолога станет известно одноклассникам, и 5 % (12 человек) свои затруднения обращения к психологу обосновать затруднялись (табл. 1).
Возраст студентов медицинского университета, как известно, находится в диапазоне 17–26 лет, что, согласно возрастной периодизации, относится к категории поздняя юность/ранняя взрослость. Этот возрастной рубеж означает этап развития и взросления на фоне повышенной учебной нагрузки. В связи с этим мы решили выяснить возможные причины обращения к психологу. Проанализировав ответы студентов, было установлено, что 53,9% (131 человек) обратились бы к психологу для определения цели жизни, 47,7% (116 человек) хотели бы повысить учебную мотивацию; добавить преодоление трудностей общения у 46,1% (112 человек) отмечалось сниженное настроение, у 41,2% (100 человек) – страхи и фобии, добавить нарушения сна (табл. 1).
Таблица 1. Возможные причины обращения студентов к психологу Table 1. Possible reasons for students to visit a psychologist
Варианты ответов, n=243 |
Абсолютное число |
Относительное число (%) |
95% Доверительный интервал |
Основные причины, затрудняющие обращение студентов к специалистам-психологам |
|||
Стеснение перед психологом, который может оказаться знакомым |
64 |
26,3 |
20,8–31,9 |
Нет четкой и подробной информации о психологической службе вуза на сайте вуза |
58 |
23,9 |
18,5–29,2 |
Опасения, что информация об обращении перестанет быть конфиденциальной |
52 |
21,4 |
16,2–26,6 |
Нет желания рассказывать о своих проблемах психологу |
36 |
14,8 |
10,3–19,3 |
Есть опасения, что о посещении психолога станет известно одногруппникам |
20 |
8,2 |
4,8–11,7 |
Свои затруднения обращения к психологу обосновать затрудняюсь |
12 |
4,9 |
2,2–7,7 |
Возможные причины обращения студентов к психологу, n=243 |
|||
Самоопределение о поиск целей в жизни |
131 |
53,9 |
47,6–60,2 |
Низкая учебная мотивация |
116 |
47,7 |
41,4–54,0 |
Сниженное настроение |
112 |
46,1 |
39,8–52,4 |
Страхи и фобии |
100 |
41,2 |
35,0–47,4 |
Нарушение сна |
92 |
37,9 |
31,8–44,0 |
Реакции на потерю близкого человека |
35 |
14,1 |
9,7–18,5 |
Нет причин для обращения к психологу |
12 |
4,9 |
2,2–7,7 |
Исходя из имеющихся данных, можно утверждать, что причины обращения за психологической помощью достаточно разнообразны и требуют от специалиста ориентированности в разных сферах и отраслях психологии (клинической, общей и социальной).
На вопрос о желании «развивать в себе какие-либо навыки», студенты медицинского университета ответили следующим образом: 70% (170 человек) желают развить в себе стрес-соустойчивость, 60,5% (147 человек) стремятся выработать в себе уверенность, 49,4% (120 человек) хотят быстро находить нужную информацию, 48,1% (117 человек) желают улучшить навыки коммуникации и 37,4% (91 человек) имеют привычки, от которых не мешало бы, по их мнению, избавиться (см. табл. 1).
Из предпочтительных способов обращения в психологическую службу за помощью большинство студентов (78%) отметили очное обращение при активном взаимодействии с психологом, и только 22% студентов избрали обращение через сайт психологической службы (рис 3).
Предпочтительные способы обращения в психологическую службу (в%)

Рисунок 3. Предпочтительные способы обращения в психологическую службу (в%) Picture 3. Preferred methods of contacting psychological services (in %)
Размещение подробной информации о психологической службе ВУЗа для 66% студентов предпочтительнее через различные социальные сети, а для 34% студентов удобнее получать сведения через информационный стенд вуза и личное информирование.
Для более детального анализа и благоприятной работы студента с консультантом-психологом мы решили уточнить наиболее удобные возрастные границы специалиста.
Предпочтительный возраст психолога-консультанта, выбранный студентами (в %)
после 45 лет ^1
f 1;1
студент-практикант*
до 30 лет —■Г”38I
30-45 лет 47|
О 10 20 30 4050
Рисунок 4. Предпочтительный возраст психолога-консультанта, выбранный студентами (в %)
Picture 4. Preferred age of counseling psychologist chosen by students (in %)
Предпочтительный возраст психолога-консультанта колеблется в пределах 30–45 лет (47%), специалистов-психологов до 30 лет выбирают 30% студентов. Получить консультацию у студентов старших курсов психолого-социального факультета согласились только 12% респондентов.
Выводы
Результаты анкетирования обучающихся в Смоленском государственном медицинском университете на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом, психолого-социальном и медико-биологическом факультетах свидетельствуют о востребованности психологической службы в вузе. На основании углубленного анализа полученных данных было принято решение о создании Психологического центра Университета (входящего в состав кафедры клинической психологии), который начал свою работу в апреле 2022 г. Изучение запросов студентов позволило определить основные направления работы центра для всех участников образовательного процесса (психодиагностику, психологическую коррекцию, психологическое просвещение и психологию карьеры) с целью построения персонализированных индивидуальных, выделенных в качестве приоритетного направления, и групповых программ психологического сопровождения.
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-stressoustoychivosti-i-sotsialnoy-frustrirovannosti-u-obuchayuschihsya-pervyh-kursov-meditsinskogo-vuza .
Список литературы Федеральная инновационная площадка: роль и место психологической службы в высшей школе
- Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королёва Л.Ю., Осколкова В.Р., Костина М.С. Изучение динамики синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза в зависимости от года их обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 42–46 [Электронный ресурс]. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11963.
- Зорко Ю.А. Психические и поведенческие расстройства у студентов [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsmu.by/bmm/01.2002/29.html.
- Козлова Н.И. Психологическая служба вуза: результаты анкетирования // Смоленский медицинский альманах. 2021. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sluzhba-vuza-rezultaty-anketirovaniya.
- Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf.
- Кузнецова Л.Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л.Э. Кузнецова, И.С. Юшина. // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 289–291.
- Кулыгина М.А., Логинов И.А., Царенко Д.М. Медико-психологическое сопровождение в вузе: предпосылки и практическая реализация / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017. 68 с.
- Лукьянцева И.С., Руженков В.А., Пономаренко Д.О. Аддиктивное поведение и алкогольная зависимость у студентов-медиков старших курсов (распространенность, коморбидность и лечение) // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2018. Т. 26, № 3. С. 380–387. DOI: https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ2018263380-387.
- Мамина В.П. Акцентуации характера студентов медицинского университета с разным уровнем агрессивности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 127–130. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.21.
- Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27–28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. М: ФГБОУ ВО МГППУ. НИУ ВШЭ, 2017. 424 с.
- Стародубцев Н.Н., Козлова Н.И., Уласень Т.В. Изучение стрессоустойчивости и социальной фрустрированности у обучающихся первых курсов медицинского вуза // Смоленский медицинский альманах. 2021. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-stressoustoychivosti-i-sotsialnoy-frustrirovannosti-uobuchayuschihsya-pervyh-kursov-meditsinskogo-vuza.
- Dyrbye L.N., Thomas M.R., Harper W. The learning environment and medical student burnout: a multicentre study// Med Educ. 2009. Vol. 43 (3). P. 274–282.
- Dyrbye L.N., Massie F.S. Jr, Eacker A. et al. Relationship between burnout and professional conduct and attitudes among US medical students // JAMA. 2010. Vol. 304. P. 1173–1180.
- Guthrie E., Black D., Bagalkote H., Shaw C., Campbell M., Creed F. Psychological stress and burnout in medical students: a five-year prospective longitudinal study // JR. Soc. Med. 1998. Vol. 91. P. 237–243.
- Jacobs S.R., Dodd D.K. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. 2003. Vol. 2. P. 23–28.
- Vaez M. Health and Quality of Life during Years at University. Studies on their Development and Determinants // PhD Thesis. Karolinska Institutet, Department of Public Health Sciences, 2004.