Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов
Автор: Калинина Е.И.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 6 (36), 2018 года.
Бесплатный доступ
Вмешательство Федерации в деятельность субъектов означает переход к чрезвычайным методам управления, к особому режиму регулирования отношений между центром и составными частями федерации, что обычно выражается во временном изменении разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. В определенных случаях федеральное вмешательство может сопровождаться ограничениями прав и свобод человека и гражданина. Почти всегда федеральное вмешательство предполагает восстановление конституционного порядка, законности, устранение несоответствий актов составных частей федерации федеральному законодательству.
Федеральное вмешательство, федеральная интервенция, субъекты рф
Короткий адрес: https://sciup.org/140273501
IDR: 140273501
Текст научной статьи Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов
Актуальностью данной статьи необходимо отметить тот факт, что в отечественной науке нет единого мнения о понимании «федерального вмешательства», его мер и процедур осуществления. Данное понятие зачастую употребляется наряду с понятиями «федеральное воздействие», «федеральная интервенция», «федеральное принуждение», «федеральное предписание».
Федеральное вмешательство как институт конституционного права находит широкое признание в зарубежных федерациях. На это указывал В.В. Путин, инициировавший введение этого института в России, который в своем послании Федеральному Собранию РФ 2000 г. отметил, что подобные институты вмешательства есть во многих федеративных государствах, они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четкого исполнения Конституции и федеральных законов1.
Меры прямого федерального вмешательства впервые устанавливались Федеральным законом №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции от 01.01.2001 г. и состояли в роспуске законодательного органа субъекта в соответствии с федеральным законом и отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Федерации.
В Российской Федерации предусмотрен весьма широкий круг способов федерального вмешательства в осуществление государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации с целью обеспечения единства правовой системы: введение военного и чрезвычайного положения, применение разнообразных превентивных мер (вынесение предупреждения законодательному (представительному) органу субъекта Федерации, приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта Федерации), мер пресечения и иных мер ответственности, установленных федеральным законодательством: приостановление и отмена актов, вынесение главой государства предупреждения, роспуск законодательного органа, отрешение высшего должностного лица (главы исполнительной власти) от должности и др.
Для разрешения конфликтов между федеральными и региональными органами государственной власти Президент Российской Федерации наделен полномочиями для передачи разрешения спора на рассмотрение в соответствующий суд, а также полномочиями по приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации2.
Среди наиболее типичных нарушений федеральных правовых норм субъектами Российской Федерации следует выделить:
-
- установление собственного права, зачастую вопреки решениям федеральных властей, определять государственную политику в области экономического, социального, культурного развития, природопользования, национальных отношений;
-
- закрепление в региональном законодательстве права заключать и ратифицировать международные договоры, права на участие в международных отношениях, что нарушает требования федерального законодательства;
-
- фактическое переподчинение себе региональных подразделений федеральных органов власти;
-
- нарушение единства экономического пространства страны, установление препятствий движению капиталов и ресурсов;
-
- провозглашение исключительного права собственности субъекта Федерации на ресурсы;
-
- нарушение конституционных положений о свободе выбора гражданином Российской Федерации места жительства и о едином правовом статусе гражданина независимо от того, на территории какого субъекта Федерации он находится;
-
- нарушение принципов избирательного права, выражающееся в установлении не предусмотренных Конституцией цензов пассивного избирательного права: оседлости, языкового, возрастного.
Конституция Российской Федерации и конституционное законодательство в целом не предусматривают механизмов федерального вмешательства (федеральной интервенции) в дела субъектов Федерации. Вместе с тем можно утверждать, что прерогативы Президента России, закрепленные в Конституции, устанавливают принятие мер к охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти - дают возможность осуществлять федеральное вмешательство в целях пресечения попыток субъекта Российской Федерации выйти из-под контроля Федерации. Речь идет о своего рода «скрытых» прерогативах Президента Российской Федерации «по охране суверенитета и государственной целостности», предусмотренных ч. 4 ст. 71, ч. 2 ст. 78, ст. 80, ст. 82, ч. 1 ст. 87, ч. 3 ст. 90 Конституции России.
Для понимания института федерального вмешательства представляется важным учитывать, что он имеет строго определенную сферу применения - федеративные отношения. Поэтому, как справедливо отмечалось в юридической литературе, нельзя считать федеральным вмешательством случаи преследования федеральными властями какого-либо чиновника или прекращение деятельности экологически опасного производства на территории субъекта Федерации3.
Таким образом, институт федерального вмешательства - это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих применение федеральными органами государственной власти мер в отношении субъектов Федерации с целью восстановления конституционной законности или оказания помощи в форс-мажорных обстоятельствах. Карательные и превентивные функции федеральное вмешательство выполняет в тех случаях, когда оно является реакцией на совершение конституционных правонарушений. При любом основании вмешательства оно выполняет в качестве главной функции - функцию восстановления нарушенного права.
Не вызывает сомнений неоднократно высказанное в отечественной литературе мнение, что федеральное вмешательство должно быть полностью институализировано в российском конституционном праве. С этой целью необходимо издание федерального закона, нормы которого достаточно четко определили бы основание вмешательства; меры вмешательства; правовые условия, определяющие порядок применения мер федерального вмешательства; объект и субъект вмешательства: его сроки; сторона, несущая финансовые и материальные затраты, если они окажутся неизбежными при вмешательстве; гарантии прав субъектов Федерации. Только с появлением совокупности указанных норм федеральное вмешательство утвердится в полной мере как институт конституционного права Российской Федерации.
Список литературы Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 "Какую Россию мы строим"
- Гончаров ИВ. Федеральное вмешательство в дела субъектов федерации как средство обеспечения безопасности России. - М., 2003. - 129 с.
- О единстве государственной власти в Российской Федерации (И.Н. Барциц, "Законодательство", N 9, сентябрь 2001 г.)