Федеральные архивные проекты, нацеленные на противодействие фальсификации истории и политической мифологии
Автор: Макарова Александра Константиновна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме воспитания духовности и уважения к традиционным ценностям у молодежи, обучающейся гуманитарным специальностям. Проведен анализ положений Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей - актуального нормативного документа, который выдвигает принципы сохранения исторической памяти и традиционных ценностей, противодействия попыткам пересмотра и фальсификации истории. Эти принципы лежат в основе государственной политики, направленной на организацию предоставления доступа к историческим памятникам с целью обеспечения среды, способствующей формированию исторического самосознания, воспитанию уважения и любви к Отечеству. Охарактеризован комплекс архивных документов «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», размещенных Росархивом в интернете. Сделан вывод, что открытые архивные источники, публикации документов, подтверждающих фактическую информацию и имеющие целью противодействие фальсификации истории и политической мифологии, являются бесспорными аргументами в пользу объективной исторической реальности. Предоставленная возможность обращения к документам-источникам нивелирует современные попытки пересмотра истории.
Архивные источники, публикация документов, политическая мифология, историческая правда, историческая память, противодействие фальсификации истории, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Короткий адрес: https://sciup.org/149142240
IDR: 149142240 | DOI: 10.24158/fik.2023.4.23
Текст научной статьи Федеральные архивные проекты, нацеленные на противодействие фальсификации истории и политической мифологии
воспитания. Именно поэтому так важно воспитывать разностороннего человека с высоким уровнем личной культуры, активным творческим воображением и глубокой духовностью», утверждает С.А. Пальчикова (2022: 3). В современных условиях проблема сохранения духовности и традиционных ценностей является наиболее острой (Комиссаренко, 2021: 30; Макарова, 2021: 96), поэтому необходимо государственное планирование и контроль в данной сфере.
Важнейшим документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей1, где определена система целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета – защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (Овчинников, 2022: 35; Прокошева, 2022: 51). К традиционным ценностям относятся «историческая память и преемственность поколений, единство народов России»2.
Действия средств массовой информации и массовых коммуникаций, экстремистских и террористических организаций зачастую представляют собой угрозу традиционным ценностям. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению системы чуждых нашему обществу идей, включая отрицание позитивного вклада России в мировую историю и культуру. Трансляция деструктивной идеологии сопряжена с риском утраты исторической правды, уничтожения исторической памяти.
Согласно этому нормативному документу решения возникших проблем должны осуществляться в том числе в таких направлениях, как: «развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве; совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей; повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории»3.
Также реализация национального стратегического приоритета по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей России основывается на сохранении исторической памяти, противодействии попыткам опровержения истории, обеспечении государственной охраны памятников истории народов нашей страны и доступа к ним как среде формирования исторического самосознания, фундаменту любви и уважения к Родине.
На протяжении своей многовековой истории человечество стремится к познанию, но не всегда результаты этого процесса представляют объективную реальность. Попытка объяснить происходящие события и явления в древности выражалась в мифологии, создании фантастической картины мира. Но мифологические корни мы обнаруживаем в информационном потоке и сегодня. При рассмотрении понятий «историческая правда», «историческая память», «противодействие фальсификации истории» необходимо иметь это в виду.
Обращаясь к теме фальсификации истории, следует упомянуть интервью А.Н. Артизова, руководителя главного архивного учреждения Российской Федерации – Федерального архивного агентства (Росархива). В нем он дает объяснение позиции возглавляемой им организации, которое имеет концептуальное значение для раскрытия заявленной нами темы: «Мы исходим из того, что существует объективная историческая реальность… Её отражением являются исторические источники, зафиксировавшие факты и реалии прошлого. Возможность работать с документами сужает пространство для фальсификаций истории, лишает возможности домысливать, выдавать чёрное за белое, и наоборот. Это достойный ответ тем, кто инициирует разрушительные для отношений между странами и народами “войны памяти”»4.
Наша страна реализует целый ряд проектов, нацеленных на противодействие фальсификации истории и политической мифологии. Так, Росархив совместно с Федеральной службой безопасности, Министерством обороны, Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел в октябре 2020 г. представили интернет-проект «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»5.
Согласно историческому опыту, как отмечает E. Кокконен, судебные процессы и наказание военных преступников были единственно возможным способом искоренить фашистские идеи в обществе и предотвратить их развитие в послевоенном мире (Kokkonen, 2018: 11).
В рамках осуществленного архивного исследования опубликованы документы международных организаций: Международного комитета Красного Креста, Центрального агентства по делам военнопленных (Женева, Швейцария), Красного Креста США, Польского Красного Креста и др. Документы Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного военного архива, архивов Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и Министерства обороны России были специально рассекречены для данного проекта.
Согласно описанию авторов-составителей, впервые на русском языке опубликованы высказывания А. Гитлера об основах оккупационной политики, его приказ от 14 февраля 1943 г. об уничтожении и угоне населения при отступлении; директивы и приказы рейхсмаршала Г. Геринга об экономической эксплуатации оккупированных территорий; речи рейхсфюрера СС Г. Гиммлера о целях войны на Востоке1.
Примерами документов, подтверждающих действия захватчиков в Киевской области Украинской ССР, являются: Сообщение начальника 1-го Управления НКВД СССР П.М. Фитина секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову о положении в районах, оккупированных противником, по состоянию на 20 августа 1941 г., Сообщение Службы внешней разведки РФ о расстрелах более 600 мирных жителей с участием украинской полиции; Сообщение начальника 1-го Управления НКВД СССР П.М. Фитина С.А. Лозовскому, зам. начальника Совинформбюро, о зверствах нацистов на оккупированной территории от 24 сентября 1941 г., в котором помимо фактов о страданиях мирных жителей приведены свидетельства того, «насколько они [фашисты] трусливы, когда имеют дело не с гражданским населением, а с красноармейцами»2.
Особо впечатляющим из блока «Киевский процесс (17–28 января 1946 г.)» являются «Материалы к документальному фильму»3 (рисунок 1).

Рисунок 1 – Фрагмент кинохроники «Киевский процесс.
Материалы к документальному фильму»4
В них запечатлен судебный процесс со свидетельскими показаниями очевидцев преступлений: жителей, которые подтверждали захоронение человеческих тел в шахте № 4/4-бис вблизи населенного пункта Сталино; женщины, спасшейся после массовой казни; граждан, опознавших военных преступников, расстреливавших мирное население.
Факты преступлений против соотечественников иллюстрирует опубликованный в переводе с немецкого документ от 14 сентября 1945 г. из Центральный архив ФСБ России – «Указания для рабочих команд, в которых имеются люди “И”» (ибенбюренгские люди – советские военнопленные, украинцы, которые использовались в концлагерях для антибольшевистской работы)1. Эти люди, «специально обученные и воспитанные в прогерманском духе… имеют задачу поднимать дух военнопленных в рабочих командах… доносить руководству о предполагаемых побегах и актах саботажа… [Они] должны быть хорошим примером и влиять на них так, чтобы повысилась производительность работы»2 (рисунок 2).
Ksniui о или
И«рет« с iw«m П tiOjtiyL^LiLijtiiajuiL^a^a^
-
■ I. Im* 4* А.б«мбпрв<гаше выд^ - сэаетскве воекноовеош*, w ■ Wfi»u которые евадеим дм шгтвАмыыистскзв роб уд. ин* 6 «еываыо учимы а »>гпитмог в поэт ермллскэы ДУХ».
I 2.1м* "2* *n6vt вадачу пэд)шкптх дут еэеочмиенш» ■ рвбэчв* В Вошки*, шмпъ не нах ■ прог еа>шю ком дуге, одедат* ля гтэ-f Mtrm, JiacipiawHoA ■ чжотэтаА, хзнхжтт. ^ухаездста? о прм-I ■weauir' лоб яг ат а октет &аб отпав* убредет вшианав ив обжа-г Име уеэстреянку агактов с отимиимн ешикхпшсмма мае со F ж< рабочей комшаА.
АМАМ "V ДЫШ dim. XOdOtW DPaauPW дал асе* * мат [ на нет так, чтобы вэшсмпсь лрэмаводвтвядиостъ робош.
I 3. Крэме ушт эбцмт ааддч, над* 41е могут пмуч» лоа№№*ьыв Г шг* ОТ ОооТвстстаущагр 04»Чеуи м» , РТКОВадмтеы
В МбР*ий №ЖШ1ДЫ«
-
1 4. £*СТжл "К* потуг dim. открытием мам тог-мем. U рмвцьтотпт и Pidoru дэкзсмтж и4пзсридауа<*р<о эчмцсоу "Ло ввод*, 1.та:2к»с тргае хмцр ие лмхкв отаго шштж.
-
7. Обдзанностк амд* чН* вмевтк ж дакхадымта о^адеру ***1^11’ мгв ввылюгвом. Пмсмвммв арвнадхммюотв в амшэх:;!мт. кама метко пы^тк дмш багта «а пеедэстпавеваг»
-
8. Ки хисм *Ве xmwtm гт>-жкх>!бШ1 р укэ во я* тем» padosiR «эх^нд, тм в руждвздхтим i^k дммкы экады дать ад I IX Немеке^ работе вежуо вэиэдь ж оадвмрее.
I 6* Срупрпгататъикк о^ишсо ■A6o*ce* укавымет нз какую работу BSCTtwr* еЙ* в мпг.^ымюта эТ ашачы>ш команды, от ее тарах-«1М /|ф#сп.яисхйх» x>iA$Wf.a»xejaV, wLe могут Р?4»тать:
1 бе 1МДМ 1" О МКЭК; ОТррЖН 1СЯТОДМГФ1 1 ТСйвТ X» УСЯРШХ* КОК В ymiMiNu woauigmujaifaw команды, ко с :аым у>ь^е*ав дагчо, в* прхадуетом oaoaw доаермам рукомадсте, мм е«оы*ауетам ведррмтот* продукт ив rod он* но так, чтобы оотадюеем ' ере»5ааее-а<* агат» нв мвмыгмм.
Шасым /AyKiaw пе&есшш>тем рукоаи-т^дмим гюб>ч* кои*-ш жеоооршстрмшр wn6»y *Абмвд* /мр не чаРие novnV ал* дхд*м*тгр сяддомкая.
Нхпрыйр, всяк »соб№на отдмтмвн, шот, хкхурвтт, маярианвромк ■ кэ»Р<ет« в бввсопрвятиэ ешвалетсА во ootmv ку: масок воекчэпаекм, рукреоштшв мбэч* хои^ш даммк кдгррдат* ОГР ЯВРВД гдпаым ес«г чтобы ох* шдив, что /оы^е odoporV
Рисунок 2 – Фрагмент архивного документа – инструкции об организации антибольшевистской работы в концлагерях
К сожалению, и сейчас актуален известный афоризм В.О. Ключевского о том, что «история не учительница, а надзирательница… (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»3. Архивистам и историкам знакома фотография украинских добровольцев из дивизии СС «Галичина» (1944 г.) (рисунок 3)4, комментарии к которой излишни.

Рисунок 3 – Визит рейхсфюрера СС Г. Гиммлера (в центре) в тренировочный лагерь для украинских добровольцев из дивизии СС «Галичина»
Самый главный миф украинских перебежчиков о том, что фашисты являются союзниками, – это заблуждение, поскольку «новая власть» не предполагала предоставить свободу населению. Согласно архивным документам, картам и планам, территория трех марок (Ингерманландии – района Ленинграда; Мемель-Наревской области – Западной Литвы и Белостока; Готенгау – Крыма и Херсонской области) становилась лишь ресурсным источником, в том числе несвободной рабочей силы1.

Рисунок 4 – Бабий Яр. Фрагмент кинохроники из документального фильма «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков»2
Доказательством несостоятельности данной идеологической установки являются и архивные видеодокументы. Интернет-проект «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» содержит фрагмент кинохроники из документального фильма «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков. Представляются главным обвинителем от СССР»1 (рисунок 4).
Данный документ – это кадры с киевлянами, погибшими от рук отступающих немецких войск, которые истребляли все население города, а также свидетельства об эксгумации тел из оврага Бабьего Яра в Киеве – места самых чудовищных казней свыше 100 тыс. детей, женщин, мужчин и стариков. В Киеве немцы истребили более 190 тыс. советских граждан.
Государственный архив Донецкой Народной Республики (ГА ДНР) предоставил ряд доказательств преступлений нацистов, среди них докладная записка начальника управления НКВД Сталинской области Украинской ССР А.Т. Чечкова наркому внутренних дел УССР В.С. Рясному «О зверствах немецко-фашистских оккупантов по Сталинской области»2 от 28 октября 1943 (рисунок 5).
кассовые растрелы, убийства и сбрасывание живыми в шурфы рабочих и служащих производились на шахтах Л" 4-бис, J№I7-8 и дрг. где десятки тысяч мирных кителей города Сталине погибли от зверств немецко-фашистских оккупантов. Рабочие /коммунисты/ шахт J 7,6 - дошеев <пзан Михайлович, Хмырова Клавдия Андреевна, Санкаре вскии Николаи Федорович, Клименко Иван Титович, Белоконь ..лхаил Петрович, Панченко Петр - расстреляны и сброшены в шурф. Собешим Василий живым брошен в шурф..
На шахте }. I рабочий Обелец Леонид Иванович - повешен, рабочий Педько убит, а жена его зарезана, рабочие: Гольшаков Р.И. и Алехин расстреляны.
На шахте К I/I8 погибли от руки палачей рабочие: Федосеев Игнатий Данилович, Веников Козьма, Нестерец, комсомолец Самойленко. На шахте Р 10 уби/fi- Панченко Григорий, на шахте Я 4/21 рабочий Салтыков был избит к валялся на шоссе 2 дня, после чего был публично расстрелян.
Рисунок 5 – Фрагмент архивного документа3, предоставленного ГА ДНР
Также по информации, которая содержится в данном документе, «чудовищная расправа немецко-фашистскими зверями произведена над тысячами мирных жителей города в камере № 46 шахты Артемовского алебастрового комбината»4. После раскопки кирпичной стены, замаскированной снаружи бетонным слоем, было обнаружено свыше 3 тыс. трупов мирных жителей, расположенных плотным слоем на полу камеры площадью несколько тысяч квадратных метров. По характеру расположения тел и наличию трупов маленьких детей вместе с трупами матерей можно заключить, что это дикое убийство ни в чем не повинных людей производилось с крайне изуверской жестокостью – они были заживо замурованы в одной из горной выработок алебастровой шахты.
К сожалению, другой фрагмент архивного документа доказывает, что были случаи предательства и совершения преступлений против своих же сограждан – жителей города Макеевки: «…Все расстрелянные перед казнью подвергались жестоким пыткам и истязаниям со стороны солдат отряда “СС”, а также начальника следственно-розыскной части гестапо Мишинского Владимира, следователя гестапо Нестеренко М.С., инспекторов: Некрасова М.И., Локтионова Л.И., Судеплатова Анатолия, Иванова, Бадулина и др.»5.
Особое значение сегодня имеет доклад обвинителя от СССР на заседании Нюрнбергского трибунала Л.Н. Смирнова «Военные преступления в отношении мирного населения СССР, Югославии, Польши и Чехословакии», подтверждающий преступления в отношении населения тех стран, которые сочувствуют неонацистам в XXI в. Приведем цитату из этого документа: «Каждый шаг германо-фашисткой армии и ее союзников на захваченной советской территории Украины и Молдавии, Белоруссии и Литвы, Латвии и Эстонии, карело-финской территории, русских районов и областей несет разрушение и уничтожение бесчисленных материальных культурных ценностей нашего народа, потерю мирным населением нажитого упорным трудом имущества, установление режима каторжного труда, голодовки и кровавых расправ, перед ужасами которых бледнеют самые страшные преступления, какие когда-либо знала человеческая история»1. И завершил свое выступление на процессе Л.Н. Смирнов такими словами: «И пусть помнят живые эти запечатленные на камне голоса жертв немецко-фашистского террора, взывавших перед смертью к совести мира о справедливости и о возмездии!»2.
Анализ комплекса предоставленных Росархивом в рамках интернет-проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» архивных документов позволил сделать следующий вывод. Размещение в открытом доступе архивных источников, публикация документов, позволяющих получить правдивую информацию об исторических событиях, имеет важное значение для противодействия фальсификации истории. Эти бесспорные аргументы объективной исторической реальности, несомненно, способствуют разрушению политической мифологии. Предоставленная широкой аудитории пользователей интернета возможность обращения к документам-источникам нивелирует современные попытки пересмотра истории и созвучна осуществлению государственной стратегии по сохранению традиционных ценностей при воспитании молодежи, в том числе обучающейся гуманитарным специальностям.
Список литературы Федеральные архивные проекты, нацеленные на противодействие фальсификации истории и политической мифологии
- Комиссаренко С.С. К проблеме переосмысления традиционных ценностей в современном мире // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. Т. 223. Современная модель подготовки специалистов социально-культурной деятельности как субъектов трансляции российских традиционных ценностей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти М.А. Ариарского. Санкт-Петербург, 25 января 2021 г. С. 30-37.
- Макарова М.Н. Репрезентация «традиционных ценностей» в российском политико-публичном поле (на примере дискурс-анализа семейных ценностей) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 96-109. https://orcid.org/10.15593/2224-9354/2021.3.7.
- Овчинников А.И. Национальная безопасность и традиционные духовно-нравственные ценности: вопросы законодательного обеспечения // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. T. 9, № 1. С. 35-42. https://orcid.org/10.18522/2313-6138-2022-9-1-4.
- Пальчикова С.А. Специфика и технология духовно-нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2022. № 1. С. 3.
- Прокошева Е.А. К вопросу о формулировке национальной идеи в проекте Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. T. 9, № 3. С. 51-56. https://orcid.org/10.18522/2313-6138-2022-9-3-7.
- Kokkonen E. Executioners and victims: the British perception of Nazi crimes (a case study of the Russian-language weekly “British Ally”, 1944-1945) // Proceedings of the 5-th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts “SGEM 2018”, 26 August - 1 September 2018, Sophia. Iss. 2.1. History. Sophia, 2018. P. 11-18. https://orcid.org/10.5593/sgemsocial2018H/21/S05.002.