Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект)
Автор: Смирнов Вадим Валерьевич
Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 4, 2019 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрены социально-психологические особенности формирования цифровой зависимости от Интернета. Представлены исторические этапы развития информационно-коммуникационных технологий в контексте проблемы цифровой зависимости. Охарактеризованы ступени возникновения цифровой зависимости у подростков и молодежи. Приведены данные экспериментальных наблюдений проявлений цифровой зависимости у школьников. Предложены определения понятий «цифровая зависимость», «цифровая социализация» представителей подрастающего поколения, ориентированных на использование при анализе состояния учебного процесса.
Информационное общество, цифровая зависимость, ступени, исторические этапы, интернет, цифровая социализация
Короткий адрес: https://sciup.org/148321225
IDR: 148321225 | DOI: 10.25586/RNU.HET.19.04.P.72
Текст научной статьи Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект)
миление персональных офисных компьютеров и компьютеров для населения. Возникновение первых сетей удаленной передачи данных от компьютера к компьтеру.
Четвертый этап, берущий начало с возникновения Интернета в 1992 году и продолжающийся по настоящее время, массовое распространение персональных компьютеров, появление и быстрое расширение социальных сетей, развитие индустрии компьютерных игр, создание разнообразных гаджетов и интернет-вещей.
С точки зрения психологического подхода эти этапы цифровизации общества могут рассматриваться как последовательные совокупности изменяющихся обстоятельств, создающих объективные предпосылки для возникновения психических зависимостей отдельных людей и человеческих сообществ от Интернета и социальных сетей. На первом этапе, когда появились первые компьютеры, ни о какой психической зависимости от информационнокоммуникационных технологий говорить не приходится. Если же она и могла тогда возникнуть, то лишь у узкого круга ученых и инженеров, которые занимались непосредственно проблемами создания электронно-вычислительной техники.
С нашей точки зрения, даже на следующем этапе развития ин-формационно-коммуникационных технологий психическая зависимость в том смысле, как мы ее понимаем сегодня, не могла получить сколько-нибудь заметного распространения. А если она и проявлялась, то скорее в качестве увлечения специалистов новым видом деятельности, новым видом взаимодействия и передачей информации от одного компьютера к другому на расстоянии.
О появлении первых проявлений психических зависимостей у пользователей можно говорить лишь тогда, когда начинает осуществляться массовая продажа компьютеров для населения. Тогда же появляются первые компьютерные игровые приставки, начинается широкая компьютеризация производства и сферы услуг, в обиход входит понятие «персональный компьютер». А в 1995 году возникает первая социальная сеть, разработанная Рэнди Конрадсом в США, и вместе с ней начинают возникать новые виды общения и психические зависимости, пока еще в латентном (скрытом) виде.
Рассматривая этапы возникновения психических зависимостей, необходимо прежде всего выяснить, что является толчком, пусковым механизмом их появления, какие факторы влияют на то, что человек через какое-то время не может обойтись без компьютера, Интернета, переписки в социальной сети, селфи и компьютерных игр. Задача состоит в том, чтобы понять сам процесс возникновения психической зависимости от информационнокомпьютерных технологий, представить его виде этапов, звеньев, ступеней для более детального понимания данного явления, что в свою очередь позволит выявить наиболее действенные способы профилактики и лечения, а в конечном итоге и борьбы с этим негативным явлением социальной действительности.
Если рассматривать мозг, нервную систему, психику и мир как систему, взаимодействующую с объективной реальностью не только на уровне рефлекторной деятельности, но и на основе отражения субъектом реальности, то можно говорить о том, что Интернет также является определенным сегментом реальности, только сегментом виртуальным. Именно на него рефлекторно реагирует любой пользователь, работающий с компьютером и одновременно отражающий этот сегмент в своем внутреннем субъективном мире.
С нашей точки зрения, первой ступенью возникновения психической зависимости может выступать восприятие субъектом Интернета, виртуальной игры, искаженное за счет ярких красок, неестественных образов, сокращенных слов, сленговых оборотов речи, которые являются неестественными раздражителями психики. Представим, что через зрительный нерв в мозг поступает сигнал, который передается от экрана компьютера в глаз человека. Мозг воспринимает этот сигнал и преобразует его в информацию, доступную для восприятия и осмысления человеком. Происходит анализ информации, которую получает мозг. Когда же новая информация начинает поступать постоянно и систематически, мозг начинает оценивать ее как некую реальность, которая существует параллельно с объективной реальностью.
На второй ступени развития психической зависимости мозг начинает воспринимать информацию из Интернета как реальную, заменяя ею информацию о мире и бытии как таковых. На нейронном уровне происходит замена информации, мозг начинает все больше воспринимать ее преднамеренно, при этом субъект сам не осознает, что у него на бессознательном уровне возникает психическая зависимость и усиливается тяга к Интернету. Перципиент все чаще заходит в Интернет, на третьей ступени он уже может «зависать» там часами.
На четвертой ступени развития психическая зависимость усугубляется тем, что пользователь уже не может обходиться без Интернета, без яркого красочного раздражителя, воздействующего на зрительный нерв. Как правило, он повсюду носит свой гаджет, при этом он преимущественно использует его не как телефон, а для переписки в социальных сетях, виртуальных игр, просмотра фильмов и сайтов, не расставаясь с гаджетом даже в общественном транспорте, на работе и учебе.
На пятой ступени зависимости в случае утраты доступа к информационно-коммуникационным устройствам может даже возникать психологическая ломка, развиваться абстинентный синдром, подобный тому, который поражает людей, употребляющих наркотические вещества (см. рис.).
Экспериментальное наблюдение проявлений цифровой зависимости
Наши наблюдения за подростками и молодежью в контексте изучения проблемы цифровой зависимости от социальных сетей и Интернета проводились в транспорте и на улицах города. Наблюдения проводились в одно и то же время по маршрутам общественного транспорта, пролегающим неподалеку от обследуемых школ.
Всего было обследовано 150 школьников в возрасте от 10 до 15–16 лет, обучающихся в школах № 6, 7 и 29 города Тамбова.
Первая ступень
Перерастание познавательно-практического интереса к Интернету и социальным сетям в немотивированную жизненными потребностями тягу к интернет-серфингу
Вторая ступень
Переход от использования информационных ресурсов Интернета по мере необходимости к обращению к ним как к самоцели. Смешение реального и виртуального
Третья ступень
Возникновение устойчивого желания обращения к Интернету при каждом случае использования информационнокоммуникационных технологий. Появление привязанности к гаджетам, стремление к обладанию их самыми престижными образцами. Увлечение компьютерными играми.
Предпочтение виртуального реальному
Четвертая ступень
Превращение тяги к Интернет-ресурсам в зависимость от них, выражающуюся в гипертрофированной продолжительности просмотра этих ресурсов, наносящей ущерб рабочему/ учебному/личному времени. Возникновение дискомфорта в случае отсутствия доступа к гаджетам и Интернету. Непроизвольное отождествление реальной жизни и виртуальных феноменов

Пятая ступень
Утрата самоконтроля над использованием информационно-коммуникационных технологий. Возникновение при отсутствии доступа к Интернету и гаджетам абстиненции, чувства тревожности, страха, беспокойства, упадка настроения, их перерастание в депрессию
Ступени развития цифровой зависимости
В исследовании принимали участие два наблюдателя. Один из них наблюдал движение детей по улице, а другой отслеживал их поведение в транспорте.
Используя метод включенного наблюдения, наши представители на каждой остановке общественного транспорта наблюдали за школьниками, которые шли из школы к этим остановкам. Обратило на себя внимание, что на пути к остановкам дети и подростки оживленно общались между собой и лишь изредка обращались к своим гаджетам. Зато как только школьники садились в транспорт, их общение прекращалось, они тут же обращались к гаджетам для просмотра интернет-ресурсов, мониторинга социальных сетей и игр. Проведенное нами исследова-

Что такое цифровая зависимость?
ние показало, что примерно у 90% детей и подростков проявляются третья и четвертая ступени психической зависимости от Интернета и социальных сетей, что подтверждают данные аналогичных исследований зарубежных ученых.
Так, по мнению исполнительного директора реабилитационного центра Нью-Йорка Н. Кар-дараса, светящийся экран цифрового устройства стимулирует мозг подобно воздействию наркотика. Аналогичную точку зрения высказывают и другие исследователи, например П. Уайброу и Э. Доан. Э. Доан для определения цифровой зависимости ввел термин «цифровой наркотик» ( digital pharmakeia ) [1].
Н. Кардарас считает, что цифровые устройства негативно сказываются на процессах обучения и социализации личности. Исследование, проведенное им среди учащихся 5–6-х классов школ Южной Калифорнии, говорит о снижении аналитических функций, способности понимать эмоции собеседника [2].
Еще раньше, чем ученые из США, проблемой цифровой зависимости заинтересовались южнокорейские специалисты. В Республике Корея распространение цифровых устройств, в том числе и среди детей, достигло широких масштабов еще в середине 1990-х го- дов. Как правило, ребенок в Южной Корее пользуется несколькими гаджетами. Излишнее время, проводимое в виртуальной сети, часто приводит к снижению памяти и внимания. Именно из исследований, проведенных в Южной Корее, к нам пришли такие термины, как «цифровая деменция» и «цифровая детоксикация». В этой стране впервые были открыты реабилитационные центры по лечению последствий чрезмерного увлечения гаджетами – так называемого цифрового слабоумия [3].
По мнению Бун Джи Вона, врача из центра исследований мозга в Сеуле, чрезмерное использование цифровых устройств затрудняет развитие мозга [3], вызывая деменцию ( digital dementia ), то есть прогрессирующую потерю мыслительной, или когнитивной, функции мозга. Речь идет не только о памяти, но и познавательно-аналитических способностях. Как правило, у людей, на какой-то период лишенных доступа к цифровым устройствам, наблюдаются снижение концентрации внимания, утрата эмоциональной связи с собеседником, безразличие к окружающему миру.
Некоторые специалисты разделяют зависимости, связанные с цифровыми технологиями, на зависимости от Интернета и зависимости от гаджетов, называя последние «цифровыми зависимостями». С на- шей точки зрения, такая классификация неоправданна. Субъект пользуется гаджетами, во-первых, как средствами связи, которые не имеют прямого отношения к Интернету, и, во-вторых, как техническими устройствами с выходом в Интернет. И именно в последнем случае, когда субъект использует Интернет, социальные сети, просматривает «Инстаграм», играет в виртуальные игры, зарождается и проявляется цифровая зависимость. То есть источником цифровой зависимости являются не технические устройства: гаджеты, планшеты, компьютеры как таковые, а информация, воспринимаемая из Интернета начиная со светящегося экрана, ярких красок, компь-терных игр и вплоть до цифровых коммуникаций в социальных сетях.
Некоторые выводы
На основании изложенного можно констатировать, что цифровизация отрицательно сказывается на психическом здоровье населения, особенно детей и подростков.
Одно из последствий цифровизации заключается в том, что ее распространение, меняя сознание человека, тем самым меняет и восприятие реальности. С нашей точки зрения, помимо психических зависимостей от цифровизации возникает новый тип социализации, которую можно назвать цифровой.
Если двадцать – тридцать лет назад мы говорили о том, что девиантные формы поведения возникают у подростков и детей, попадающих под влияние социально дезадаптированных групп, связанных с криминалом, наркотиками, употреблением спиртных напитков, то сейчас процесс социализации детей и подростков в растущей мере развертывается в виртуальном пространстве, таящем не менее грозные риски. Он совершается в сообществах виртуальных друзей, которые в реальной жизни могут никогда друг друга не знать, но зато активно и безапелляци-

Четвертая ступень цифровой зависимости
онно приобщают друг друга к общим виртуальным нормам и ценностям, которые исповедуются в Интернете. За примерами далеко ходить не надо. Обратимся к сетям «Инстаграм», «Одноклассники», «ВКонтакте», «Твиттер», «Фейсбук», где доминирующими регулятива-ми общения выступают такие выражения, как «нравится / не нравится», «одобряет / не одобряет», представляющие собой прямые психологические установки на принятие ценностей и норм виртуальных друзей [4].
Следовательно, цифровая зависимость – это реальное социальное явление, которое уже прочно утвердилось в нашей жизни. Но почему мы придаем столь существенное значение этому феномену?
Не в последнюю очередь, в силу масштабов цифровизации: информационное общество развивается по направлению, когда реальностью становится «цифровизация повсюду». Компьютеры уже стоят на рабочих местах чуть ли не большинства из нас. Куда ни бросишь взгляд, везде увидишь светофоры, работающие по заданной программе, бортовые компьютеры в средствах транспорта, роботы, дроны, цифровое телевидение. На улице, в парке, в салоне автобуса и вагоне метро мы наблюдаем людей, с помощью гаджетов слушающих ин-тернет-новости и музыку, читающих электронные книги, играющих в виртуальные игры.
В свою очередь, масштабы цифровизации определяют и размах распространения цифровой зависимости. Ею уже охвачена значительная часть поколения «Y». Значит, цифровая зависимость превратилась в фактор, влияющий на формирование общественного сознания, на социальное поведение людей. Этот феномен больше не может игнорироваться обществом и государством, он должен изучаться, необходимо прогнозировать его последствия.
Список литературы Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект)
- Доктор Николас Кардарас: Дети и смартфоны. Все хуже, чем нам кажется. URL: https://econet.ru/articles/181053-doktornikolas-kardaras-deti-i-smartfony-vse-huzhe-chem-nam-kazhetsya (дата обращения: 21.03.2019).
- Карпова Е.Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, 2017. № 4. С. 111-114.
- Ронжин Г.А. Подросток в цифровом мире//Концепт: науч.-метод. журн. 2018. № 7 (июль). URL: http://e-koncept.ru/2018/182016. htm (дата обращения: 21.03.2019).
- Смирнов В.В. Информационное общество как механизм формирования «цифрового человека»: проблемы психического здоровья//Личность в информационно-образовательном пространстве: ответы на вызовы времени: сб. докладов Всерос. науч.-практ. конф. (Елец, 22 ноября 2018 г.).