Феномен / феномены религиозного обновления: пути и особенности концептуализации

Автор: Головушкин Дмитрий Александрович

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Статья в выпуске: 1 (5), 2020 года.

Бесплатный доступ

Религиозное обновление как проблема религиоведческого и богословского дискурса получила оформление в начале XX века, в связи со стремительным развертыванием проекта Модерна, вызвавшего в России, странах Западной Европы и исламского мира волну религиозного реформаторства. Сегодня это понятие широко используется для характеристики религиозных процессов и явлений, возникших в результате взаимодействия между религией как динамичной духовно-социальной подсистемой и обществом, как социальной системой, находящейся в процессе развития. Однако к настоящему времени религиоведение еще не выработало интегративного подхода к осмыслению феномена / феноменов религиозного обновления, который позволил бы выяснить, почему в той или иной религиозной культуре религиозное обновление становится формой самовыражения и самоидентификации религиозно-реформаторских движений. Изучение опыта православных, католических и исламских обновительных движений XX века позволяет сделать вывод, что религиозное обновление - это модификация религиозного реформаторства, объединяющего в себе избранные элементы религиозного фундаментализма и религиозного модернизма, которые под влиянием секуляризации взаимодействуют и творчески переинтерпретируют / переоформляют религиозную традицию. Одновременно религиозное обновление - это стратегия социального действия религии, ориентированная на разработку и реализацию (путем синтеза традиции и новации) альтернативных вариантов общественного развития.

Еще

Религиозное реформаторство, религиозное обновление, религиозный модернизм, религиозный фундаментализм

Короткий адрес: https://sciup.org/140294846

IDR: 140294846   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2020_1_54

Список литературы Феномен / феномены религиозного обновления: пути и особенности концептуализации

  • Beeman W.O. Fighting the Good Fight: Fundamentalism and Religious Revival // Exotic No More: Anthropology on the Front Lines / Ed. by J. Macclancy. Chicago, 2002. P. 129-144.
  • BellD. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y.: Basic Books, 1976. xxxiv, 301p.
  • MartyM.E., ApplebyS.R. Conclusion: An Interim Report on Hypothetical Family // The Fundamentalism Project. Vol. 1. Fundamentalisms observed / Ed. by M. E. Marty, R. S. Appleby. Chicago; London: University of Chicago press, 1991. P. 814-842.
  • Munson H. Fundamentalism // The Blackwell Companion to the Study of Religion / Ed. by R. A. Segal. Malden, 2006. P. 255-269.
  • Riesebrodt M. Die fundamentalistische Erneuerung der Religionen // Fundamentalismus. Politisierte Religionen / Hrsg. von K. Kindelberger. Potsdam: Brandenburgische Landeszentrale fur politische Bildung, 2004. S. 10-27.
  • Studies in Religious Fundamentalism / Ed. by L. Caplan. Albany: State University of New York Press, 1987. x, 216p.
  • Абу Бакр. Обновление религии: между возвращением к истокам и искажением // Аль-Ваъй. 2010. № 281. С. 10-16.
  • Аль-Джанаби М.М. Философия современной исламской реформации. М.: ООО «Садра», 2014. 436 с.
  • Головушкин Д. А. Православный фундаментализм: возвращение к осмыслению // Философская мысль. 2016. № 1. С. 111-155.
  • Головушкин Д.А. Религиозное обновление в русском религиозно-философском дискурсе начала XX века // Вестник РХГА. 2016. Т. 17. № 4. С. 254-261.
  • Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. № 1 (57). С. 87-97.
  • Головушкин Д.А. Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века: дисс. ... д-ра филос. наук. [ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»]. СПб., 2020. 458 с.
  • Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность. 1995. №4. С. 154-162.
  • Карташев А. Реформа, реформация и исполнение церкви // Его же. Церковь. История. Россия. Статьи и выступления. М.: Пробел, 1996. С. 183-223.
  • Крылов П.В. «Теология освобождения» и взгляды ее представителей на концепцию мировой истории // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. М. Прилуцкого. Вып. 1. СПб.: Светоч, 2012. С. 151-178.
  • Кузмицкас Б. Ю. Философские концепции католического модернизма: дисс. ... д-ра филос. наук. Вильнюс, 1984. 392 с.
  • Лебедев В.Ю., ПрилуцкийА. М. К семиотике религиозного модернизма: семантика и хронологическое соотнесение // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2010. № 3. С. 3-46.
  • Левин З.И. Хранители Слова и блюстители Духа Откровения // Фундаментализм. М.: Институт востоковедения РАН; Изд-во «Крафт+», 2003. С. 13-48.
  • Рашковский Е. Революции и религии: опыт сравнительной морфологии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. №7. Т.61. С. 112-119.
  • Талал Асад. Идея антропологии ислама // Islamology. 2017. № 7. С. 4-60.
  • Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 607 с.
  • Шажинбатын А. Фундаментализм и обновленчество в религии // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 2. С. 135-137.
  • Яковенко И. Драма цивилизационного процесса. Рецензия на книгу А.Л.Янова «Патриотизм и национализм в России. 1825-1921». М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. 398 с. // Библиотека Якова Кротова. URL: http://yakov.works/libr_ min/04_g/ak/ovenko.htm (дата обращения: 05.09.2020).
Еще
Статья научная