Феномен компьютерной игры: историографический аспект

Автор: Овчинников Владимир Михайлович

Журнал: Журнал института наследия @nasledie-journal

Рубрика: Прикладные исследования

Статья в выпуске: 4 (31), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается репрезентация феномена компьютерной игры как одного из видов аудиально-визуализированных искусств, особенностей ее восприятия и анализа на примере тех историографических традиций, которые сложились в поле англоязычного и русскоязычного сегментов культурологической науки. Очерчиваются рамки философских коннотаций, которые применимы при рассмотрении виртуализированного игрового контента, характеризуемого в том числе в качестве особого вида текста-кибертекста. Уделено внимание возможности рассмотрения пространства компьютерной игры в качестве специфической формы «симуляции исторического процесса».

Игровая вселенная, кибертекст, медиа, видеоигры, процедурная риторика

Короткий адрес: https://sciup.org/170195940

IDR: 170195940   |   DOI: 10.34685/HI.2022.37.70.004

Список литературы Феномен компьютерной игры: историографический аспект

  • Cover J.G. The Creation of Narrative in Tabletop Role-Playing Games. – McFarland, 2010. – 215 p.
  • Barton M. Dungeons and Desktops. The History of Computer Role-Playing Games. – Boca Raton: CRC Press, 2008. – 451 p.
  • Computer Games as a Sociocultural Phenomenon. Games Without Frontiers — War Without Tears / A. Jahn-Sudmann (ed.). – Houndmills, Basingstoke, Hampshire ; N.Y.: Palgrave-MacMillan, 2008. – 229 p.
  • Computer Games and New Media Cultures: A Handbook of Digital Games Studies. – N.Y.: Springer Science+Business Media B.V., 2012. – 694 p.
  • Brown A.M.L. Sexuality in Role-Playing Games. – N.Y.; L.: Routledge, –156 p.
  • Bowman S.L. The Functions of Role-Playing Games: How Participants Create Community, Solve Problems and Explore Identity. – McFarland, 2010. – 216 p.
  • Bowman S.L. Social Conflict in Role-Playing Communities: An Exploratory Qualitative Study // International Journal of Role-Playing. – 2013. – № 4. – P. 17–18.
  • Tresca M.J. The Evolution of Fantasy Role-Playing Games. – McFarland, 2010. – 238 p.
  • Wolf M.J.P. The video game explosion: a history from Pong to Playstation and beyond / Mark J.P. Wolf (ed.). – Westport, Connecticut, L.: Greenwood Press, 2008. – P. 23.
  • Dovey J., Kennedy H.W. Games Cultures: Computer Games As New Media. – N.Y.: Open University Press, 2006. – P. 101.
  • Jessen C. Interpretive Communities: the Reception of Computer Games by Children and the young – Url: http://www.carsten-jessen.dk/intercom.html (дата обращения: 01.02.2021). [12] Деникин А.А.В защиту видеоигр // Gamestudies.ru: [сайт]. – Url: https://gamestudies.ru/papers/denikin/ (дата обращения: 11.02.2021).
  • Aarseth E.J. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. – Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. – P. 1.
  • Frasca G. Simulation Versus Narrative: Introduction to Ludology // The Video Game Theory Reader. 1st ed. by Mark J.P. Wolf, Bernard Perron. – N.Y.: Routledge, 2003. – P. 232.
  • Picard M. Art and Aesthetics // The Video Game Theory Reader. 2nd ed. by Bernard Perron, Mark J. P. Wolf. – N.Y.; L., 2009. – P. 334.
  • Molyneux P. The Future of Games // MIT Program in Comparative and Media Studies, Computer and Video Games Come of Age // Videogames and education. Harry J. Brown. – N.Y.; L.: M.E. Sharpe, Inc., 2008. – P. 54.
  • Bogost I. Persuasive games: the expressive power of videogames. – Massachusetts Institute of Technology, 2007. – 450 p.
  • Flanagan M. Critical play: radical game design. – Massachusetts Institute of Technology, 2009. – P. 226-233.
  • Эта практика использования алгоритмов и операций так же, как вербальная риторика является практикой использования средств языка для убеждения или изменение мнения». См. подробнее: Bogost I. Op. cit.
  • Восприятие процедурное сообщение видеоигры лишь в связи с его визуальным и нарративным содержанием; что обеспечивает четкое разграничение возможных интерпретации видеоигры от невозможных интерпретаций тем, протекающее в рамках акта коммуникации со специфическим видом актора – искусственным интеллектом игры. См. подробнее: Салин А.С. Процедурная герменевтика: как мы понимаем видеоигры // Медиафилософия X Компьютерные игры: стратегии исследования. – СПб., 2014. – С. 73-80.
  • Baerg A. Governmentality, neoliberalism, and the digital game// Symploke. – 2009. – № 17(1-2). – P. 119.
  • При этом операционная многогранность, по мнению Р.Гамбарато, сама по себе является важнейшей характеристикой трансмедийности. См. подробнее: Gambarato R. R. Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations // Baltic Screen Media Review. – 2013. – № 1. – P. 81–100.
  • Эбнер Ф. Слово и духовные реальности // От Я к Другому: сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. – Минск: Менск, 1997. – 275 c.
  • Бубер М. Два образа веры: [Сб.: пер. с нем.] / Мартин Бубер. - М.: Республика, 1995. – 464 c.
  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Изд. 2-е. – М.: Искусство, 1986. – С. 9-191.
  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож лит., 1975. – 504 с.
  • Dovey J., Kennedy H.W. Games Cultures: Computer Games As New Media. – N.Y., Open University Press, 2006. – P. 6.
  • Савицкая Т.Е. Компьютерные игры: опыт культурологического портрета // Обсерватория культуры. – 2012. – № 4. – С. 22-29.
  • Галкин Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 3. – С.54-72.
  • Топоров В.Н. К вопросу об универсальных знаковых комплексах // Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: В 2 т. Т. 1. – М.: Рукопис. памятники Древ. Руси, 2010. – С. 11–25.
  • Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. – М.: Наука, 2006. – 646 с.
  • Корецкая М.А. Экранизация мифа: трудности перевода // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2010. – № 1. – С. 13–32.
  • Образ другого в компьютерных играх / Буглак С.С., Латыпова А.Р., Ленкевич А.С., Очеретяный К.А., Скоморох М.М. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2017. – Т. 33. – № 2. – С. 242–253.
  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
Еще
Статья научная