Феноменология истории как идея Г. В. Ф. Гегеля о философии духа

Автор: Марковцева О.Ю., Чуканов И.А.

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 4 (14), 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье описываются основные аспекты истории как способа конституирования исторической мысли. Представлена диалектика взаимодействия Духа (Абсолюта) с процессом исторического познания, исторической практикой человека, общества.

Феноменология, история, историческое мышление, диалектика, метафизика

Короткий адрес: https://sciup.org/14113836

IDR: 14113836

Текст научной статьи Феноменология истории как идея Г. В. Ф. Гегеля о философии духа

Современный человек утверждается в многообразии проектов, методологий, технологий, концепций, художеств и прочих организационных способов самовыражения жизни. Однако чрезмерное увлечение тиражированием повседневных стереотипов поведения, неконтролируемая реализация идей в общей историко-культурологической перспективе «снимает» метафизическую ответственность и остроту центрального вопроса о нравственной природе человека в актуально протекающей истории. Ситуация «post-post-mo» (пик «модерна») окончательно разрушила традиционные философские подходы к данной проблематике — те, которые образовывали устойчивый этико-антропологический образ, сложившийся до недавнего времени в неклассической культуре. Современный междисциплинарный характер научного познания усилил эту тенденцию. Гносеологический поиск почти не учитывает диалектико-имманентную связь философии с другими науками, духовными практиками человека, при этом мировой и антропологический логос по-прежнему остается в поле единого существования. Непрерывное взаимодействие «универсального» и «частного» не допускает мысли возникновение стихийного, или того, что уходит из-под контроля рациональности.

Неклассический портрет «субъекта» познания изображает гносеологического респондента как существо, которое может создавать иллюзорную социально-историческую действительность. В социальной практике имеются подобные примеры. Следовательно, творческие проекты, замыслы могут организовываться ради самого процесса в познавательной активности человека. Возвращение к классике философских положений, возможно, с целью проверить, измерить текущие исторические обстоятельства, чтобы осмыслить их заново, скорректировать назревающую новизну в исторической тенденции, — важно. В контексте вышесказанного анализ фундаментальной идеи Г. В. Ф. Гегеля о диалектике «человеческого-и-внечеловеческого», «деятельного-и-наддеятельного» в ходе мировой истории становится обусловленной реализацией основных принципов философской методологии. Это не призыв двинуться вспять, а настоятельный совет проверить современные аспекты теоретико-практической истории классическими положениями метафизики.

Феноменология представляет условия для понимания процедурности становления, развития «исторического» (знания, процесса, механизма). По содержанию феноменология истории есть история о духе, духотворческом опыте как таковом.

Опишем ее тезисами, заимствованными из различных работ Г. В. Ф. Гегеля, пытаясь сохранить оригинальность и стиль феноменологических установок, положений, принятых в исследованиях этого немецкого классика научно-философской мысли. Логика и содержание данного исследования эксплицирует и описывает историю как:

  • 1)    мышление;

  • 2)    науку (просвещение);

  • 3)    мораль;

  • 4)    религиозный опыт;

  • 5)    искусство.

В подобной последовательности Г. В. Ф. Гегель рассматривал метафизику Духа (Абсолюта) и его реализацию в общественном сознании, мировой истории, человеческом самоосуществ-лении.

При жизни немецкого философа всемирная история в виде особой науки только зарождалась. Мыслитель находился у истоков формирования предмета философии истории и внес большой вклад в развитие этой науки. Он определял ее в качестве мирового исторического процесса, а также особого направления философской культуры.

ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЗНАНИЯ

Центральным тезисом данной теоретической формулы является высказывание Г. В. Ф. Гегеля: «Субстанция сама по себе есть субъект, всякое содержание есть его собственная рефлексия в себе. Устойчивость или субстанция наличного бытия есть равенство с самим собой, ибо его неравенство с собой было бы его растворением». Но, добавим, равенство с самим собой — чистая абстракция, последняя же есть мышление [3, с. 38]. В данном исследовании и описании объективный Абсолют, изначально замкнутый на самом себе (по мнению Гегеля), понимается как совокупность условий для того, чтобы «субъективная диалектика» человеческого разума составила возможность другого уровня для самопознания первоначального. Если мыслить в таком масштабе методологического подхода, то феноменология истории — предмет метафизики — получает возможность быть представленной «дважды субъективно». Утрачивается соотнесенность субъекта и объекта, являющаяся одним из центральных критериев классического способа системы доказательств научного знания. Подчеркнем, что феноменология истории в данной статье — такая метафизика истории, которая раскрывает смыслы, специфику общеисторического движения, опираясь на обстоятельства самодостаточности и саморефлексии общей субстанциальной целостности. Удвоенная субъективность — это особый исследовательский ракурс Глобальной Истории, всего сущего и одновременно условие проявления в мире многообразных исторических тенденций, возможных вариантов их субъективного переживания. Отмеченный выше способ развертки универсума позволяет антропологической истории — истории развития человека, или текущей мировой истории, — рассматриваться и описываться различно, в зависимости от «автора» подобного описания. Оно может быть непосредственным, реконструированным, фантазийным, синтезированным различными модусами человеческих восприятий. Их автор получает возможность облекать историческую «повесть» (факт) в научный, нарративный, художественно-литературный, экспозиционный, презентационный и другие требуемые текущим временем тексты.

Природа субъективной целостности структурна. В историческом измерении главная роль в ней принадлежит чувственной достоверности, реализуя общее противоречие воспринятой вещи [3, с. 73]. Что это значит? Учитывая, что сознание — инструмент восприятия, вещь становится его особым предметом, соотнесенным с истиной (das Wahre). Критерий истины устанавливается совпадением сознания с самим собой в акте постижения «самого себя», своих внутренних условий и возможностей. Историческая действительность в структурах чувственной достоверности проявляет нечто воспринятое в качественном сравнении или в виде исторического различия . Истина такого механизма создает контекст естественного потока структурирования исторических фактов, когда между ними устанавливаются неразрывные связи, порождающие целостность исторических событий. Созданная из них историческая ткань приобретает такие базовые характеристики, как интенциональность, перцептивность, экзистенциальность, образность, ассоциативность, социальность, пер-сональность, универсальность и др. Возникает «бисер» исторических «случайностей» («фактов»), ошлифованных рациональным восприятием, то есть придающим им место, время, значение (роль в истории).

Примером теоретизированной чувственной достоверности может быть анализ мировой истории, представленный в работах Г. В. Ф. Гегеля «Географическая основа всемирной истории»,

«Лекции по философии истории». Разделы, логика естественно-гуманитарного исследования мира, разделенного автором этих работ на Старый и Новый части света, подчинены обоснованию правомерного использования географических причин, способствующих генезису антропологии, социальной культурологии в едином историческом процессе. По мнению Гегеля, нюансы естественно-природных условий (территория, климат) при народозаселении континентов отразились и оригинально выразились в жизненной культуре самостоятельных социоэтниче-ских общностей [4, с. 551].

Феномен «бесконечного» представлен в специальных работах философского наследия немецкого мыслителя. Эти труды исследуют эстетические способы Абсолюта и его исторические воплощения.

ИСТОРИЯ КАК ИСКУССТВО

Теория искусств — это эстетика чувственного наслаждения, проявленного содержания универсально удвоенной субъективности духовной константы универсума. Красота разноликой природы рассматривает эстетический порядок включенных в мировое целое вещей. В первой части науки эстетики , получившей изложение в работе «Лекции по эстетике», описывается «…общее понятие и действительность прекрасного в природе и искусстве… Дух искусства должен был из самого себя развить собственное содержание во внутренне расчлененную систему художественного мировоззрения божественного и человеческого. Однако этим двум сферам еще недостает действительного внешнего бытия » [1, с. 7]. (Напомним, потому что они суть удвоенная субъективность!) Словно устраняя этот «недостаток», в истории появляются формы искусства, стили, эпохи и периоды художественных образов и образцов или мода на стилистику внешнего: классицизм, романтизм, символизм и пр. (некоторые из них описаны в работах Гегеля). Ценность эстетизма духовного первоначала пополняет сокровищницу мировой культуры. Она содержит в своем механизме «памяти» главную диалектическую линию: единство искусственной деятельности (например, как возможность человека творить «вторую» природу) и образцы результатов духо-творчества человека в становлении и развитии цивилизаций. Все вышесказанное — творческое «самоискушение» духа. В «Лекциях по эстетике»

Г. В. Ф. Гегель подробно рассматривает природу символического, художественно-стилистического в различные периоды (эпохи) развития этикокультурологической канвы в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии. Они не только суть «украшения» (как сказал бы Аристотель) исторической действительности, но сами — история, то есть реализуют кумулятивно-диалектические принципы поступательной динамики инноваций собственного содержания. Последнее становится особым предметом в акциях рационального научного мышления.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

В пределах внутренних условий феноменологически удвоенный дух одной из своих приоритетных задач видит постижение себя научным инструментарием [3, с. 16]. В работе «Наука логики» ставится цель разработать общую гносеологему духовной сущности мира. История в таком аспекте — история познания в одновре- менной экстатической «реакции» в предел самопознания Абсолюта. «С чего следует начать науку?» — вопрос Г. В. Ф. Гегеля [2, с. 51]. Его ответ: необходимо исследовать Начало, то есть всеобщую «ось» логики. «Начало есть логическое начало, поскольку оно должно быть сделано в стихии свободно для себя сущего мышления, в чистом знании. Опосредованно оно, стало быть, тем, что чистое знание есть последняя, абсолютная истина сознания. <…> феноменология духа есть наука о сознании, изображение того, что сознание имеет своим результатом понятие науки, т. е. чистое знание. Постольку логика имеет своей предпосылкой науку об охватывающем явления духе, содержащую и показывающую необходимость точки зрения, представляющей собой чистое знание, равно как и его опосредствование вообще, и тем самым дающую доказательство ее истины» [2, с. 53]. Подчеркивая, что «логика есть чистая наука», Г. В. Ф. Гегель исследует подобные механизмы диалектико-процедурного комплекса в содержании наличного бытия. Он выделяет и описывает в последнем различные стороны: «качество», «количество», «мера», «время» и прочие, которые в совокупности организуют единую природу бытия. Весь спектр анализа, представленный в этой фундаментальной работе классика немецкой философии, феноменологичен. Г. В. Ф. Гегель указывает, что для истории характерна научность (просвещение), так как в основе ее находится логика, а логика исторична в способах мышления (пример: формы истории классических и неклассических способов научного мышления, познания, конструирования «картин мира»).

В заключение подчеркнем, что феноменология истории — центральная нить философского наследия Г. В. Ф. Гегеля. Диалектические законы сформируют универсальный характер научного видения того или иного феномена в историческом движении. Органическая совокупность диалектических норм — методология, названная Г. В. Ф. Гегелем «наукой логики». Одним из центральных положений этой особой науки является механизм «тождественности противоположного» (в нашем исследовании обозначенная фразой «удвоенная субъективность»). Он может быть принят за категорию, принцип, характеристику, закономерность, метод, процедуру, научную метафору любого феноменологического анализа. Поэтому история как торжество множества противоположно устроенных и действующих сторон суть их взаимодополняющие тождественные модусы логиче- ских связей универсума и феноменологии обстоятельств, которые эксплицированы нами выше. В таком виде метафизическая акция истории — проект «Абсолюта», его замысла, внутренняя перспектива, проектированная самодостаточность и пр. Подобные предельные механизмы становятся очевидны в анализе истории развития природы, общества, человека. Постоянное конституирование динамики «причин» их развития внутри самопостигающей «Абсолютной идеи» — внутреннее становление Единого. Понимание этого тезиса органично связано с интересной ситуацией, о которой высказался еще в XVIII веке Дж. Вико: «…в результате совокупной деятельности людей возникает нечто иное по сравнению с тем, какие цели ставил перед собой тот или иной человек. Цели людей и результаты их деятельности не совпадают». А. В. Гулыга, включая эту цитату в текст историко-биографических исследований, отмечает, что подобная мысль встречается у И. Канта и

Гердера [5]. Чтобы понять феномен несовпадения целеполагания человеческого духа и его «снятого» в движении «деятельностных и наддеятельностных» эффектов, следует учитывать постоянное планомерное наличие центрального духовного Бытия и его метафизику. Она отражена в дважды субъективной, диалектической феноменальности исторической действительности.

  • 1.    Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб. : Наука, 2001.

  • 2.    Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М. : Мысль, 1999.

  • 3.    Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М. : Эксмо, 2007.

  • 4.    Гегель Г. В. Ф. Философия истории. М. : Эксмо, 2007.

  • 5.    Гулыга А. Гегель. М. : Молодая гвардия, 2008; Он же. Немецкая классическая философия. М. : Айрис-пресс, 2001.

Список литературы Феноменология истории как идея Г. В. Ф. Гегеля о философии духа

  • Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 2001.
  • Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1999.
  • Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Эксмо, 2007.
  • Гегель Г. В. Ф. Философия истории. М.: Эксмо, 2007.
  • Гулыга А. Гегель. М.: Молодая гвардия, 2008; Он же. Немецкая классическая философия. М.: Айрис-пресс, 2001.
Статья научная