Филипповские трикветры (Южный Урал)

Бесплатный доступ

Знак трикветра в культурах ранних кочевников встречается сравнительно нечасто. Он имеет распространение преимущественно в степных районах, расположенных к востоку от Южного Урала, где известен в петроглифах, на металлических предметах конской упряжи, бронзовых зеркалах, металлических бляхах, войлочных изделиях. В статье рассматривается серия изображений трикветра на изделиях из кург. 1 и 4 могильника Филипповка I, который принадлежит высшей знати ранних кочевников Южного Урала. Погребения, где они найдены, имеют «царский» статус. Там обнаружены золотые оковки в виде трикветра, 20 фигурок архаров и ручка сосуда в виде фигуры лошади, на бедрах которых нанесен этот знак. Наибольший интерес представляет железный меч, на инкрустированном золотом клинке которого изображены сцены с участием людей и животных. Трижды в этих инкрустациях встречается знак трикветра. На основе анализа изображений выдвинута гипотеза о том, что на мече представлены сцены из иранской мифологии, в которых трикветром обозначена Хварна (фарн). Они имеют аналогии в сасанидском искусстве: на серебряных блюдах часто встречается мотив добычи Хварны иранскими царями. Тот факт, что изображения трикветра в Филипповке I обнаружены только в материалах «царских» курганов и все они выполнены из золота или находятся на золотых предметах, указывает на принадлежность этого знака к символике, использование которой было прерогативой высшей знати ранних кочевников Южного Урала.

Еще

Ранние кочевники, Южный Урал, «царские» курганы, символика, трикветр, хварна

Короткий адрес: https://sciup.org/145145974

IDR: 145145974   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.1.101-109

Список литературы Филипповские трикветры (Южный Урал)

  • Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А., Дуйсенбай Д.Б., Ахияров И.К. Вихревые композиции в искусстве саков Центрального Казахстана // Археологiя i давня iсторiя України. – 2017. – Вып. 2. – С. 40–58.
  • Голан А. Миф и символ. – Иерусалим: Тарбут; М.: Русс-лит, 1994. – 376 с.
  • Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. – М.: Наука, 1980. – 256 с.
  • Гущина И.И., Засецкая И.П. «Золотое кладбище» Римской эпохи в Прикубанье. – СПб.: Фарн, 1994. – 172 с.
  • Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Иллюстрация к эпосу об Алпамысе и некоторые параллели сюжету в искусстве древних кочевников: К изучению семантики вихревых композиций // Археология Казахстана. – 2018. – № 1/2. – С. 106–117.
  • Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: мир наскального искусства России. – М.: Алетейя, 2005. – 472 с.
  • Дэвлет М.А. Петроглифы Куйлуг-Хема // Мировоззрение древнего населения Евразии. – М.: Старый сад, 2001. – С. 370–438.
  • Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской культуры // Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.И. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алма-Ата: Наука КазССР, 1966. – С. 303–433.
  • Килуновская М.Е. Наскальные изображения на горе Хербис (Пий-Хемский кожуун Республики Тыва) // Семенов Вл.А. Суглуг-Хем и Хайыракан – могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине. – СПб.: Петербург. Востоковедение, 2003. – С. 214–237.
  • Ковалев А.А. О связях населения Саяно-Алтая и Ордоса в V–III вв. до н.э. // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. – С. 75–82.
  • Козенкова В.И. Кобанская культура и окружающий мир: Взаимосвязи, проблемы судьбы и следов разнокультурных инфильтраций в местной среде. – М.: Таус, 2013. – 252 с.
  • Коллекции Филипповских курганов из фондов Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН. – Уфа: Китап, 2018. – 400 с.
  • Королькова Е.Ф. Знаковая система, приемы композиции и некоторые устойчивые мотивы в искусстве звериного стиля (зооморфные свастики и вихревые розетки) // Нижневолж. археол. вестн. – 2009. – Вып. 10. – С. 64–72.
  • Котов В.Г., Исмагил Р.Б. Семантика декорированного оружия ранних кочевников Евразии // Уфим. археол. вестн. – 2013. – Вып. 13. – С. 68–90.
  • Кунгурова Н.Ю., Оборин Ю.В. Клад, обнаруженный на р. Уйбат (Минусинская котловина) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2013. – № 2. – С. 126–136.
  • Марченко И.И. Сираки Кубани: По материалам погребений Нижней Кубани. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1996. – 336 с.
  • Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). – СПб.: Журнал «Нева»; М.: Летний сад, 1998. – 560 с.
  • Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 360 с.
  • Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро: Собрание Государственного Эрмитажа: Художественная культура Ирана III–VIII веков. – М.: Искусство, 1987. – 156 с., 124 табл. ил.
  • Трейстер М.Ю., Яблонский Л.Т. К вопросу об абсолютной дате могильника Филипповка I // Влияния ахеменидской культуры в Южном Приуралье (V–III вв. до н.э.) / под ред. М.Ю. Трейстера, Л.Т. Яблонского. – М.: Таус, 2012. – Т. 1. – С. 282–284.
  • Фёдоров В.К. Материалы к каталогу неизданных предметов из драгоценных металлов, найденных в кургане 1 Филипповского могильника // Пшеничнюк А.Х. Филипповка: Некрополь кочевой знати IV в. до н.э. на Южном Урале. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. – С. 235–257.
  • Чжен Зыминь. К вопросу распространения и связи ордосских бронз в степях Великого Шелкового пути // Древние культуры Северного Китая, Монголии и Байкальской Сибири. – Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2015. – Т. I. – С. 377–385 (на кит., рус., монг., англ. яз.).
  • Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. – М.: Наука, 1967. – 300 с.
  • Шульга П.И. Синьцзян в VIII–III вв. до н.э.: (Погребальные комплексы. Хронология и периодизация). – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2010. – 240 с.
  • Яблонский Л.Т. Золото сарматских вождей: Элитный некрополь Филипповка I (по материалам раскопок 2004–2009 гг.): каталог коллекции. – М.: ИА РАН, 2013. – Кн. I. – 232 с.
  • Яблонский Л.Т., Рукавишникова И.В., Шемаханская М.С. «Золотой» меч из царского кургана № 4 могильника Филипповка I // ВДИ. – 2011. – № 4. – С. 219–250.
  • Mackenzie D.A. The Migration of Symbols. – L.: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd.; N.-Y.: Alfred A. Knopf, 1926. – 220 p.
  • Plate: the king Yazdgard I, slaying a stag, ca. A.D. 399–420. Metropolitan Museum of Art. – URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/326007 (дата обращения: 26.03.2019 г.)
Еще
Статья научная