Философия филантропии: развитие потенциала гражданского общества среди населения Приднестровья

Автор: Погребная Кристина Викторовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется роль благотворительной деятельности в формировании гражданского общества в Приднестровье. На основании проведенного опроса характеризуются различные аспекты отношения населения к данному вопросу, в том числе информированность о благотворительных мероприятиях, доверие к благотворительным организациям и фондам, а также участие населения в подобной деятельности. Автор статьи обосновывает важность формирования философии филантропии как механизма, способствующего развитию благотворительной активности и создающего благоприятную культурно-антропологическую, социально-экономическую, организационно-правовую площадку для ее реализации. Делается вывод о том, что на сегодняшний день Приднестровье оторвано от общемировых тенденций в развитии культуры благотворительности. В этой связи предлагаются меры по активизации благотворительности как одного из показателей становления гражданского общества.

Еще

Философия филантропии, гражданское общество, благотворительность, филантропия, человеческий потенциал, некоммерческие организации, культурно-антропологическое развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/149134148

IDR: 149134148   |   DOI: 10.24158/fik.2020.9.11

Текст научной статьи Философия филантропии: развитие потенциала гражданского общества среди населения Приднестровья

Научные исследования и повседневные практики свидетельствуют о том, что человек является культурно-общественным существом. Его потенциал, выраженный в аспектах духовноволевого, интеллектуально-нравственного, деятельностно-профессионального самоопределения, есть конструктивный эффект порождения социально-культурных взаимосвязей. Одним из проявлений этого выступает формирование институтов гражданского общества.

Теоретико-методологическое обоснование проблем, наиболее значимых для нашего исследования, разрабатывают российские ученые А.С. Батанов, В.И. Зоркальцев, А.И. Подберезкин, С.П. Стреляев [1]. Авторы рассматривают специфику социально-экономического развития современного общества, которое формируется посредством человеческого потенциала. Человеческий потенциал гражданского общества, по их мнению, представляется наиболее значимым и по своему объему, и по степени воздействия на экономическую, политическую и социально-культурную сферы.

Теоретические аспекты формирования гражданского общества разрабатывают также А.В. Соколов и А.А. Власова [2]. Ученые исследуют сущность гражданских качеств, которые формируются чувством привязанности к своему народу, его традициям и устремлениям, дополняются в процессе общественного созерцания и творческой деятельности.

В настоящее время в Приднестровье, как отмечается в действующей Стратегии его развития, продолжается формирование общности «приднестровский народ», включающей в себя представителей различных народностей, этнических групп и основанной на сохранении и развитии языков, культур, обычаев и традиций [3]. Это обусловливает необходимость консолидации социальных ресурсов на создание благоприятных условий для повышения культурно-антропологической мобильности населения. Важную роль в этом призваны сыграть гражданские качества как составная часть человеческого потенциала и система благотворительной активности, чему будут способствовать действия в следующих направлениях. Во-первых, становление благотворительности как составляющей жизни общества. Во-вторых, направление деятельности на интересы и потребности местного сообщества. В-третьих, использование людских ресурсов (например, развитие добровольчества). В-четвертых, перераспределение материальных ресурсов и содействие развитию потенциала самопомощи и собственной инициативы граждан как альтернативы социальному иждивенчеству. В-пятых, поддержка благотворительности со стороны властных структур.

Исходя из этого, можно заключить, что одну из ключевых ролей в становлении гражданского общества играет переход ряда функций, исторически реализуемых властными структурами, к гражданину. Ориентируясь на мнение ученых о том, что степень вовлеченности граждан в благотворительную деятельность может служить одним из показателей уровня развития гражданского общества, мы считаем целесообразным усилить интерес в этом направлении среди населения Приднестровья. Данное обстоятельство обусловливает значимость проведения эмпирических исследований участия населения в решении социальных проблем.

Авторами был проведен репрезентативный опрос, в котором приняли участие 596 жителей Приднестровья. В ходе опроса были изучены различные аспекты отношения к благотворительности. Это позволило оценить масштаб и проанализировать полученные данные в соответствующем философско-антропологическом контексте. Нас интересовали следующие вопросы: информированность о благотворительной деятельности и намерения приднестровцев в сфере благотворительности; эффективность действующих форм благотворительности; направления, на которые необходимо в первую очередь ориентировать благотворительную и волонтерскую активность.

По результатам ответов на вопрос относительно информированности об организациях, занимающихся благотворительной деятельностью, можно заключить, что осведомленность населения достаточно высока: 41 % опрошенных осведомлены об этом, в то время как ничего не знают только 18 %; при этом 16 % респондентов взаимодействовали с такими организациями. Главным источником, из которого граждане узнают о благотворительной деятельности, является Интернет, так ответили 44,3 %. Это свидетельствует о включенности населения в интернет-пространство и интересе к отражаемым там общественным проблемам. На втором месте разместились такие информационные потоки, как телевизионные передачи – 35 %, радио – 25,6 %. Немаловажным информационным потенциалом обладает ближайший круг общения (родственники, друзья, знакомые), так ответили 20,4 % опрошенных.

Полученные данные говорят о тенденции возрастающей популярности среди населения «цифровой информтрансляции», т. е. способность динамично принимать и воспринимать через интернет-источники социально ориентированную информацию становится все более выраженной. В этой связи для популяризации гражданской активности в сфере благотворительной деятельности государственным фондам и некоммерческим организациям необходимо создавать свои онлайн-платформы, которые включали бы больше информации о роли благотворительности в формировании гражданской позиции, о самоактуализации человеческого потенциала через участие в волонтерских и добровольческих акциях и мероприятиях, о новых формах и направлениях молодежных благотворительных инициатив.

Возвращаясь к результатам опроса, отметим, что 10,8 % граждан полностью доверяют благотворительным организациям; лишь 3,9 % ответили, что полностью не доверяют; 32,4 % респондентов не определились в своих оценках; вариант «скорее доверяю, чем не доверяю» выбрали 22,5 %, а «скорее не доверяю, чем доверяю» – 9,8 %. Данные показатели отражают позицию населения в отношении категории «доверие». И, согласно результатам опроса, респонденты в большей степени расположены к проявлению доверительного отношения к благотворительным организациям.

На наш взгляд, чтобы сформировать положительный имидж функционирующих благотворительных систем, необходимо более открыто контактировать с населением как в финансовой, так и в организационно-управленческой системе. Например, на базе благотворительных форумов можно организовывать приглашение активного населения к участию в обсуждении актуальных проблем.

По вопросу о наиболее приоритетных направлениях деятельности благотворительных организаций в Приднестровье мнения распределились следующим образом. Наибольшее количество опрошенных сошлись в том, что меценатство должно быть нацелено на социально незащищенные категории населения – 73,8 %, на предоставление помощи в сфере здравоохранения и медицину –

62,1 %, на поддержку охраны окружающей среды – 33 %. Инициативу пожертвований в сферу образования поддержали 29,1 % респондентов. Менее значимые процентные показатели распределились по направлениям спорта и туризма – 4,9 %, науки – 6,8 %, культуры и искусства – 9,7 %.

Социальная политика, реализуемая сегодня в Приднестровье, предусматривает социально ориентированный подход в развитии системообразующих компонентов культурного общества. Важной стратегической задачей является развитие человеческих ресурсов. Для этого реализуются законодательные инициативы, которые привлекают финансовые и идеологические ресурсы на борьбу с проблемами социально незащищенных групп населения. В силу того, что не всегда возможно перераспределить экономические ресурсы на нужды социально незащищенных категорий граждан, необходимо активировать работу в этом направлении добровольческих и волонтерских структур (в соответствии с ответами респондентов они как агенты данной деятельности не против таких решений).

В настоящее время область здравоохранения и медицины в Приднестровье претерпевает структурно-инновационные изменения. Популяризация этических и профессиональных компетенций медперсонала заполнила информационное пространство. Внимание акцентируется на программах по переоснащению оборудованием и контроле этических отношений персонала с клиентами. Однако, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания персонифицированным данным по тяжелобольным, которым важна любая помощь. В частности, важно отслеживать информацию о нуждающихся в срочной медицинской помощи с целью ее передачи в благотворительные фонды; а также искать источники применения инновационных подходов к организации доступной среды жизнедеятельности и адаптации инвалидов, например, с помощью интернет-приложений. Часто бывает, что на их приобретение у данной категории граждан нет средств, поэтому благотворители могут помочь в решении проблемы.

Следует отметить, что сегодня существенно расширились формы трансляции о возможностях филантропии. Так, например, телевидение и Интернет показывают, как с помощью СМС-сообщений можно мобильно оказать материальную помощь нуждающимся. По мнению канадского эксперта Х. Пирсон, новые формы онлайн-благотворительности – краудфандинг, текстовые сообщения – свидетельствуют о том, что модель филантропии «переворачивается с ног на голову» (хотя, конечно, пройдет некоторое время, прежде чем благотворительность будет окончательно изменена) [4, с. 13].

Возвращаясь к проблеме доверия, следует признать, что население не готово принимать быстрые решения о финансировании благотворительных акций. Доказательством служит то, что в анкете нами был дан список суждений, на которые предполагалась оценочная реакция респондента. Так, суждение «Благотворительность – это выбор человека, и ни в каких организациях для этого состоять не нужно» было одобрено большинством опрошенных – 70,6 %. Следовательно, населением поддерживается позиция личной инициативы в отношении какой-либо помощи. В данном случае важно сформировать консолидированную доверительную концепцию отношений между властными структурами, благотворительной организацией и личностью. Согласно опросу, 61,8 % респондентов согласны с мнением, что в тяжелой жизненной ситуации необходимо рассчитывать только на себя и своих близких. В условиях рыночной экономики и конкурентной среды жизнеобеспечения данный показатель говорит о том, что большая часть населения адаптируется к современным идеологическим и социально-материальным установкам, ориентируясь на самоактуализацию собственного ресурсного потенциала (это важно, поскольку позволяет избежать иждивенческих настроений среди населения).

Также в ходе опроса было выявлено, что граждане стремятся к участию в защите окружающей среды. Данный показатель коррелирует с общими процессами, связанными с информированием о роли экологической культуры в жизни отдельно взятого индивида и общества в целом. Кроме того, необходимо учитывать, что 2019 г. в Приднестровье был объявлен «Годом экологии». Поэтому можно предположить, что это является причиной того, что в ответах респондентов данная проблема проявилась в числе значимых.

Выбор респондентами направлений благотворительной активности не только в отношении социальной защиты, но и социально-культурного, социально-экологического характера отражает общемировые тенденции смены смыслового оттенка понятия «филантропия». Как отмечают канадские эксперты Х. Пирсон и Ж.-М. Фонтэн, благотворительность больше не относится только к пожертвованиям, речь идет об оказании воздействия на сложные проблемы, с которыми столкнется следующее поколение [5]. Представители организации GIFE (Бразилия) отмечают систематический и контролируемый перевод частных пожертвований в пользу социальных, экологических и культурных проектов, вызывающих общественный интерес; представители организации GDFE (Аргентина) подчеркивают «ответственное, дальновидное и стратегическое использование частных ресурсов, при этом ожидаемый результат – благосостояние общества и долгосрочное развитие» [6].

В то же время при ответе на вопрос о формах благотворительности, которые являются наиболее действенными и эффективными для Приднестровья, опрошенные указали на значимость адресной помощи «из рук в руки», так ответили 50 %; затем следует ответ «работа на добровольных началах, волонтерство» – 33,3 %, что очередной раз доказывает, что население готово к участию в благотворительном процессе, но пока не определилось с пониманием того, кто должен заниматься распределением полученных материальных ресурсов: благотворительные организации – 23,5 %, государственный сектор соцзащиты – 22,5 %. При этом население скептически относится к разовым благотворительным акциям. В них приняли бы участие всего 12,7 % опрошенных. Возможно, если бы в Приднестровье чаще проводились флешмобы с ориентировкой на контекст благотворительности, граждане смогли бы быстрее адаптироваться к таким формам пожертвований. Необходимо, чтобы в обществе постоянно обсуждали, какую роль играет благотворительность, как она использует свое положение и силу, как может поддерживать свое «право на осуществление деятельности, полученное от общества».

На сегодняшний день Приднестровье оторвано от общемировых тенденций в развитии культуры благотворительности. Философия филантропии есть продукт общественного развития, который способен определять границы институтов гражданского общества, что пока в Приднестровье развито недостаточно. Основными причинами, сдерживающими индивидуальную благотворительность, являются недоверие к институтам помощи и отсутствие материальных ресурсов. Весьма важным является вопрос о перспективах развития филантропии в Приднестровье, что связано с совершенствованием идеологических и институциональных ценностей, культурно-информационной поддержки, повышением прозрачности благотворительных фондов и т. д.

В этой связи можно предложить некоторые меры по активизации благотворительности как одного из показателей становления гражданского общества в Приднестровье. Во-первых, формировать культуру участия в филантропии, содействовать распространению программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности. Во-вторых, развивать инфраструктуру содействия благотворительности через практику массового сбора пожертвований граждан. В-третьих, расширить перечень организационно-правовых форм благотворительных организаций. В-четвертых, устранить барьеры в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам и развивать институт социальной рекламы. В-пятых, закрепить механизм грантового предоставления субсидий некоммерческим организациям из бюджетов различного уровня. В-шестых, создать и поддерживать развитие информационной и консультативной системы благотворительности и волонтерства, в том числе формирование механизма распространения продуктивной практики их деятельности.

Ссылки:

  • 1.    Батанов А.С., Зоркальцев В.И., Стреляев С.П. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России / сост. А.И. Подберезкин. М., 2005. 295 с.

  • 2.    Соколов А.В., Власова А.А. Благотворительность в системе гражданской активности россиян // Власть. 2014. Т. 22, № 12. С. 56–61.

  • 3.    Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019–2026 годы [Электронный ресурс] // Президент Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/ob-utverjdenii- strategii-razvitiya-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-na-2019-2026-godi.html (дата обращения: 05.09.2020).

  • 4.    The Global Landscape of Philanthropy: WINGS Global Philanthropy Report [Электронный ресурс]. URL: https://wings.is- suelab.org/resources/29534/29534.pdf (дата обращения: 06.09.2020).

  • 5.    Ibid. P. 7.

  • 6.    Ibid.

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

Список литературы Философия филантропии: развитие потенциала гражданского общества среди населения Приднестровья

  • Батанов А.С., Зоркальцев В.И., Стреляев С.П. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России / сост. А.И. Подберезкин. М., 2005. 295 с
  • Соколов А.В., Власова А.А. Благотворительность в системе гражданской активности россиян // Власть. 2014. Т. 22, № 12. С. 56-61
  • Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019-2026 годы [Электронный ресурс] // Президент Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/ob-utverjdenii-strategii-razvitiya-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-na-2019-2026-godi.html (дата обращения: 05.09.2020)
  • The Global Landscape of Philanthropy: WINGS Global Philanthropy Report [Электронный ресурс]. URL: https://wings.issuelab.org/resources/29534/29534.pdf (дата обращения: 06.09.2020)
  • The Global Landscape of Philanthropy: WINGS Global Philanthropy Report [Электронный ресурс]. P. 7. URL: https://wings.issuelab.org/resources/29534/29534.pdf (дата обращения: 06.09.2020)
  • The Global Landscape of Philanthropy: WINGS Global Philanthropy Report [Электронный ресурс]. URL: https://wings.issuelab.org/resources/29534/29534.pdf (дата обращения: 06.09.2020)
Еще
Статья научная