Философия и религиозная политика в «Философской истории» Дамаския

Автор: Афонасин Евгений Васильевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Переводы

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье я рассматриваю некоторые аспекты религиозной политики в поздней античности на основе отдельных фрагментов из "Философской истории" Дамаския. Я также отмечаю, что археологические находки, зачастую лучше, чем тенденциозные литературные свидетельства, показывают как различные стратегии взаимодействия между приверженцами языческих культов и официального христианства в поздней античности, так и, что более важно, нелинейность путей, по которым христиане продвигались к своей цели, так и не достигнув ее. Мы видим, что церковные власти часто допускали полное разрушение языческих святилищ, как это произошло в 392 году с храмом Сераписа, инициируя полномасштабные гонения на язычников и их физическое уничтожение, о чем свидетельствует Дамаский во многих разделах своей истории. Напротив, в некоторых случаях они стремились лишь "нейтрализовать" языческий культ, изображая кресты на статуях и используя древние храмы в качестве церквей, и, соответственно, привлечь на свою сторону языческую интеллектуальную элиту. В целом, этот материал позволяет нам более полно взглянуть на историю, реконструируя сложный культурный контекст.

Еще

Неоплатонизм, поздняя античность, языческие культы, статуи, сакральные изображения

Короткий адрес: https://sciup.org/147237667

IDR: 147237667   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-841-861

Список литературы Философия и религиозная политика в «Философской истории» Дамаския

  • Афонасин, Е. В. (2019) «Идеальный наставник в Философской истории Дамаския», Платоновские исследования 10.1, 172–196.
  • Афонасин, Е. В. (2020) «Дамаский в Афинах: избранные фрагменты его Философской истории», Платоновские исследования 13.2, 285–317.
  • Афонасин, Е. В. (2021a) «Дамаский в Александрии (1) Избранные фрагменты его Философской истории», ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.2, 1034–1049.
  • Афонасин, Е. В. (2021b) «Математическое образование в позднеантичной Александрии: Папп, Теон, Гипатия», Журнал интегративных исследований культуры 3.2, 112–119.
  • Афонасин, Е. В. (2022) «Дамаский в Александрии (2) Избранные фрагменты его Философской истории», ΣΧΟΛΗ (Schole) 16.1, 295–316.
  • Афонасин, Е. В. (2021) Греческие софисты. Фрагменты и свидетельства. Санкт-Петербург.
  • Афонасина, А. С. (2020) «Идеальная религия для идеального города», Идеи и идеалы 12.2.4, 330–350.
  • Дорофеев, Д. Ю. (2021b) «Античные философы в Санкт-Петербурге: визуально-пластическое образование города и человека», ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.2, 868–893.
  • Панченко, Д. В. (2020) «Ликург – небесный покровитель Спарты», ΣΧΟΛΗ (Schole) 14.2, 674–692.
  • Adler, A., ed. (1928–38) Suidae Lexicon. Vol. 1–4. Leipzig.
  • Asmus, R. (1911) Das Leben des Philosophen Isidoros. Leipzig.
  • Athanassiadi, P., ed., transl. (1999) Damascius. The Philosophical History. Athens.
  • Bagnall, R.S. (1993) Egypt in Late Antiquity. Princeton University Press.
  • Bednarek, B. (2021) The Myth of Lycurgus in Aeschylus, Naevius, and Beyond. Leiden: Brill.
  • Besançon, A. (2000) The Forbidden Image. An Intellectual History of Iconoclasm. University of Chicago Press.
  • Casson, L. (2001) Libraries in the Ancient World. New Haven: Yale University Press.
  • Dorofeev, D. Yu. (2021a) “Iconography of Plato in antiquity and in medieval orthodox painting,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.1, 31–52.
  • Fine, S. (2005) Art and Judaism in the Greco-Roman World: Toward a new Jewish Archaeology. Cambridge University Press.
  • Goddio, F. (2006) Egypt's sunken treasures. Munich.
  • Hahn, J. (2008) “The Conversion of the Cult Statues: The Destruction of the Serapeum 392 AD and the Transformation of Alexandria into the ‘Christ Loving’ City,” in From Temple to Church: Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity, ed. J. Hahn, S. Emmel, and U. Gotter. Leiden: Brill 335– 63.
  • Haas, C. (1996) Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. Baltimore.
  • Hadot, Il. (2015) Athenian and Alexandrian Neoplatonism and the Harmonization of Aristotle and Plato. Leiden: Brill.
  • Hannestad, N. (1999) “How did rising Christianity cope with Pagan Sculpture?” in E. Chrysos and I. Wood, eds. East and West: Modes of Communication. Proceedings of the First Plenary Conference at Merida Leiden: Brill, 173-204.
  • Henry, R., ed. (1959–1977) Photius. Bibliotheca. Vols. 1–8. Paris.
  • James, L. (1996) “’Pray Not to Fall into Temptation and Be on Your Guard’: Pagan Statues in Christian Constantinople,” Gesta 35.1, 12–20.
  • Kristensen, T. M. (2009) “Religious conflict in Late Antique Alexandria: Christian responses to ‘pagan’ statues in the forth and fifth centuries,” G. Hinge, J. Krasilnikoff, eds. Alexandria: A Cultural and Religious Melting Pot. Aarhus University Press, 158–175.
  • O’Meara, D. (2006) “Patterns of Perfection in Damascius’ Life of Isidore,” Phronesis 51.1, 74–90.
  • Sabottka, M. (2008) Das Serapeum in Alexandria. Le Caire: Institut français d’archéologie orientale.
  • Tardieu, M. (1990) Les paysages reliques. Routes et haltes syriennes d'Isidore à Simplicius. Paris: Vrin.
  • Yun Lee Too (2010) The Idea of the Library in the Ancient World. Oxford.
  • Zintzen, C., ed. (1967) Damascius. Vitae Isidori reliquiae. Hildesheim.
Еще
Статья научная