Философия Л.П. Карсавина и мистическое учение каббалы

Автор: Евлампиев Игорь Иванович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье доказывается, что философская система Л.П. Карсавина в качестве основания имеет ряд концепций, заимствованных из каббалы. Соотношение Бога и мира Карсавин описывает в соответствии с концепцией цимцум, согласно которой Бог ограничил себя в некоторой сфере, чтобы дать место тварному бытию. Каббалистические истоки имеет также концепция зла Карсавина и его представление об Адаме Кадмоне как исходном целостном, божественном состоянии человека. В статье высказано убеждение, что использование каббалистических представлений не противоречит утверждениям Карсавина о христианском характере его философии. Под истинным христианством (православием) он имеет в виду гностическое учение, начало которому положили Василид и Валентин. Традицию русской религиозной философии, к которой он принадлежал, Карсавин рассматривает как адекватное и полное философское выражение указанного гностического учения и как абсолютную форму религиозности, которая может объединить истинные, окончательные формы всех религий, в том числе каббалу, как окончательную форму иудаизма.

Еще

Философия Л.П. Карсавина, каббала, гностическое христианство, абсолютная религия, русская философия

Короткий адрес: https://sciup.org/147237654

IDR: 147237654   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-634-643

Список литературы Философия Л.П. Карсавина и мистическое учение каббалы

  • Афонасин, Е.В. (2002) Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. Санкт- Петербург: Изд-во Олега Абышко.
  • Бурмистров, К.Ю. (2009) «“Он сжал Себя в Самом Себе”: каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре», История философии 14, 3–44.
  • Дроб, С. (2018) Каббалистические символы. Москва: Клуб Касталья.
  • Евлампиев, И.И. (2020) История русской метафизики в XIX–XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. 2-е изд. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА.
  • Карсавин, Л.П. (1994) Малые произведения. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Карсавин, Л.П. (1997) Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Родин, Е.В. (2006) Гностический этос и нравственная метафизика Л.П. Карсавина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.
  • Шолем, Г. (2004) Основные течения в еврейской мистике. Москва / Иерусалим: Мосты культуры.
  • Ehrman, B.D. (1993) The Orthodox Corruption of Scripture: The Effects of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament. New York: Oxford University Press.
  • Scholem, G. (1987) Origins of the Kabbalah. Ed. by R.J. Zwi Werblowsky, transl. from the German by A. Arkush. Prinston: Princeton University Press.
  • Afonasin, E.V. (2002) Antichnyy gnostitsizm. Fragmenty i svidetel'stva. St. Petersburg: Olega Abyshko Publ.
  • Burmistrov, K.Yu. (2009) “‘On szhal Sebya v Samom Sebe’: kabbalisticheskoe uchenie o ‘samoudalenii’ Boga (tzimtzum) i ego interpretatsii v evropeyskoy kul'ture,” Istoriya filosofii 14, 3–44.
  • Drob, S. (2018) Kabbalisticheskie simvoly. Moscow: Klub Kastal'ya.
  • Evlampiev, I.I. (2020) Istoriya Russkoy metafiziki v XIX–XX vekakh. Russkaya filosofiya v poiskakh Absolyuta. 2d ed. St. Petersburg: RkhGA Publ.
  • Karsavin, L.P. (1994) Malye proizvedeniya. St. Petersburg: Aleteyya.
  • Karsavin, L.P. (1997) Osnovy srednevekovoy religioznosti v XII–XIII vekakh. St. Petersburg: Aleteyya.
  • Rodin, E.V. (2006) Gnosticheskiy etos i nravstvennaya metafizika L.P. Karsavina. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata filosofskikh nauk. Tula: Tul'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. L.N.Tolstogo.
Еще
Статья научная