Философская эволюция Генриха Батищева: деятельность и аскеза как сущностные измерения практики я

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено изменение философских взглядов Генриха Батищева, что поставлено в связь с разработанной им проблематикой деятельности. Утверждается, что в его знаменитой статье реализовано продумывание революционного социально-исторического опыта ХХ века, и сделано это при повороте в антропологическую проблематику: принцип деятельности давал возможность в условиях идеологической закрытости и обязательности марксизма обосновывать свободу и открытость человеческого бытия. Любая философская позиция может рассматриваться в свете тех отношений, которые устанавливаются с Абсолютом как данностью первичного всеобъемлющего основания. Всеобъемлющим абсолютным для деятельностной концепции есть общество, культура, деяние, предметность, чем задаётся «верхняя граница» возможностей человека, и это угрожает подчинением человека сложившимся социальным структурам и институтам, если культурно-историческое деяние понимается утилитаристски. Дальнейшее уточнение деятельностного подхода связано с преодолением закрытости горизонта деятельности. Фокус внимания перемещается на такое самоизменение субъекта, которое не может быть эпифеноменом активности по преобразованию мира, но предполагает внедеятельностные слои бытия субъекта. Прослеживается смыкание философии и аскезы: предназначение обеих практик - делать нечто с самим человеком. Особенно выразительно это происходит в направленности на работу с «внутренним строем ума». Если аскетика называется христианскими подвижниками «наша философия», то в системе мирских научных знаний философия есть «мирская аскетика», желающая быть в миру, но быть свободной от мира.

Еще

Деятельность, глубинное общение, практика себя, аскеза, философия

Короткий адрес: https://sciup.org/144161356

IDR: 144161356   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10204

Список литературы Философская эволюция Генриха Батищева: деятельность и аскеза как сущностные измерения практики я

  • Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / [вступ. ст. В. А. Лекторского, с. 5-20 ; послесл. B. Н. Шердакова]. Санкт-Петербург : Русский христианский гуманитарный институт, 1997. 463 с.
  • Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии / ред. коллегия : И. Ф. Балакина [и др.] ; АН СССР. Институт философии. Москва : Наука, 1969. С. 73-45.
  • Батищев Г. С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Деятельность: теории, методология, проблемы : [сборник / сост. И. Т. Касавин]. Москва : Политиздат, 1990. С. 169-176.
  • Батищев Г. С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы : [сборник / сост. И. Т. Касавин]. Москва : Политиздат, 1990. С. 21-34.
  • Бибихин В. В. Язык философии. Москва : Прогресс, 1993. 416 с.
  • Добротолюбие : [сборник переводов]. Том I. Москва : АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2004. 784 с.
  • Зеньковский В. В., прот. История русской философии : в 2 томах. 2-е издание. Париж : УМСЛ-РЯБ88, 1989. Том 1. 470 с.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет : [этические трактаты] / [пер. с дат., коммент. Н. В. Исаевой, C. А. Исаева ; общ. ред., сост. и предисл. С. А. Исаева]. Москва : Республика, 1993. 382, [1] с. (Библиотека этической мысли).
  • Лимонченко В. В. «Феноменология духа» Гегеля как способ реального духовного движения // Философия Гегеля: новые переводы, исследования, комментарии / под общ. ред. Е. В. Мареевой. Москва : Изд-во СГУ, 2014. С. 387-402.
  • Платон. Алкивиад I // Собрание сочинений : в 4 томах / [общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; примеч. А. А. Тахо-Годи]. Москва : Мысль, 1990-1994. (Философское наследие : ФН). Том 112 : Том 1 / [пер. с древнегреческого Вл. С. Соловьёва и др.]. 1990. С. 220-268.
  • Платон. Алкивиад II // Собрание сочинений : в 4 томах / [общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; примеч. А. А. Тахо-Годи]. Москва : Мысль, 1990-1994. (Философское наследие : ФН). Том 112 : Том 1 / [пер. с древнегреческого Вл. С. Соловьёва и др.]. 1990. С. 125-141.
  • Платон. Апология Сократа // Собрание сочинений : в 4 томах / [общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; примеч. А. А. Тахо-Годи]. Москва : Мысль, 1990-1994. (Философское наследие : ФН). Том 112 : Том 1 / [пер. с древнегреческого Вл. С. Соловьёва и др.]. 1990. С. 70-96.
  • Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского // Сочинения : в двух томах / [общ. ред. и сост. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги ; примеч. С. Л. Кравца и др.]. Москва : Мысль, 1988. Том 2. С. 289-323.
  • Флоренский П. А. Иконостас // Сочинения : в 4 томах / [сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева) и др.]. Москва : Мысль, 1994-1999. (Философское наследие : ФН). Том 124 : Том 2. 1996. С. 419-526.
  • Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. Москва : АСТ, 2003. 633 с.
  • Хамидов А. А. Философская одиссея Г. С. Батищева // Батищев Г. С. Избранные произведения / [под общей редакцией З. К. Шаукеновой] ; Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. Алматы : Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. С. 6-44.
  • Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. Москва : Издательство гуманитарной литературы, 1998. 352 с.
Еще
Статья научная