Философская «оптика» Гераклита

Бесплатный доступ

Эта статья написана в русле исследования проблемы взаимного отношения «видимого» и «того, что есть». Онтология, которая именуется «классической», склонна отрицать «видимое» как «ложно существующее». Исток такой онтологии, как правило, находят в античной философии. Автор статьи хочет изучить указанную проблему прежде всего на примере философии Гераклита. У Гераклита поставлена и своеобразно решена проблема «видимого» и «невидимого» как двух сторон космического континуума. Процесс познания реальности начинается с того, что доступно физическому зрению. Но знание в подлинном смысле предполагает восхождение от явной к неявной гармонии, которая «держит на себе» явную. Усмотрение всеобщей природы сущего и является, по Гераклиту, признаком истинной мудрости; однако при этом эфесский философ не провозглашает себя врагом видимого и не объявляет видимое неистинным. Зрение «лжет» лишь тогда, когда неправильно устроена душа обладателя этого зрения, то есть тогда, когда человек не настроен на восприятие явного в обязательной координации с неявным, когда он не готов усматривать «логосную» основу происходящего перед его глазами. Эта асимметричная гармония чувственно видимого и видимого умом (душой) и есть, согласно Гераклиту, суть всего сущего в целом, иначе говоря, подлинный предмет онтологического знания.

Еще

Онтология, гераклит, философская оптика, видимое и невидимое, гармония явного и тайного

Короткий адрес: https://sciup.org/147103405

IDR: 147103405

Список литературы Философская «оптика» Гераклита

  • Афонасин, Е. В., пер. (2003) Климент Александрийский. Строматы. Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко (2-е испр. изд.: там же, 2014).
  • Афонасин, Е. В. (2006) «Доксография в поздней античности. Часть вторая: “Опровержение всех ересей” и другие позднеантичные свидетельства», Вестник НГУ. Серия: Философия 4.1, 113-125.
  • Афонасина, А. С. (2012) «Рождение трагедии из духа tekhne», ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.1, 58-67.
  • Брагинская, Н. В., пер. (2002) Аристотель. Никомахова этика. Москва: АСТ.
  • Вольф, М. Н. (2005) «Понятия “явное и неявное” как базис для формирования гносеологической проблематики Гераклита», Вестник НГУ. Серия: Философия 3.1, 80-88.
  • Вольф, М. Н. (2006) «Гносеологическая позиция Гераклита как средство реконструкции его доктрины начала», Вестник НГУ. Серия: Философия 4.1, 104-112.
  • Гаспаров, М. Л., пер. (1986) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Изд. 2-е. Москва: Мысль.
  • Дворецкий, И. Х., сост. (1958) Древнегреческо-русский словарь. Москва, 1958.
  • Кессиди, Ф. Х. (1972) «Гераклит», История античной диалектики. Москва: Мысль: 71-97.
  • Лебедев, А. В., пер. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Москва: Наука.
  • Лосев, А. Ф. (2000) История античной эстетики. Ранняя классика. Москва: АСТ.
  • Малинаускене, Н. К. (1976) «Семантика “зрения” -“свечения” в античности (по поводу гомеровских λευκός и λεύσσω)», Из истории античной культуры. Москва: Изд-во МГУ, 18-30.
  • Муравьев, С. Н. (1976) «Ипполит цитирует Гераклита (Hippolyt. Ref. omn. haer. IX 7-10)», Из истории античной культуры. Москва: Изд-во МГУ: 120-142.
  • Муравьев, С. Н., сост. (2012) Гераклит Эфесский. Все наследие. Москва: Ad Marginem.
  • Ньюман, Б. М., ред. (1997) Греческо-русский словарь Нового Завета. Москва, 1997.
  • Савчук, В. В. (2010) «Иконический поворот», Философские науки 5, 134-139.
  • Хайдеггер, М., Финк, Е. (2010) Гераклит. Пер. с нем. А. П. Шурбелева. Санкт-Петербург: Владимир Даль.
  • Afonasina, A. (2012) “The birth of tragedy out of the spirit of tekhne,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 6.1, 68-75.
Еще
Статья научная