Философские аллюзии в византийской аскетической письменности (анализ "Наставлений о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах" преподобного Антония Великого)

Бесплатный доступ

В статье рассматривается специфика христианского эллинизма на примере жанра сентенций, популярного в византийской аскетической письменности. Анализируется текст «Наставлений о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах» преподобного Антония Великого. Выявлены тематические группы философских аллюзий, проведены сопоставления с античными текстами соответствующей тематики. Сделан вывод, что «Наставления…» представляют собой текст типичный для эклектичной христианско-философской аскетической традиции, основанной на знании традиции платоновской, эпикуровской и стоической школ: в частности, учения о кардинальных добродетелях, бессмертии души, главенствующей роли разума в достижении бесстрастного и бессмертного блаженства. Эти факты дают основания полагать, что нельзя определенно считать, что авторство «Наставлений…» принадлежит преподобному Антонию Великому.

Еще

Христианство, античная философия, этика, аскетика, разум, добродетель, платон, аристотель, эпикур, сенека, преподобный антоний великий, добротолюбие

Короткий адрес: https://sciup.org/140294825

IDR: 140294825   |   DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10009

Список литературы Философские аллюзии в византийской аскетической письменности (анализ "Наставлений о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах" преподобного Антония Великого)

  • Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах // Добротолюбие: в 5-ти т. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. Т. 1. С. 58-87.
  • Аристотель. О душе // Его же. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 371-448.
  • БронзовА.А. Охристианизованный Энхиридион стоика Эпиктета. Страница из истории христианской этики // Христианское чтение. 1904. № 7. С. 59-74.
  • Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы. М.: Сибирская Благозвонница, 2014.
  • Дионисий (Шленов), игум. Добротолюбие // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XV. С. 491-512.
  • Дионисий (Шленов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Часть I // Богословский вестник. 2019. Т. 32. №1. С. 192-209. DOI: 10.31802/2500-1450-2019-32-192-209.
  • Иоанн (Крестьянкин), архим. Размышления о бессмертной душе. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/razmyshlenija-o-bessmertnoj-dushe/ дата обращения: 3.10.2019).
  • Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014.
  • Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977.
  • Марк Аврелий Антонин. Размышления. 2-е изд. М.: Наука, 1993.
  • Петр Дамаскин, прп. Напоминание душе своей // Его же. Творения. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 11-274.
  • Платон. Федон // Его же. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.2. С. 7-80.
  • Платон. Государство // Его же. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 3. С. 79-420.
  • Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы // Добротолюбие: в 5 т. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. Т. 5. С. 9-76.
  • Эпикур. Письмо к Менекею // Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Пер. и коммент. М. Л. Гаспарова. М.: Художественная литература, 1983. С. 315-319.
  • Fuentes Gonzalez P. P. Épictète // Dictionnaire des philosophes antiques, publié sous la direction de Richard Goulet. Т. III: d'Eccélos de Lucanie à Juvénal, Paris: C. N.R. S. — Éditions, 2000. P. 106-151.
  • The Philokalia: The Complete Text / Ed. by Palmer G.E. H., Ware K., Sherrard Ph. London: Faber and Faber, 1979. Vol. 1.
Еще
Статья научная