Философско-культурологический анализ совести в этнокультурном пространстве
Автор: Тарамова Мадина Султановна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Этнокультура как целостная система, соединяющая традиционное с инновационным, может сохранить свою идентичность при условии, что она основывается на общечеловеческих нравственных идеалах. Для чеченцев этические ценности не просто набор систематизированных правил, а одухотворенные обычаи социального взаимодействия, посредством которых общество сохраняет устойчивость. Нравственный кодекс чеченского народа основан на чести, совести, благородстве и отражает все стороны морально-нравственного бытия. Несмотря на целый ряд исследований традиций, этнокультуры и обычаев вайнахов, многие проблемы духовно-нравственной составляющей их культуры не до конца изучены. Пренебрежение моральными нормами и приоритет материальных ценностей - современная реальность, и для эффективности духовного развития молодого поколения необходимо объединить нравственный опыт этнокультуры с общечеловеческими религиозными и этическими идеалами. Судьба этноса зависит от его моральной устойчивости перед вызовами социальных трансформаций, что в свою очередь определяет актуальность данной работы. Именно совесть является духовным механизмом, демонстрирующим, в какой степени человек хранит преданность своим нравственным принципам, и регулирующим процесс формирования морально-этических начал человека.
Этнос, культура, нравственность, совесть, честь, социум, традиции, духовность
Короткий адрес: https://sciup.org/149134102
IDR: 149134102 | DOI: 10.24158/fik.2020.12.9
Текст научной статьи Философско-культурологический анализ совести в этнокультурном пространстве
В связи с модернизацией современного общества происходит повсеместное внедрение западных идеалов в культурные традиции этносов, что способствует возникновению в социуме негативных реакций, вызванных необходимостью сохранения основных положений национальной культуры в сложных условиях агрессивного распространения чужеродных тенденций. При этом отличительные особенности нравственных традиций определенного этноса обусловлены спецификой исторических условий их формирования и особенностями духовной жизни народа – исповедуемой религией и ментальным складом.
Понимание уникальности и единства культуры вайнахов заключается в том, что в данном национальном пространстве веками системно передавались из поколения в поколение нравственные традиции, которые на первое место среди жизненных принципов ставят совесть, честь, достоинство, уважение к старшим. Приверженность к традиционным моральным ценностям помогает моделированию поведения представителей чеченского народа в сложных условиях. В своих работах Я.В. Чеснов утверждает, что традиция отражает универсальные, неизменные константы бытия, присутствуя в каждой культуре [1, с. 205]. Все существование человека контролируется общественными механизмами, наиболее значимыми из которых являются нормативные устои, базирующиеся на нравственных категориях совести, чести, стыда, благородства и т. д.
Моральные правила поведения в семье и в социуме выражены в правах (адатах) чеченцев, соблюдение которых контролирует социум. Одно из важных требований нравственности состоит в том, чтобы представители молодого поколения стыдились своих отрицательных поступков, а старшие, исходя из опыта, считали своей обязанностью корректировать их поведение, наставлять и давать советы, так как ошибки, совершенные в процессе воспитания, часто приводят к ужасным последствиям [2, с. 25].
Среди многочисленных методов воздействия на молодежь важное место у чеченцев занимают нравоучения, рассказы старших о народных героях, которые прославляли народ. Традиции, эпосы, предания вайнахов представляют собой художественную форму выражения нравственных идеалов и убеждений народа. Взаимное усвоение компонентов культуры способствует интеграционным процессам, обогащению и укреплению этнического самосознания, учитывая, что отличительной чертой внутреннего склада вайнахов является их открытость для общения. Как отмечает Я.В. Чеснов, «…открытость – преобладающая сторона в культуре и тоне чеченского общения» [3, с. 82].
Существует немало примеров в истории каждого народа, когда люди, несмотря на страх перед смертью, не могли совершить низкий поступок. Совесть является духовным механизмом, демонстрирующим, в какой степени человек хранит преданность своим моральным принципам и насколько его нравственные убеждения соответствуют принятым в обществе идеалам.
Добро, долг и совесть образуют главные понятия этики, они отражают наиболее значимые стороны морали. Каждому человеку приходится мотивировать свои действия, оценивая их перед обществом и перед своей совестью. Самооценка и мотивация – значимые методы нравственного контролирования поведения людей. Они дают возможность каждому человеку не только осмысленно контролировать свои действия, но и войти в состояние нравственного сознания, способствующего самовоспитанию, сохранению духовной чистоты.
В социально-философской мысли совесть определяется, скорее, не как внутренний голос, а как предупреждение о нарушении определенных норм и требований социума. Совесть пробуждается сама в случае несоответствия поведения человека нормам этики и не дает покоя оступившемуся, со временем превращая его существование в постоянное самобичевание. Нравственные действия – результат страха перед угрызениями совести, который заставляет людей воздерживаться от совершения плохого [4].
Понятие совести формируется в процессе изучения разных механизмов самоконтроля. Она выступает центральным регулятором поведения личности, своеобразной духовной чертой и является действенным способом установления эффективной системы добродетелей. В.Ю. Га-даев утверждает, что неумение слушать голос совести становится причиной девиантного поведения, и здесь на помощь приходит другой социальный регулятор – страх, который выступает эффективным методом обуздания пороков человека [5, с. 88].
В традиционной культуре чеченцев главные идеалы нравственности формируются обычно в семье, при этом они аналогичны ценностям других этносов в связи с единством исторического развития. Каждый народ выработал контролирующие поведение человека каноны, требующие исполнения одних поступков и запрещающие иные. Суть их состоит в соблюдении моральных правил, в понимании структуры хорошего и плохого. Особенность нравственной культуры вайнахов состоит в приоритете становления волевых и духовно-нравственных черт.
Основой морали являются идеалы общества, в чеченской культуре «яхь» (честь) – один из основных нравственных концептов. Его можно толковать как своеобразный стимул, стремление быть лучшим во всем, как духовную потребность к самосовершенствованию. Наличие данного качества свидетельствует о том, что человек придерживается высоких моральных принципов, сторонится дурного, не оскверняет себя и память предков неблаговидными поступками и мыслями. Отсутствие чести подразумевает несостоятельность в нравственном плане, ненадежность и отсутствие совести [6, с. 249].
Поскольку нравственный человек – это человек совестливый, категория совести подразумевает связь его с Богом. Данный концепт тесно связан с верой человека, что в целом говорит о его нравственной сущности. Борьба с дурным в себе заключается в подавлении злых желаний посредством развития религиозности и нравственности. Человек должен путем разумного самоограничения и очищения бороться с дурными помыслами, собственно, к этому и призывает нас голос совести. Б.Б. Нанаева отмечает: «Чеченцам свойственно обостренное чувство ответственности за свои поступки перед соотечественниками, память о которых остается в веках, а также совесть как высшая инстанция суда» [7, с. 60].
Концепт «яхь» как этическая категория полностью не может быть раскрыт, так как он принципиально нейтрален, а то или иное значение ему придает контекст. Но, несмотря на некоторые различия в использующихся дефинициях, честь как нравственное понятие выполняет свои функции контроля соответствия поведения человека канонам морали.
Универсальным основанием формирования менталитета чеченского народа является «адат» – нравственно-правовой регулятор, непосредственно сформированный в культуре народов Кавказа. Обусловленные социальным мнением адаты определяются старшим поколением. Обычай как часть адата направлен на сохранение привычного уклада жизни. Сущность таких регуляторов выражается в сохранении и передаче моральных принципов, фундирующих толерантность позиций ментальной картины мира.
Этические нормы тесно связаны с ментальностью народа, которая в свою очередь возникает на основе всеобщих нравственных принципов и своеобразия миропонимания субъектов данного этноса. Как отмечает М.М. Бетильмерзаева, «…менталитет и ментальность не только формируются и функционируют под воздействием культуры, религии, этнической принадлежности, экономического строя общества, географической среды, но и сами, в свою очередь, активно на них влияют» [8, с. 57].
В духовно-нравственной жизни чеченцев роль ислама огромна, особенно сильное влияние данная религия оказывает на быт народа. Истинно верующие мусульмане пронизаны духовнонравственными идеалами. Ислам помогает осмыслению и развитию универсальных человеческих ценностей. Духовность является высшей степенью нравственного развития личности и подразумевает наличие совести, достоинства, чести у человека [9, с. 23]. Неписаные законы чеченцев (адаты) и каноны шариата сильнее сплотили народ вокруг нравственных ценностей.
Особенность восприятия чеченским народом ислама заключается в том, что оно обусловлено изначальным феноменом этнической самобытности, определяемым как «нохчалла». Взаимное воздействие главных норм нохчалла и определенных аспектов ислама определяется тем, что некоторые народные явления срослись с мусульманской культурой, стали составной частью обыденного сознания, а отдельные исламские принципы стали неотделимой частью национального самосознания чеченцев.
Вайнахи сумели создать глубокую и основательно продуманную систему этических норм поведения. «Гlиллакх-оьздангалла» можно истолковать как набор нравственных норм относительно внешнего обхождения с окружающими. Чеченцы всецело верят в честность совестливого человека. Совесть занята спасением души и обращает каждого в сферу духовного поиска. Верующий обязан стремиться к нравственному совершенствованию, и при необходимости выбора ему достаточно обратиться к своей совести, чтобы найти верное решение. Это полностью согласуется с религиозными предписаниями. Воссоздание совести возможно путем сострадания, скромности, с помощью победы разума над страстями [10, с. 117–118]. Независимо от этнической принадлежности человек обязан стремиться к познанию, самопознанию. Для верующего неважно, каким образом пришла к нему религия, ценно то, что она отвечает его надеждам и стремлениям, отражает его миропонимание.
Принятие ислама и успешное сосуществование двух мировоззрений – традиционно-этнического (адат) и религиозного (мусульманство) объясняется отсутствием внутреннего противоречия нравственных принципов в пределах этих форм духовности. Ислам так гармонично стал частью культуры чеченцев именно потому, что его религиозные каноны оказались созвучны этическим идеалам, выработанным вайнахским народом. Изучая мораль мусульманства, можно возродить и сохранить национальные традиции, научиться проявлять милосердие, уважение, взаимопомощь, толерантность и т. д.
С целью формирования здоровой духовности молодого поколения разумно обращение к морально-нравственному опыту, сложившемуся в синтезе ценностей народной практики и религиозной культуры, в контексте которых здравый смысл обнаруживает силу для противостояния вызовам времени, обусловленным антропологическим кризисом. Совесть в этнокультурных и религиозных трактовках предстает как универсальная категория оснований единства нравственных принципов человеческой общности.
Ссылки:
-
1. Акаев В.Х., Пронин М.А., Селина Т.И. Первые чтения памяти Я.В. Чеснова «Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития» // Философская антропология. 2015. Т. 1. № 2. С. 199–227.
-
2. Хасбулатова З.И. Воспитание нравственных и этических норм в семье чеченцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-5. С. 23–26.
-
3. История и культура чеченского народа. М., 2002. 152 с.
-
4. Mill J.S. The Collected Works in 10 Volumes. Vol. 10. L., 1969. P. 12–13.
-
5. Гадаев В.Ю. Совесть и страх как социальные регуляторы // Известия Чеченского государственного педагогического
института. 2009. № 1. С. 86–91.
-
6. Мусханова И.В. Нравственное воспитание: этнопедагогический и этнопсихологический аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 3 (99). С. 246–251.
-
7. Нанаева Б.Б. Менталитет чеченцев в условиях социально-политических трансформаций XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 5 (48). С. 56–61.
-
8. Бетильмирзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2011. 250 с.
-
9. Керимов М.М., Керимова Б.С., Гадаев В.Ю. Исламский мир и развитие духовности общества // Исламоведение. 2013. № 1 (15). С. 20–28.
-
10. Умаров Х.А.-В., Умарова А.Х. К вопросу о совести // Известия Чеченского государственного университета. 2018. № 3 (11). С. 115–118.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович
Список литературы Философско-культурологический анализ совести в этнокультурном пространстве
- Акаев В.Х., Пронин М.А., Селина Т.И. Первые чтения памяти Я.В. Чеснова "Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития" // Философская антропология. 2015. Т. 1. № 2. С. 199-227
- Хасбулатова З.И. Воспитание нравственных и этических норм в семье чеченцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-5. С. 23-26
- История и культура чеченского народа. М., 2002. 152 с
- Mill J.S. The Collected Works in 10 Volumes. Vol. 10. L., 1969. P. 12-13
- Гадаев В.Ю. Совесть и страх как социальные регуляторы // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2009. № 1. С. 86-91
- Мусханова И.В. Нравственное воспитание: этнопедагогический и этнопсихологический аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 3 (99). С. 246-251
- Нанаева Б.Б. Менталитет чеченцев в условиях социально-политических трансформаций XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 5 (48). С. 56-61
- Бетильмирзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2011. 250 с
- Керимов М.М., Керимова Б.С., Гадаев В.Ю. Исламский мир и развитие духовности общества // Исламоведение. 2013. № 1 (15). С. 20-28
- Умаров Х.А.-В., Умарова А.Х. К вопросу о совести // Известия Чеченского государственного университета. 2018. № 3 (11). С. 115-118