Философско-культурологический анализ совести в этнокультурном пространстве
Автор: Тарамова Мадина Султановна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Этнокультура как целостная система, соединяющая традиционное с инновационным, может сохранить свою идентичность при условии, что она основывается на общечеловеческих нравственных идеалах. Для чеченцев этические ценности не просто набор систематизированных правил, а одухотворенные обычаи социального взаимодействия, посредством которых общество сохраняет устойчивость. Нравственный кодекс чеченского народа основан на чести, совести, благородстве и отражает все стороны морально-нравственного бытия. Несмотря на целый ряд исследований традиций, этнокультуры и обычаев вайнахов, многие проблемы духовно-нравственной составляющей их культуры не до конца изучены. Пренебрежение моральными нормами и приоритет материальных ценностей - современная реальность, и для эффективности духовного развития молодого поколения необходимо объединить нравственный опыт этнокультуры с общечеловеческими религиозными и этическими идеалами. Судьба этноса зависит от его моральной устойчивости перед вызовами социальных трансформаций, что в свою очередь определяет актуальность данной работы. Именно совесть является духовным механизмом, демонстрирующим, в какой степени человек хранит преданность своим нравственным принципам, и регулирующим процесс формирования морально-этических начал человека.
Этнос, культура, нравственность, совесть, честь, социум, традиции, духовность
Короткий адрес: https://sciup.org/149134102
IDR: 149134102 | DOI: 10.24158/fik.2020.12.9
Список литературы Философско-культурологический анализ совести в этнокультурном пространстве
- Акаев В.Х., Пронин М.А., Селина Т.И. Первые чтения памяти Я.В. Чеснова "Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития" // Философская антропология. 2015. Т. 1. № 2. С. 199-227
- Хасбулатова З.И. Воспитание нравственных и этических норм в семье чеченцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-5. С. 23-26
- История и культура чеченского народа. М., 2002. 152 с
- Mill J.S. The Collected Works in 10 Volumes. Vol. 10. L., 1969. P. 12-13
- Гадаев В.Ю. Совесть и страх как социальные регуляторы // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2009. № 1. С. 86-91
- Мусханова И.В. Нравственное воспитание: этнопедагогический и этнопсихологический аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 3 (99). С. 246-251
- Нанаева Б.Б. Менталитет чеченцев в условиях социально-политических трансформаций XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 5 (48). С. 56-61
- Бетильмирзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2011. 250 с
- Керимов М.М., Керимова Б.С., Гадаев В.Ю. Исламский мир и развитие духовности общества // Исламоведение. 2013. № 1 (15). С. 20-28
- Умаров Х.А.-В., Умарова А.Х. К вопросу о совести // Известия Чеченского государственного университета. 2018. № 3 (11). С. 115-118