Философско-методологические основы высшего географического образования

Автор: Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Насонов А.М.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Философия образования

Статья в выпуске: 3 (19), 2000 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147135365

IDR: 147135365

Текст статьи Философско-методологические основы высшего географического образования

С.П.Евдокимов, профессор кафедры физической географии

МГУ им. Н.П.Огарева,

А.М.Насонов, докторант кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М. В.Ломоносова

Философско-методологические проблемы географического образования могут быть рассмотрены со стороны объекта -план содержания науки, теории - план отражения, языка науки - план выражения. Поскольку эта проблематика неисчерпаема и охватить ее всю невозможно, мы остановимся только на некоторых вопросах объекта и отражения.

Длительный процесс становления и развития географии был буквально пронизан “сквозными” темами, имеющими, как правило, непреходящий характер (они продолжают обсуждаться и в наши дни). К таким темам относятся представления об объекте и предмете науки, об основных способах научного географического познания, о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза, идеи географического детерминизма и индетерминизма, и целый ряд других.

Сложность определения объекта географической науки во многом обусловлена особенностями ее структурной организации и положением на стыке естественных, социальных и технических наук. С позиций системного анализа объектом изучения географической науки являются географические (пространственные) системы природного и общественного характера, которые объединяются сетью географических отношений. Отсюда географию можно определить как науку о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно-временных природно-об- щественных геосистем. Целями современ- ной географии являются изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими.

Таким образом, в основу высшего географического образования могут быть положены фундаментальное представление о географическом пространстве-времени и производные от него учения и концепции: географического поля, территории и территориальных ресурсов, территориальной организации общества, геоситуаций и др.

Неудовлетворенность естествоиспытателей физическими экспликациями феномена времени приводит к попыткам ввести представления о специфических научных временах. В некоторых областях знания время из фонового перерастает в сущностный фактор функционирования природных объектов. Представления о специфическом времени географии становятся рабочим инструментом изучения геосистем. Если в прошлом географию считали пространственной наукой, то в настоящее время -пространственно-временной.

Идея относительности объединяет пространство и время, она присоединяет время к пространству в качестве нового, четвертого измерения. Исходя из того что пространство есть форма бытия материи и что составные его свойства определяются движением, мы не можем утверждать, что расположение всей совокупности географических явлений на земной поверхности причинно обусловлено единым типом их взаимодействия (или географической формой движения) и что это расположение объектов и есть географическое пространство. Вне движения говорить о пространстве и тем более изучать его свойства не имеет смысла. Что же, собственно, понимается под географическим пространством и временем?

Географическое время - время, которое дает возможность выявить историю становления и развития геосистем. Исторические аспекты изучения геосистем важны для выяснения закономерностей функционирования и развития с целью прогнозирования и управления географическими

проиессами. В.Н.Солнцевым сформулйро- вано несколько эмпирически установленных постулатов, отражающих основные черты организованности географических явлений во времени: 1)хроноизменчивости географических явлений (процессов и объектов) свойствен колебательный характер; 2) хроноизменчивости географических явлений свойственно внутреннее разнообразие, выражающееся в широком спектре наблюдаемых колебаний; 3) хроноизменчивости всех географических процессов в целом свойственна квазипериодичность; 4) среди источников хроноизменчивости географических явлений есть воздействия, носящие строго периодический характер; 5) внешние (по отношению к геооболочке) периодические инсоляционные и гравитационные воздействия играют роль фактора упорядочения, согласования, синхронизации колебаний географических явлений (см.: Солнцев В.Н. Хроноорганизация географических явлений // Геофизика ландшафта. М., 1981. С. 40 - 58).

Географическое пространство - это тот вид пространства, изучением которого занимается география, а именно земное пространство. В современной географической науке часто под пространством понимают область распространения, ареал тех или иных растительных или животных форм. Понятно, что здесь существует лишь поверхностное сходство пространства как формы бытия географических объектов, с областью их распространения. Но часто бывает трудно отказаться от установившейся терминологии.

По замечанию В.С.Лукоянца, в основе обыденного понимания термина «пространство» лежат по меньшей мере пять интуитивно ясных понятий:«расстояние», «окрестность», «непрерывность», «предел», «близость» (см.: Лукоянц В.С. Физико-математическое пространство и реальность. Киев, 1971. С. 25 - 26) те. те понятия, которыми постоянно оперирует география, изучающая именно то пространство, на котором развертывается ежедневная деятельность человека. Кстати, А. Эйнштейн также заметил: «Что касается понятия пространства, то, по-видимому, ему предшествовало психологически более простое понятие места. Место есть прежде всего

(малая) часть земной поверхности, которой присваивается какое-либо название» (Эйнштейн А. О понятии пространства // Вопр. философии. 1957. №3. С. 125).

Тем не менее философы, кроме вот таких общих, «вводных» рассуждений, ничего не внесли в исследование земного макропространства. Между тем видный географ академик К.К.Марков еще в 1965 г. писал, что философы могут почерпнуть много полезного из области геолого-географических наук для конкретизации и углубления разработок философского аспекта проблемы пространства-времени.

В географии, хотя она изначально объявлялась наукой о распространении явлений, категориальный смысл понятия пространства очень долго оставался вне внимания, методологического рассмотрения. Это, очевидно, было связано с тем, что источниками пространственных построений в географии были страноведение, районирование и картография. Данное обстоятельство, особенно карта, видимо, сыграло в последующем плохую роль в развитии методологии географии. Можно подозревать, что конкретность и подобие картографического пространственного образа оригиналу привели к пренебрежению не только онтологической, но и гносеологической сущностью геопространства; карта представлялась самодостаточной. В свою очередь, это не могло не привести к игнорированию в методологии географии геопространства, которое в координации со временем может быть определено через время преодоления пространства - расстояний, т. е. в физических величинах. Сложность вопроса заключается в том, что, кроме измеряемых в физических величинах временных отрезков (время движения циклонов, течений, перевозок груза и т. д.), в географической реальности существуют и другие явления. Речь идет о таком разнообразии географических тел и явлений, которые в своей динамике и продолжении жизни совершенно несопоставимы. Так, время жизни атмосферных явлений измеряется часами, сукцессий растительности - годами, форм рельефа типа крупных горных систем и равнин - миллионами лет. При этом все они имеют и пространственные характеристики. Каждая географическая система име- етсвое характерное время, находясь в пространственных координатах, т.е. любое временное изменение каждого компонента природы земной поверхности зависит от конкретных условий места, стало быть, и от его пространственной характеристики. То же, разумеется, относится и к объектам социально-экономической географине добавлением соответствующих условий -исторических и социально-экономических.

Таким образом, географическая реальность показывает адекватность как субстанционального, так и атрибутивного содержания категории пространства. Структура понятия геопространства включает субпонятия размерности, образа, единицы районирования, субстанции, атрибута.

Понятие пространства-времени в самых общих чертах является философской категорией, отражающей всеобщие формы бытия материи. Ее гносеологические корни уходят к трудам античных авторов, отмечавших неразрывную связь этих понятий. Это, в первую очередь, хронологическая оценка осуществления каких-либо природных процессов, происходивших в разных частях пространства. Любое временное изменение каждого компонента природы земной поверхности зависит от конкретных условий места, а значит, и от его пространственной характеристики. Так же справедливо и обратное: особенности (и само наличие) любого компонента природы в данном месте определяются временными его изменениями. Вторая формулировка является общеприняой. Никто не сомневается во временной изменчивости любых природных объектов. Но далеко не так однозначно решается вопрос о том, насколько изменчивость природных объектов во времени зависит от различия их пространственных свойств и отношений.

Географические явления характеризуются различной скоростью своего развития - от нескольких десятков минут до десятков и даже сотен тысячелетий. И поскольку медленные изменения не могут наблюдаться в непосредственном эксперименте одного ученого, то нередко появляется необходимость в построении научной концепции, которая, опираясь на объективные данные, позволяла бы двигаться в намеченном направлении, несмотря на ука-

№ 3, 2000

занные трудности. В 1934 г. советским математиком А.Я.Хинчиным было сделано теоретике-вероятностное обобщение теоремы эргодичности. Ее сущность заключается в доказательстве равенства средних временных и пространственных изменений и позволяет заменять при доказательствах временные закономерности пространствен н ы м и.

Таким образом, эргодическая гипотеза открывает широкие возможности для пространственно-временных сопоставлений и использования их в качестве основания при прогнозах развития природы и реконструкции ее прошлого, если развитие природы можно рассматривать как стохастический стационарный процесс. Географическая система, развивающаяся в пространстве-времени. представляет собой сложное сочетание процессов и является, по существу, комплексом эргодических систем.

Ю.Г.Симонов и Г.П.Калинин показали, что пространственно-временные отноше

ния некоторых географических явлений удовлетворяют сформулированным условиям эргодической теоремы. Благодаря этому по пространственной структуре явления можно получить представление о его временной динамике и наоборот.

Не смешивая конкретные различия законов, устанавливаемых физикой и геолого-географической наукой, можно подчеркнуть единство вывода о взаимно обусловленной природе пространственно-временных изменений, его (вывода) общенаучный характер. Отмеченное единство укрепляет уверенность в правильности решения данной проблемы в ее географическом аспекте: изменения природы во времени неравномерны от места к месту, поскольку природа пространственно (от места к месту) разнородна. И развивающиеся объекты включаются в разных местах в совершенно отличную местную систему природных связей и отношений, определяющих скорость и направление их эволюции.

Статья