Философское учение в творчестве Гомера

Автор: Бакина Валентина Ивановна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье обозначена высокая роль творчества Гомера в возникновении первой европейской философии (древнегреческой). Во многих научных и учебных трудах всемирно известные произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» не считают философскими, а относят к «предфилософскому» знанию. Автор статьи на многочисленных примерах текстов произведений Гомера и научных исследований философов - как прошлых веков, так и современных - доказывает, что творчество первого европейского мыслителя является зрелым философским учением. Этот вывод подтверждается и тем, что важнейшие философские темы, рассмотренные Гомером: учение о противоположности, космологическая теория, учение о судьбе (необходимости) - изучались философами не только Древней Греции, но и других стран в последующие века. Новизна предпринятого философского исследования состоит в том, что на основании значительного историко-философского материала были изучены важнейшие соотношения философского учения Гомера и философов последующих веков. Актуальность статьи основывается на исследовании современных научных публикаций, посвященных философскому творчеству Гомера, что позволяет автору руководствоваться результатами исследования в своей педагогической работе.

Еще

Гомер, "илиада", "одиссея", философское учение гомера, творчество гомера, возникновение европейской философии, гомеровские сравнения, философские законы, закон противоположностей, закон управления вселенной, закон судьбы

Короткий адрес: https://sciup.org/14941391

IDR: 14941391   |   DOI: 10.24158/fik.2017.9.4

Список литературы Философское учение в творчестве Гомера

  • Harden S., Kelly A. Proemic Convention and Character Construction in Early Greek Epic//Harvard Studies in Classical Philology. 2013. Vol. 107. P. 1-34.
  • Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.
  • Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.
  • Аристотель. О небе//Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М., 1981. С. 268.
  • Ольховиков К.М., Ольховикова С.В. Онтологические основания мифа: к постановке проблемы//Общество: философия, история, культура. 2017. № 4. С. 10-13.
  • Славятинская М.Н. Древнегреческий язык как функциональная система (некоторые проблемы описания греческой языковой ситуации)//Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. Вып. IX. М., 1987. С. 5-23.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994.
  • Вергилий. Энеида//Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. С. 278-280.
  • Клейн Л.С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998.
  • Гомеровы гимны/пер. В.В. Вересаева. М., 1926.
  • Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch/hrsg. von W. Kranz. Zürich; Berlin, 1964. Vol. I.
  • Голосовкер Я.Э. Логика античного мифа. М., 1987.
  • Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
  • Фрагменты ранних греческих философов/изд. подгот. А.В. Лебедев. Ч. 1. М., 1989.
  • Гесиод. Поэмы. Фрагменты. М., 2001.
  • Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
  • Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. М., 1938.
  • Эсхил. Прометей прикованный//Эсхил. Трагедии. М., 1978. С. 156.
  • Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
  • История греческой литературы. Т. 1/под ред. С.И. Соболевского, Б.В. Горнунга, С.Г. Гринберга и др. М.; Л., 1946.
  • Бакина В.И. Ранняя греческая философия и Платон: программа курса лекций для бакалавров отделения культурологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2015. С. 5.
  • Мальчукова Т.Г. Аристотель о поэмах Гомера//Вопросы классической филологии. Вып. XV. Пещера нимф. М., 2010. С. 289.
Еще
Статья научная