Философское значение символико-образных решений в искусстве живописи Казахстана

Автор: Еспенова А.Т., Тугумова Ф.Е., Сатаев Н.К.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 2-2 (77), 2023 года.

Бесплатный доступ

Исследование направлено на выявление философского значения символико-образных решений в искусстве живописи Казахстана. Основными используемыми методами являются методы анализа/описания произведения искусства. Особая роль была отведена практическому определению внутреннего замысла, скрытого художником в различных символических изображениях. На примере работ «Символ плодородия» Б. Бапишева, «Родовые тамги трех жузов» А. Игембаева, «Гость» Б. Тулькиева произведен анализ символов и знаков тайно изображенных на полотнах и явлющийхся стержнем всей работы мастера. Раскрытие семантики образов обеспечивает целостность в понимании содержания и скрытых философских смыслов в выше названных произведениях. В целом системное исследование расширяет представление о мудрой глубине неординарных идей, специфике художественного универсализма в творчестве художника. Видение мира художником-живописцем основано на их собственном опыте познания традиционных устоев народа. Это зримо воплощается во всеохватности взглядов художников, в неповторимости их живописного и графического почерка, в различных темах и стилистике художественных форм. Также в творчестве художников пересекаются художественные традиции разных периодов развития страны. Их произведения несет в себе особое идеологическое содержание возможно выраженное через определенные знаки и символы. Поэтому раскрытие понятий символов и образов должна иметь средства выразительности, организованные необходимым образом. Многообразие образов упорядотачивается определенным методом. Оно включает в себя групировку образов по предмету (люди, природа, пейзаж, вещь) или по механизму восприятия (зрительные образы, обонятельные, слуховые). Символизм же как знак в искусстве живописи воплощает через себя глубокую и всесторонную ценность предмета. А содержание и форма в своей целостности воплощают художественный образ.

Еще

Символ, образ, произведение живописи, мифология, знак, традиция народа, восприятие, ценность предмета, семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/170197856

IDR: 170197856   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-2-2-273-278

Список литературы Философское значение символико-образных решений в искусстве живописи Казахстана

  • Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - Москва: Искусство, 1969-1971. - Т. 1. 1968.
  • Карабалаева Б. Классификация мифологических и архетипических образов в казахском изобразительном искусстве // Opción, Año 36, Regular №91 (2020): 1457-1472.
  • Ибраева В. Бахыт Бапишев. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 1995. - 28 с.
  • Крыкбаева С.М. Архетипы и образы казахской национальной культуры в творчестве современных художников // Евразийский союз ученых. - 2020. - №2-2 (71). - С. 4-7.
  • Романова С.И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2008. - №6. - С. 28-38.
  • Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - М., 1968. - Т. 1. - С. 45.
  • Бейсенбаев С.К. Современная живопись Казахстана и национальная знаковая символика // GISAP: культурология, спорт и история искусств. 2013. - С. 25-28.
  • Янг, Г. Наследование и развитие национальных элементов в современной китайской, американской и российской живописи маслом. Обзор лингвистики и культуры. - 2021. - №5 (S2). - С. 1-15.
Статья научная