Финансовая политика земств Уфимской губернии в 1915-1917 гг

Автор: Азаматова Гульназ Булатовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 8, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье финансовая политика земского самоуправления изучается в хронологических рамках Первой мировой войны. Исключительное экономическое и политическое значение вопросов налогообложения и распределения местного бюджета в чрезвычайных условиях военного времени обусловливает актуальность изучения темы. Комплексный анализ проблемы на примере Уфимской губернии позволяет проследить влияние российского либерального движения на провинциальные земства - губернские и уездные собрания и управы. Исследована совокупность принципов налогообложения и расходования средств местного бюджета в условиях военного времени. Финансовая самостоятельность, с одной стороны, позволила земству сохранить приоритетные направления деятельности, с другой - создала дополнительную напряженность во взаимоотношениях с налогоплательщиками, усилила социальный раскол внутри общества.

Еще

Первая мировая война, уфимская губерния, земский бюджет, земские собрания, налоги, внешкольное образование, волостные земства, оппозиция, земские служащие

Короткий адрес: https://sciup.org/14941388

IDR: 14941388   |   DOI: 10.24158/fik.2017.8.23

Текст научной статьи Финансовая политика земств Уфимской губернии в 1915-1917 гг

Азаматова Гульназ Булатовна

К 1914 г. российские земства имели полувековую историю существования. Сфера их деятельности распространялась на обширный круг «местных польз и нужд» – от содействия развитию местной торговли, промышленности, народного образования и медицины до способов пресечения нищенства. Земства были самостоятельны в сфере местного/земского налогообложения и распределения бюджета. Большую часть расходов уфимских земств (как и остальных) поглощали траты на образование, медицину и содержание аппарата управления.

Вступление России в войну создало дополнительную нагрузку на земский бюджет, и без того отягощенный постоянными недоимками и займами из государственных и частных источников. В статье анализируется финансовая политика уфимских земств – совокупность принципов налогообложения и расходования средств местного бюджета в условиях военного времени. Такой анализ способствует пониманию проблемы развития земского самоуправления в годы Первой мировой войны, различные аспекты которой разрабатываются в современной российской и зарубежной историографии [1].

В военный период финансовая политика земств сохранила свою самостоятельность. Рассматривая земства в качестве главной опоры при решении многих вопросов, вызванных войной: участие в помощи раненым и беженцам, военном и продовольственном снабжении армии – власти не посягали на автономность местных самоуправлений. Эта действительно демократичная мера была использована кадетской партией и либеральным блоком Государственной думы для усиления давления на правительство с требованиями улучшения финансового положения земств [2, с. 355–375]. Рупором земских требований стал журнал «Земское дело», где размещались информация об увеличении местных смет, проекты расширения земских и городских бюджетов [3]. Для провинции это служило своего рода руководством при формировании земских смет. В первую очередь его восприняли наиболее либеральные земства.

В Уфимской губернии это были Уфимское губернское и Уфимское уездное земства. Несмотря на призыв губернских властей к экономии, губернское земство сократило смету лишь на 2 %, а уездное земство увеличило расходы на 8 %. В то же время большинство уездных земских самоуправлений в экстраординарных условиях были готовы согласовать свои бюджеты с требованиями времени. Курс на сворачивание смет в 1915 г. взяли Белебеевское земство – уменьшило расходы на 31 %, Мензелинское – 20, Златоустовское – 16, Стерлитамакское – 12, Бирское земство – на 6 % [4].

Отсутствие единого финансового курса привело к распространению сепаратистских тенденций среди проправительственных прежде земств и к увеличению их расходов. За военный период расходы уфимских земств на душу населения возросли почти в два раза: с 2,8 р. в 1914 г. до 5,4 р. в 1917 г. По отдельным статьям увеличение с 1914 по 1917 г. выглядело так: на содержание управления земства и правительственных учреждений – с 42 коп. на душу населения до 60 коп., на народное образование – с 1 до 1,47 р., на медицину – с 66 коп. до 1,24 р., на уплату долгов и отчислений – с 39 до 70 коп. [5, с. 215; 6].

Увеличилось содержание земского управления с учетом роста инфляции, хотя отдельные гласные выступали против постоянного роста окладов служащих, аргументируя это ухудшением положения сельского населения. В то же время специальный указ Сената от 18 февраля 1916 г. гласил, что «выдача и невыдача наградных в полном их размере… зависит всецело от самих земских собраний» [7, c. 209].

В 1915 г. земские налоги с недвижимости в Бирском уезде увеличились на 19 %, Белебеев-ском – 27, в Уфимском – на 30 % [8]. Главная налоговая нагрузка приходилась на земли. Так, Уфимское уездное земство в 1917 г. ожидало 60 % поступлений с земель, в том числе с общинных – 424 859 р. (26,1 %), сельских товариществ – 231 891 р. (14,2), частновладельческих – 18 %, земель казны, удела и учреждений – 2 %. Доходы с недвижимости города Уфы составляли 25 %. Доходы в 1917 г. выросли по сравнению с 1916 г. на 57 %, или в 1,6 раза. Сильнее всего возросли сборы с уфимской недвижимости и с земель – в 1,5 раза [9, с. 70–93]. Основные расходы по-прежнему направлялись на народное образование и медицину. Например, по смете Бирского земства на 1917 г. на образование предусматривалось 26 % расходов, медицину – 20, содержание правительственных учреждений и мест заключения – 17, содержание земского управления – 4 % [10].

Проблема уплаты налогов стояла остро. Городская дума просила земство о фиксации сборов с городской недвижимости, ссылаясь на действовавший запрет на повышение квартирной платы [11, с. 54–55]. В уездных земствах говорили о необходимости пересмотра земского обложения [12, л. 1–4]. По мере продолжения войны поток ходатайств о льготах по земскому сбору увеличивался. К тому же циркуляр МВД от 2 октября 1915 г. рекомендовал земствам предоставлять льготы семействам призванных [13, с. 20–21]. Земства удовлетворяли прошения в исключительных случаях. Так, Златоустовское собрание 1916 г. отклонило девять ходатайств об освобождении от земского обложения, удовлетворило три [14, л. 5].

Платежеспособность семей мобилизованных обеспечивалась государственными пособиями по Закону о призрении нижних воинских чинов и их семейств от 25 июня 1912 г. Размер месячного пайка семьям призванных рассчитывался в зависимости от местных цен на продукты. На 1 января 1915 г. взрослый паек составлял в разных уездах губернии 1,8–2,8 р., через год он возрос до 2,2–2,9 р. [15, с. 5]. В Уфимской губернии в 1914 г. в виде пособий было выделено около 1,5 млн р., на начало 1915 г. пособие получали 251 982 едока, или 8 % населения. Через год это количество возросло более чем в два раза и достигло 517 500 человек, или 16 % всех жителей. По сельскохозяйственной переписи 1917 г. в губернии выдавалось уже 931 100 пайков [16].

В годы войны земство, как никогда прежде, делало упор на внешкольное образование – организацию библиотек, курсов для взрослых, народных чтений [17]. В историографии, как правило, упускается политическая составляющая цели: таким образом земства готовили в обществе почву для изменения правящего режима. Особое внимание уделялось просвещению нерусского населения. В 1915 г. расходы Уфимского губернского земства на внешкольное образование при общем сокращении сметы возросли на 16 %, губернская управа стала выпускать «Бюллетень народного образования» [18]. Через библиотеки и лекции земство стремилось к максимальной политизации населения. С начала 1915 г. прошли специальные совещания в уездных земствах, где лично принимал участие председатель управы П.Ф. Коропачинский. На уфимском уездном совещании представитель отдела народного образования губернской земской управы М.И. Обухов заявлял: «Мы должны ловить этот момент и работать, не дожидаясь лучших условий. Более удобного момента мы с вами, может, и не будем больше переживать» [19, с. 35–44]. Активизация внешкольной работы действительно способствовала мобилизации общественных настроений, но при этом земства не могли распространять непонятную народу либеральную риторику. Устраиваемые земством лекции и избы-читальни способствовали расширению информационного поля и, безусловно, играли свою роль в пробуждении масс.

Рост налогов вместе с такими непопулярными мерами, как продовольственные закупки по фиксированным ценам, а затем и реквизиции хлеба и скота, снизили доверие населения к земству. После Февраля 1917 г. на земских собраниях крестьяне выказывали недовольство земским обложением, недоимками помещиков, недостатком медицинской и агрономической помощи населению. Осуждались члены управы, земские служащие – учителя, агрономы как представители старого цензового земства [20]. Недовольство властью вылилось в повсеместные нападки на интеллигенцию, получавшую от земства жалованье [21, с. 10–44].

В этой обстановке организация выборов в волостные земства по положению «О волостном земском управлении» от 21 мая 1917 г. не вызвала особого энтузиазма в народе. Наблюдались случаи отказа от выборов из-за увеличения налогов [22].

Стремление земств к сохранению достигнутого в довоенное время уровня бюджета показало, что их понимание «гражданского долга» и «патриотизма» было связано скорее с перспективными политическими целями, нежели с экономическим положением плательщиков. Государство, а вместе с тем и земство не выработало общую финансовую концепцию с учетом изменения внутренней социально-экономической обстановки. Такое положение усугубляло последствия тяжелого экономического кризиса, увеличивало число бедных семей среди земских плательщиков. Будучи тесно связанными со старым режимом едиными нитями управления, финансовой базой и социальной основой, в обостренном классовом конфликте земства оказались на стороне, противоположной массе деревенского населения.

Ссылки:

  • 1.    Горская Н.И. Местное земство и война (из истории Смоленского земства) // История России. Серия аналитических обзоров и сборников. 1999. № 2. С. 140–160 ; Макаров Н.В. Современная англо-американская историография русского либерализма периода Первой мировой войны // Вопросы истории. 2014. № 9. С. 151–165 ; Мацузато К. Земства во время Первой мировой войны: межрегиональные конфликты и падение царизма // Земский феномен: политологический подход. Саппоро, 2001. С. 144–198 ; Петровичева Е.М. Земства Центральной России в период Первой мировой войны. М., 2001 ; Судавцов Н.Д. Земское и городское самоуправление России в годы Первой мировой войны. М. ; Ставрополь, 2001 ; Суханова О.Н. Калужское земство в годы Первой мировой войны : автореф. дис. … канд. ист. наук. Владимир, 2012 ; Georg M. Liberal Opposition in Wartime Russia: A Case Study of the Town and Zemstvo Unions, 1914–1917 // Slavonic and East European Review. 1987. Vol. 65, no. 3. P. 371–390.

  • 2.    Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906–1917 гг.). М., 2005.

  • 3.    Б-нов. О земском обложении монастырских и церковных земель // Земское дело. 1914. № 21. С. 1288–1289 ; Веселовский Б. Сессия земских собраний и война // Там же. № 17. С. 1089–1096 ; Шингарев А. Бюджет государственный и земские бюджеты // Там же. 1915. № 1. С. 17.

  • 4.   Красильников М.П. Война и земские сметы Уфимской губернии // Земское дело. 1915. № 4. С. 254–255.

  • 5.  Историко-статистические таблицы деятельности Уфимских земств. К 40-летию существования земств в Уфимской

    губернии. 1875–1914. Уфа, 1915.

  • 6.    Врачебно-санитарная хроника Уфимской губернии. 1917. № 1–2. С. 169.

  • 7.    Календарь-справочник земского деятеля. Б. м., 1917.

  • 8.    Смета доходов и расходов Белебеевского уездного земства на 1915 г. Белебей, 1915. С. 118–129 ; Смета доходов и расходов Белебеевского уездного земства на 1916 г. Белебей, 1916. С. 116–117 ; Сметы доходов и расходов и раскладка уездного земского сбора на 1915 г. по Бирскому уезду Уфимской губернии. Уфа, 1915. С. 6–39 ; Сметы доходов и расходов и раскладка уездного земского сбора на 1916 г. по Бирскому уезду Уфимской губернии. Уфа, 1916. С. 6–37.

  • 9.    Проект сметы расходов и доходов Уфимского уездного земства на 1917 г. Уфа, 1916.

  • 10.    Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. И-151. Оп. 1. Д. 100. Л. б/п.

  • 11.    Журналы Уфимского уездного земского собрания 42-й очередной сессии 1916 г. Уфа, 1917.

  • 12.    АЗГО (Арх. Златоуст. гор. окр.). Ф. И-11. Оп. 1. Д. 734. Л. 1–4.

  • 13.    Постановления Стерлитамакского уездного земского собрания 43-й чрезвычайной сессии 1916 г. Стерлитамак, 1916. 14. АЗГО. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 734. Л. 5.

  • 15.    Постановления Стерлитамакского уездного земского собрания 41-й чрезвычайной сессии 1914 г. Стерлитамак, 1914. 16. Мировая война в цифрах. М., 1925. С. 49 ; Обзор Уфимской губернии за 1915 г. Уфа, 1917. С. 7, 82.

  • 17.    См.: Елисафенко М.К. Народное образование как приоритетное направление в деятельности пермских земств в годы Первой мировой войны // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 21–25 ; Кобзов В.С., Семенченко И.В. Земские инициативы во внешкольном образовании в Оренбургской губернии в 1917 г.: к 85-летию профессора А.П. Абрамовского // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). История. Вып. 35. С. 59–64 ; Юсупов М.Р. Культурно-просветительная деятельность земств Урала (1864 – февраль 1917 г.) : дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 1999 ; и др.

  • 18.    Красильников М.П. Указ. соч.

  • 19.    Совещание 11–12 января 1915 г. при Уфимской уездной земской управе // Бюллетень Отдела народного образования Уфимской губернской земской управы. 1915. № 1-III.

  • 20.    Демократизированное земское собрание // Вперед! 1917. 4 июля ; Чрезвычайное земское собрание // Там же.

  • 21.    Бюллетень Отдела народного образования Уфимской губернской земской управы. 1917. № 3.

  • 22.    АЗГО. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 783 ; Выборы в волостные земства // Известия Златоустовского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 21 сент.

Список литературы Финансовая политика земств Уфимской губернии в 1915-1917 гг

  • Горская Н.И. Местное земство и война (из истории Смоленского земства)//История России. Серия аналитических обзоров и сборников. 1999. № 2. С. 140-160.
  • Макаров Н.В. Современная англо-американская историография русского либерализма периода Первой мировой войны//Вопросы истории. 2014. № 9. С. 151-165.
  • Мацузато К. Земства во время Первой мировой войны: межрегиональные конфликты и падение царизма//Земский феномен: политологический подход. Саппоро, 2001. С. 144-198.
  • Петровичева Е.М. Земства Центральной России в период Первой мировой войны. М., 2001.
  • Судавцов Н.Д. Земское и городское самоуправление России в годы Первой мировой войны. М.; Ставрополь, 2001.
  • Суханова О.Н. Калужское земство в годы Первой мировой войны: автореф. дис. … канд. ист. наук. Владимир, 2012.
  • Georg M. Liberal Opposition in Wartime Russia: A Case Study of the Town and Zemstvo Unions, 1914-1917//Slavonic and East European Review. 1987. Vol. 65, no. 3. P. 371-390.
  • Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.). М., 2005.
  • Б-нов. О земском обложении монастырских и церковных земель//Земское дело. 1914. № 21. С. 1288-1289.
  • Веселовский Б. Сессия земских собраний и война//Земское дело. 1914. № 17. С. 1089-1096.
  • Шингарев А. Бюджет государственный и земские бюджеты//Земское дело. 1915. № 1. С. 17.
  • Красильников М.П. Война и земские сметы Уфимской губернии//Земское дело. 1915. № 4. С. 254-255.
  • Историко-статистические таблицы деятельности Уфимских земств. К 40-летию существования земств в Уфимской губернии. 1875-1914. Уфа, 1915.
  • Врачебно-санитарная хроника Уфимской губернии. 1917. № 1-2. С. 169.
  • Календарь-справочник земского деятеля. Б. м., 1917.
  • Смета доходов и расходов Белебеевского уездного земства на 1915 г. Белебей, 1915. С. 118-129.
  • Смета доходов и расходов Белебеевского уездного земства на 1916 г. Белебей, 1916. С. 116-117.
  • Сметы доходов и расходов и раскладка уездного земского сбора на 1915 г. по Бирскому уезду Уфимской губернии. Уфа, 1915. С. 6-39.
  • Сметы доходов и расходов и раскладка уездного земского сбора на 1916 г. по Бирскому уезду Уфимской губернии. Уфа, 1916. С. 6-37.
  • Проект сметы расходов и доходов Уфимского уездного земства на 1917 г. Уфа, 1916.
  • Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. И-151. Оп. 1. Д. 100. Л. б/п.
  • Журналы Уфимского уездного земского собрания 42-й очередной сессии 1916 г. Уфа, 1917.
  • АЗГО (Арх. Златоуст. гор. окр.). Ф. И-11. Оп. 1. Д. 734. Л. 1-4.
  • Постановления Стерлитамакского уездного земского собрания 43-й чрезвычайной сессии 1916 г. Стерлитамак, 1916.
  • АЗГО. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 734. Л. 5.
  • Постановления Стерлитамакского уездного земского собрания 41-й чрезвычайной сессии 1914 г. Стерлитамак, 1914.
  • Мировая война в цифрах. М., 1925. С. 49; Обзор Уфимской губернии за 1915 г. Уфа, 1917. С. 7, 82.
  • Елисафенко М.К. Народное образование как приоритетное направление в деятельности пермских земств в годы Первой мировой войны//Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 21-25.
  • Кобзов В.С., Семенченко И.В. Земские инициативы во внешкольном образовании в Оренбургской губернии в 1917 г.: к 85-летию профессора А.П. Абрамовского//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). История. Вып. 35. С. 59-64.
  • Юсупов М.Р. Культурно-просветительная деятельность земств Урала (1864 -февраль 1917 г.): дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 1999.
  • Совещание 11-12 января 1915 г. при Уфимской уездной земской управе//Бюллетень Отдела народного образования Уфимской губернской земской управы. 1915. № 1-III.
  • Демократизированное земское собрание // Вперед! 1917. 4 июля ; Чрезвычайное земское собрание // Там же.
  • Бюллетень Отдела народного образования Уфимской губернской земской управы. 1917. № 3.
  • АЗГО. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 783.
  • Выборы в волостные земства//Известия Златоустовского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 21 сент.
Еще
Статья научная