Физическое лицо как субъект нарушения санитарно-эпидемиологических правил
Автор: Рагозина И.Г.
Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua
Рубрика: Противодействие преступности: вопросы теории и практики
Статья в выпуске: 2 (19), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос о субъекте уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, анализируются судебные решения по данной проблеме.
Субъект преступления, санитарно-эпидемиологические правила, туберкулез, уголовная ответственность, судебные решения
Короткий адрес: https://sciup.org/14317496
IDR: 14317496
Текст научной статьи Физическое лицо как субъект нарушения санитарно-эпидемиологических правил
Crime committer, epidemic sanitation regulations, tuberculosis, criminal responsibility, judicial decisions.
Здоровье населения – важнейший показатель благополучия нации. Постоянное воздействие на население химических, биологических и физических факторов окружающей среды как результат неудовлетворительной хозяйственной деятельности, психоэмоциональные нагрузки, низкое качество жизни привели к снижению адаптационных возможностей человеческого организма и его способностей к сопротивляемости.
Сегодня продолжительность жизни в России – 64,8 года, в Китае – 71,3, в США – 75 лет. Согласно прогнозам Госкомстата, численность населения пенсионного возраста в 2016 г. в 2 раза будет превышать численность лиц в возрасте до 16 лет. Индекс смертности в России составляет, по разным источникам, в среднем 15,3–15,4 человек на каждую тысячу – это самый высокий показатель в Европе. Россия становится второй (после Камбоджи) в истории человечества страной, в которой резко сокращается население по причинам, не связанным с войной, голодом или эпидемиями.
Система здравоохранения России столкнулась не только с новыми проблемами, но и с проблемами, которые считались давно решен- ными. Среди них – тревога по поводу растущего числа неизлечимых наркоманов, носителей вируса ВИЧ и больных СПИДом. По последним данным, увеличивается и число россиян, больных туберкулезом, – их уже 88 на каждые 100 тысяч жителей (в Европе и Америке – 4 и 10), и каждый год умирают 30 тысяч человек1.
В диспозиции статьи 236 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) отсутствует прямое указание на признаки субъекта, т. е. лица, на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил либо для которого эта обязанность вытекает из его компетенции и правового статуса, характера осуществляемой деятельности. Однако поскольку диспозиция является бланкетной, для установления этих признаков необходимо обратиться к санитарно-эпидемиологическим правилам, положениям и инструкциям, регулирующим производственную деятельность должностных лиц, специалистов и рабочих, занятых в животноводстве и производстве животноводческой продукции, промышленности и во многих других отраслях.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2 (далее – Закон) содержит нормы, определяющие обязанности физических лиц (ст. 10), индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 11) по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил.
Из содержания ст. 10 указанного Закона следует, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В связи с этим возникает вопрос, могут ли граждане, не наделенные статусом индивидуальных предпринимателей, не относящиеся к числу должностных лиц или лиц, занимающих руководящие должности в коммерческих структурах, нести ответственность по ст. 236 УК РФ.
В соответствии со статьей 55 Закона за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Логическое толкование положений данной нормы позволяет прийти к выводу, что к дисциплинарной ответственности могут привлекаться лица, которые состоят в определенных трудовых отношениях с организацией, соответственно, к административной и уголовной ответственности, кроме этой категории лиц, могут быть привлечены и физические лица.
Среди изученных судебных решений нам не встретилось ни одного, где бы к уголовной ответственности за нарушение санитарноэпидемиологических правил привлекли физическое лицо, не выполняющее должностные или профессиональные обязанности. Однако полагаем, что это связано, во-первых, с неэффективным применением уголовно-правовых мер противодействия нарушению санитарно-эпидемиологических правил, во-вторых, с проблемами, которые возникнут при установлении причинно-следственной связи между действиями физического лица и последствиями в виде массового заболевания или отравления.
Интерес, на наш взгляд, представляет судебное решение, вынесенное в интересах неопределенного круга лиц по заявлению прокурора Советским районным судом г. Волгограда. Из заявления прокурора следует, что Х. состоит на учете в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер» с диагнозом «инфильтративный туберкулез верхней доли правого легкого», то есть как лицо, страдающее заразной формой туберкулеза. При этом Х. не желает добровольно пройти обследование и курс амбулаторного лечения, по вызовам врача-фтизиатра не является, необходимого лечения не принимает. Своим легкомысленным, неправомерным поведением он ставит под угрозу не только свое здоровье, но и здоровье окружающих граждан, так как имеющееся у него заболевание является тяжким и передается воздушно-капельным путем. В связи с этим прокурор просит обязать Х. пройти обследование и необходимое лечение в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер».
Исследовав материалы дела, суд констатировал, что, в соответствии со ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»3, диспансерное наблюдение за больными туберкулезом проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей. Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарнопротивоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда могут быть направлены в медицинские противотуберкулезные организации для обязательного обследования и лечения. Согласно ст. 13 указанного Закона лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больные туберкулезом, обязаны проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия, выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях, выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.
В силу ст. 16 Закона нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную ответственность в соответствии с законодательством. В связи с этим суд принял решение обязать Х. пройти обследование и амбулаторное лечение от туберкулеза4. Полагаем, что если виновный откажется выполнить судебное решение, при наличии к тому достаточных оснований его можно будет привлечь к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ. Справедливости ради нужно отметить, что таких решений по ст. 315 УК РФ нам не встретилось. Если же действия виновного повлекут последствия, предусмотренные в диспозиции ст. 236 УК РФ, то, на наш взгляд, нет препятствий привлечь его к ответственности за нарушение санитарноэпидемиологических правил. При установлении действий, специально направленных на заражение других лиц туберкулезом, полагаем, речь должна идти о преступлении против личности.
Список литературы Физическое лицо как субъект нарушения санитарно-эпидемиологических правил
- URL: http://teachpro.ru
- Рос. газ. 2001. 23 июня.
- Решение № 2-2992/2010//Архив Совет. район. суда г. Волгограда за 2010 г.