Формирование информационной базы проведения расчетов по загрязнению окружающей среды с использованием межотраслевой модели

Автор: Дондоков Зорикто Бато-Дугарович, Убонова Дарима Зориктоевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент @vestnik-bsu-economics-management

Статья в выпуске: 1, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам формирования информационной базы проведения межотраслевых расчетов по загрязнению окружающей среды региона. Выявлена проблема недостаточной точности оценок антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию без учета отраслевых особенностей производства. Обоснована необходимость использования аппарата межотраслевого моделирования для повышения уровня детализации и обоснованности расчетов. Выявлены информационные проблемы подготовки региональных таблиц «затраты-выпуск». Приведены формулы расчета мультипликативных эффектов изменения объемов сброса сточных вод в поверхностные водоемы и выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности. Показана ограниченность использования классической межотраслевой модели по оценке загрязнения окружающей среды рамками экономической деятельности, соответствующей ОКВЭД. Обоснована необходимость учета загрязнения окружающей среды домашними хозяйствами в рамках межотраслевой модели суммарных расходов.

Еще

Межотраслевая модель, регион, республика бурятия, антропогенное воздействие, окружающая среда, вид экономической деятельности, статистические данные, таблицы

Короткий адрес: https://sciup.org/148317651

IDR: 148317651   |   DOI: 10.18101/2304-4446-2021-1-35-42

Текст научной статьи Формирование информационной базы проведения расчетов по загрязнению окружающей среды с использованием межотраслевой модели

Дондоков З. Б.-Д., Убонова Д. З. Формирование информационной базы проведения расчетов по загрязнению окружающей среды с использованием межотраслевой модели // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 1. С. 35-42.

Поиск баланса между экономическим развитием и охраной окружающей среды является одной из актуальных проблем современного общества. Наиболее остро эта проблема стоит для территорий с особым режимом природопользования, на которых запрещены или ограничены некоторые виды хозяйственной дея- тельности. К ним относится Байкальская природная территория (БПТ), на которой действуют достаточно жесткие экологические ограничения, связанные с необходимостью защиты окружающей среды на прилегающих к Байкалу местностях.

Проблемы взаимодействия экономического развития и охраны окружающей среды БПТ являются объектом исследований российских ученых. Разрабатываются предложения по механизмам внедрения компенсационных платежей за ущерб, наносимый экосистеме озера Байкал, и решению проблем социальноэкономического развития Байкальской природной территории [1]. Исследуются причины и следствия введения новых природоохранных ограничений на БПТ [2]. Рассматриваются эколого-экономические проблемы и конфликты в сфере землепользования, водопользования и рекреационной деятельности на Байкальской природной территории [3].

Отдельным направлением исследований является оценка антропогенного воздействия на окружающую природную среду БПТ. Проводится расчет экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками выбросов в муниципальных образованиях центральной экологической зоны [4]. Вместе с тем такие исследования выполнены в агрегированной форме без учета отраслевых особенностей производства, что существенно снижает возможности проведения детализированного анализа воздействия на природную среду. Кроме того, как правило, производится расчет только прямого загрязнения. Неучтенными остаются косвенные эффекты, возникающие в отраслях и смежных производствах, связанных производственно-кооперационными связями с производством указанного вида продукции, и обусловленные изменением объема ее конечного потребления. Например, загрязнение возникает не только при выпуске готовой продукции, но и в производстве комплектующих, полуфабрикатов, энергии и сырья. В сумме прямые и косвенные эффекты составляют мультипликативные эффекты.

Решение указанной проблемы видится в использовании в расчетах межотраслевых моделей, являющихся общепризнанным инструментом анализа и прогнозирования развития территориальных систем [5]. Эколого-экономическое моделирование в настоящее время является одним из ведущих направлений межотраслевых исследований. Наибольшее распространение получили межотраслевые модели с экологическим блоком EEIO (environmentally extended input-output analysis), используемые для анализа межотраслевого взаимодействия экономических и экологических процессов, включая использование земельных, водных и энергетических ресурсов [6], выбросы загрязняющих веществ [7], оценку экономических потерь и доходов в глобальных производственно-сбытовых цепочках [8]. Применение этих моделей позволяет повысить точность и обоснованность расчетов по оценке воздействия антропогенных факторов на экологическое состояние территории, а также оценить влияние возможных изменений экологических требований на развитие региона по видам экономической деятельности.

Межотраслевая модель оценки загрязнения окружающей среды включает два блока информационного массива: эндогенный и экзогенный. К эндогенным параметрам относятся базовые таблицы «затраты-выпуск» (далее — ТЗВ), а к экзо- генным — параметры, определяемые вне модели, включая показатели конечного потребления, а также удельные показатели загрязнения окружающей среды.

В основе классической региональной межотраслевой модели лежит баланс производства и распределения продукции по отраслям экономики (межотраслевой баланс), описываемый таблицей «затраты-выпуск»:

X = AX + Y, (1) где X=(X j ) — вектор-столбец объемов валового выпуска товаров и услуг в регионе, который представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц экономики региона в отчетном периоде;

j — индекс вида экономической деятельности;

Е — единичная матрица порядка п;

A — матрица региональных коэффициентов прямых затрат (региональная технологическая матрица);

AX — вектор-столбец промежуточного потребления, состоящего из стоимости товаров и услуг, которые потребляются в процессе производства;

Y — вектор-столбец региональной конечной продукции.

Для проведения расчетов по межотраслевой модели определяется матрица полных экономических затрат региона — A)-1, используемая для выявления объемов валового выпуска в регионе по формуле:

X = (Е —A)-1, (2) где каждый коэффициент матрицы региона (Е — A) 1 представляет собой сумму прямых и косвенных затрат на всех стадиях производства, обусловленных выпуском единицы определенного вида продукции или услуги.

Основной проблемой проведения аналитических и прогнозных расчетов с использованием региональных межотраслевых моделей являются трудности в разработке разработки базовых региональных ТЗВ. Исследования по разработке адекватных таблиц «затраты-выпуск» стали отдельным направлением межотраслевого анализа на региональном уровне [9].

«Вечная» проблема регионализации межотраслевых балансов в условиях ограниченности исходных данных стимулировала развитие различных корректирующих техник, базирующихся на использовании национальных ТЗВ. Наиболее распространенной является методика расчета коэффициентов местоположения Флегга, использованной в исследованиях по разработке ТЗВ регионов Аргентины, Великобритании, Китая и Финляндии [10]. В ряде исследований, связанных с разработкой региональных и мультирегиональных ТЗВ, использовался метод перекрестной выборки скорректированного районирования Кроненберга с учетом структурных различий между региональной и национальной экономиками [11].

Большой опыт разработки таблиц «затраты-выпуск» имелся у отечественных статистиков и исследователей. В СССР межотраслевые балансы производства и распределения продукции впервые были разработаны по данным за 1959 г. Последняя работа была проведена на базе информации за 1987 г.

После распада Советского Союза наступил длительный перерыв в подготовке ТЗВ. В 2009 г. Правительством России было принято решение о разработке базовых таблиц «затраты — выпуск» за 2011 г. и в дальнейшем их подготовке на ре- гулярной основе 1 раз в 5 лет 1. Размещение ТЗВ на сайте Росстата в 2016 г. стало большим импульсом в проведении межотраслевых исследований [12].

Вместе с тем прямое использование национальных ТЗВ при подготовке региональных таблиц «затраты-выпуск» связано с множеством проблем, включая вопросы оценки межрегиональных потоков продукции, учета деятельности подразделений территориально обособленных предприятий, различий в отраслевой структуре и т. п. В связи с этим большое значение имеет формирование региональных базовых ТЗВ, созданных на базе специальных статистических исследований.

В 2012 г. Правительством Республики Бурятия «в целях повышения качества стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Бурятия на основе статистических данных, создания информационной базы для анализа, формирования статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики» было принято решение о проведении научно-исследовательской работы «Разработка базовых таблиц "затраты-выпуск" для Республики Бурятия» 2 .

Были разработаны региональные таблицы «затраты-выпуск» по Республике Бурятия за 2011 г., сформированные в разрезе 50 видов экономической деятельности по всем крупным и средним предприятиям, а также на основе выборки по субъектам малого предпринимательства [13]. Эти таблицы являются основой информационной базы проведения межотраслевых расчетов. В настоящее время ведется работа по корректировке ТЗВ Республики Бурятия с учетом обновленных данных по региону и показателей таблицы «затраты-выпуск» России за 2016 год, а также переходом к новой редакции ОКВЭД, в соответствии с которой состав видов экономической деятельности увеличился с 17 до 21.

В официальной статистической отчетности можно выделить два показателя загрязнения окружающей среды, представленных по видам экономической деятельности: показатели выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников и показатели сброса сточных вод в поверхностные водоемы. По другим показателям в статистических сборниках приводится агрегированная информация без отраслевой детализации.

Для оценки уровня антропогенного воздействия на окружающую среду с использованием межотраслевой модели предварительно производится расчет удельных показателей загрязнения окружающей среды на единицу валового выпуска по видам экономической деятельности.

Расчет мультипликативных эффектов изменения объемов сброса сточных вод в поверхностные водоемы ( A S ) от изменения элементов региональной конечной продукции ( АУ ) определяется по следующей формуле:

AL = (Е-Л)-1 WAY, (3) где W=(W j ) — диагональная матрица удельных показателей сброса сточных вод в поверхностные водоемы;

W = №

где Q j — объемы сброса сточных вод в поверхностные водоемы (млн м3).

Исходные и расчетные данные по сбросу сточных вод в поверхностные водоемы в Республике Бурятия приведены в табл. 1.

Основная часть сброса сточных вод в поверхностные водоемы (79,7%) производится предприятиями по ВЭД «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха». Следует отметить, что в силу специфики производства электроэнергии преобладают выбросы, осуществляемые Гусиноозерской ГРЭС.

Показатели сброса сточных вод в поверхностные водоемы по Республике Бурятия в 2017 г.

Таблица 1

Вид экономической деятельности

Объемы сброса сточных вод в поверхностные водоемы, млн м3

Удельные показатели сброса сточных вод в поверхностные водоемы, м3/тыс. руб.

Всего

617,4

1,513

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство

4,3

0,209

Добыча полезных ископаемых

7,4

0,290

Обрабатывающие производства

0,0

0,000

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

492,5

15,881

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

22,5

9,039

Строительство

-

0,000

Транспортировка и хранение

89,2

1,936

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

-

0,000

Прочие виды экономической деятельности

1,5

0,009

* Составлено авторами по: Статистический ежегодник. 2019. Статистический сборник / Бурятстат. Улан-Удэ, 2019. С. 49.

Расчет мультипликативных эффектов изменения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности ( ∆L ) от изменения элементов региональной конечной продукции ( ∆Y ) определяется по следующей формуле:

ML = (Е-А)-1 MAY, (4) где M=(M j ) — диагональная матрица удельных показателей выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

Mj =Rj /Xj, где Rj — объемы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников в j-й отрасли (тыс. тонн).

Исходные и расчетные данные по рассматриваемым показателям загрязнения по отраслям экономики Республики Бурятия приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников по Республике Бурятия в 2017 г.*

Вид экономической деятельности

Объемы выбросов загрязняющих веществ, тыс. т

Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ, кг/млн р.

Всего

113,3

277,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство

0,8

38,9

Добыча полезных ископаемых

5,5

215,5

Обрабатывающие производства

12,6

175,4

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

82,0

2 644,1

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

2,2

883,9

Строительство

0,4

11,7

Транспортировка и хранение

0,8

17,4

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

2,8

281,8

Прочие виды экономической деятельности

6,2

37,2

* Составлено авторами по: Статистический ежегодник. 2019. Статистический сборник / Бурятстат. Улан-Удэ, 2019. С. 48.

Подавляющая часть выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (72,3 %) производится предприятиями по ВЭД «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха». По сути, загрязнение в основном осуществляют объекты энергетики Бурятии: Улан-Удэнские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Гусиноозерская ГРЭС. Вместе с тем, как отмечают специалисты регионального Управления Роспотребнадзора, основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Улан-Удэ является разрастающийся частный сектор, состоящий из домов индивидуальной жилищной застройки с автономными угольными мини-котельными и дровяными печами 1 . Это определяет необходимость учитывать в расчетах дополнительное загрязнение воздуха, осуществляемое домашними хозяйствами.

В силу этого вытекает следующий вывод: возможности классической межотраслевой модели по оценке загрязнения окружающей среды ограничены рамками экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (Общероссийским классификатором видов экономической деятельности). Учет загрязняющей деятельности домашних хозяйств возможен в межотраслевой модели суммарных расходов (ММСР), разработанной автором и включающей часть показателей потребительских расходов населения в состав эндогенных параметров [14]. Использование ММСР позволит обеспечить более высокий уровень точности расчетов загрязнения окружающей среды.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00414

Список литературы Формирование информационной базы проведения расчетов по загрязнению окружающей среды с использованием межотраслевой модели

  • Потапов Л. В., Добровенский Ю. П. Проблемы охраны озера Байкал и социально- экономического развития БПТ (эколого-экономический анализ) // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2016. № 3(23). С. 151–158.
  • Тулохонов А. К. О причинах и следствиях новых природоохранных ограничений на Байкальской природной территории // Известия Русского географического общества. 2018. Т. 150. № 5. С. 48–55.
  • Эколого-экономические проблемы и конфликты природопользования в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Республика Бурятия) / А. С. Михеева, Л. Б. Ж. Максанова, Т. И. Абидуева, Т. Б. Бардаханова // География и природные ресурсы. 2016. № S5. С. 210–217.
  • Ботоева Н. Б. Аудит антропогенного загрязнения воздушной среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 9(115). URL: http://www.uecs.ru/ekonomika-prirodopolzovaniyz/item/5076-2018-08-30-13-27-11 (дата об- ращения: 10.01.2021). Текст : электронный.
  • Miller R. E., Blair P. D. Input–Output Analysis: Foundations and Extensions 2nd Ed. New York: Cambridge University Press, 2009. 749 p.
  • Yang, Y., Ingwersen, W., Hawkins, T., Srocka, M. and Meyer, D. (2017) USEEIO: A new and transparent United States environmentally-extended input-output model. Journal of Cleaner Production, Vol. 158, 308–318. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.04.150
  • Wiedmann, T., Wood, R., Minx, J. C., Lenzen, M., Guan, D. and Harris, R. (2010). A carbon footprint time series of the UK: Results from a multi-region input–output model. Economic Systems Research, 22(1). 19–42. https://doi.org/10.1080/09535311003612591
  • Cadarso, M.-A., Monsalve, F. and Arce, G. (2018) Emissions burden shifting in global value chains — winners and losers under multi-regional versus bilateral accounting. Economic Systems Research, 30 (4), 439-461. DOI: 10.1080/09535314.2018.1431768
  • Баранов А. О., Дондоков З. Б.-Д., Слепенкова Ю. М. Построение и использование региональных межотраслевых моделей для анализа и прогнозирования развития экономики регионов // Идеи и идеалы. 2016. № 4, т. 2. С. 66-85. DOI: 10.17212/2075-0862-2016- 4.2-66-85
  • Flegg, A., Mastronardi, L., Romero, C. (2015) Evaluating the FLQ and AFLQ Formulae for Estimating Regional Input Coefficients: Empirical Evidence for the Province of Córdoba, Argentina. Economic Systems Research 28(1), 21-37. DOI: 10.1080/09535314.2015.1103703
  • Többen, J., Kronenberg T. (2015) Construction of Multi-Regional Input–Output Tables Using the Charm Method. Economic Systems Research 27(4), 487–507. DOI: 10.1080/09535314.2015.1091765
  • Широв А. А. Использование таблиц «затраты-выпуск» для обоснования решений в области экономической политики // Проблемы прогнозирования. 2018. № 6(171). С. 12– 25.
  • Межотраслевой анализ экономики Республики Бурятия на основе таблиц «затраты-выпуск» / З. Б.-Д. Дондоков, К. П. Дырхеев, Л. А. Мунаев [и др.] // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 28. С. 55–62.
  • Дондоков З. Б.-Д. Разработка и апробация агрегированной модели суммарных расходов на примере Республики Бурятия // Фундаментальные исследования. 2020. № 2. С. 22–26. DOI: 10.17513/fr.42679
Еще
Статья научная