Формирование исторического сознания: постматериальные ценности и уроки истории. Обзор международной конференции. Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2019 г
Автор: Богданов Сергей Игоревич, Султанов Константин Викторович, Романенко Инна Борисовна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Новости
Статья в выпуске: 3 (52), 2019 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140244698
IDR: 140244698
Текст краткого сообщения Формирование исторического сознания: постматериальные ценности и уроки истории. Обзор международной конференции. Санкт-Петербург, 17-19 апреля 2019 г
Международная конференция «Ребенок в современном мире» проходит ежегодно в РГПУ им. А.И. Герцена, начиная с 1993 года. На состоявшейся конференции «Ребенок в современном мире. Формирование исторического сознания» (апрель, 2019 г., Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена) была актуализирована проблема изучения гуманитарных дисциплин, исторических и историко-ориентированных курсов и спецкурсов на различных этапах образования независимо от специализации и профиля обучения, поскольку это способствуют поэтапной социализации и социальной адаптации молодого человека, помогая ему справиться со многими возрастными проблемами. Изучение данных дисциплин выполняет собственно гуманитарную, «человекосберегающую» функцию, а также формирует гражданскую позицию и стратегическое мышление. Изучение истории способствует формированию у молодого человека ощущения времени, нацеливает на самостоятельный поиск исторической истины. В ходе конференции было обращено внимание на то, что формирование исторического сознания у детей, подростков, представителей молодого поколения происходит на фоне утверждающихся в молодежной среде постматериальных ценностей (высокая самооценка, мобильность, безлимитный доступ к информации, плюрализм мнений, легкость в восприятии нового, ориентация на быстродостижимые цели, клиповое мышление, неуглубленное восприятие текстов и контекстов, слабовыраженный интерес к прошлому и т.п.). Учет данных ценностей становится базовым в создании и реализации образовательных стратегий, в выстраивании отношений с молодыми людьми, оценке социальной, политической и культурной реальности.
В ходе конференции работали секции:
– «Философия человека: метафизика, культурология, коммуникация»;
– «Образовательная среда: постижение социальной и культурно-исторической реальности»;
– «Формирование исторического сознания тинэйджеров»;
– «Формирование исторического сознания в культуротворческой школе»;
– «Образование в Византии: уроки истории»;
– «Ребенок как наследник культурно-исторического опыта»;
– «Отражение истории в современном гуманитарном образовании»;
– «Историко-педагогическая парадигма специального образования»;
– «Семья и школа в образовательном пространстве особого ребенка: традиции и современность»;
– «Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»;
– «Историческое сознание современного школьника: ресурсы, факторы и проблемы формирования»;
– «Музыкальное образование и информационные технологии: история и современность».
С приветственным обращением к участникам конференции выступили ректор РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданов, сопредседатель оргкомитета, проф. К.В. Султанов.
С.И. Богданов отметил: «Подлинно инновационным подходом к обновлению образовательных практик является существенная трансформация проблемного поля современного образования: от обучения, т.е. разнообразных операций по производству, обмену и распределению знаний, к радикальному обновлению самих процедур трансляции знания». И ключевая роль в этом процессе принадлежит гуманитарным технологиям, т.е. способам развития личности. Процессы тотальной реформации в современном российском образовании детерминированы це-
Новости
лым рядом факторов, как мирового, так и национального характера. Важнейшим из них является расширение пространства информационного взаимодействия. Этот процесс в России в последние десятилетия совпал с радикальной ломкой экономических, поли- тических, культурных, нравственно-мировоззренческих ориентиров.
К.В. Султанов обратил внимание на то, что на пути к обществу, основанному на знаниях, традиционные материалистические ценности, обеспечивающие выживание и адаптацию к экономической, социальной, политической и духовной сферам общества уступают свое место ценностям постматериальным, ведущим к максимальному самовыражению и раскрытию творческого потенциала личности (стремление к независимости, свобода выбора, ориентация на максимальную плюральность, качественное образование, саморазвитие, мгновенный доступ к информации из любой точки мира, при этом информация должна быть без каких-либо ограничений и т.д.). Важная проблема российского образования – это слабо формализованный «социальный заказ» на востребованных обществом и государством специалистов. Кроме того, необходимо учитывать появление в современной креативной экономике целого ряда престижных и увлекательных специальностей, научиться которым в академической среде не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих образовательных программ.
А.А. Воскресенский подчеркнул, что благодаря современным медиа практики субъективности оказались в лишенном ценностной
Общество. Среда. Развитие ¹ 3’2019
вертикали пространстве повседневности, при этом в современном мире именно субък-тивность и способность к самопозициониро-ванию зачастую становится тем фактором, который определяет эффективность различного рода вложений и инвестиций. Таким образом, ориентация на гонку потребностей, характерная для общества конца ХХ столетия, сменяется сегодня ориентацией на их самоограничение. Социальный субъект принимает решение и действует исходя из ожиданий той референтной группы, которой он принадлежит. Таким образом, глобальные перемены в жизни российского общества создали уникальные механизмы формирования новых социогрупповых идентификаций сообществ, в силу чего в сознании молодых людей возрастает потребность соотнесения себя с чем-либо, что и приводит к тому, что социологи называют «идентификационный синдром», благодаря которому активизируется процесс социальной идентификации личности.
В.И. Стрельченко в докладе «Достоверность исторического знания как философско-эпистемологическая проблема» уделил внима- нии тому обстоятельству, что распространение принципа «плюрализма мнений» на область оценки условий идентификации достоверного социально-исторического знания обусловило формирование убеждений об ограниченности, эпистемологической нейтральности, о множественности истины, включающей едва ли не целое «семейство» постнеклассических форм (прагматическая, лингвистическая, экзистенциально-герменевтическая и др.). Сложилась парадоксальная ситуация: поскольку классическая концепция истины не отвечает вызовам научного поиска сегодняшнего дня, то и само понятие истины расценивается как не имеющее сколько-нибудь существенного эпистемологического значения. В философии и методологии науки последних десятилетий, понятие истины, ранее определявшее теоретическую и практическую ценность и цели научного познания, – не только крайне редко используется, но и подвергается уничтожающей критике как признак мифологизации, как главное, подлежащее радикальной «деконструкции» препятствие на пути человеческого познания.
Р.В. Светлов коснулся проблемы так называемых «религий нового века», «новых религиозных движений», которые приносят с собой не только новую картину мира, но и принципиально новую картину истории. Отрицание этими движениями традиционной исторической картины мира решительно и порой тотально (хотя именно из нее они берут ряд устраивающих их фактов). За этим стоит инстинктивный и последовательный критицизм всего мировоззренческого продукта традиционной цивилизации: рожденные кризисом эпохи Модерна и несущие в себе родовые черты данного кризиса, новые религиозные движения не рассматривают научные аргументы как равнозначные своему знанию (которое не подлежит проверке-фальсификации). Новое религиозное явление стремится к присвоению трех взаимосвязанных пространств: визуального, ценностного и исторического. Визуальное касается его присутствия в видимом ландшафте современной культуры. Ценностная сторона экспансии – это привнесение в актуальную повестку дня тем, проблем, идей, некоторых языковых выражений, которые свойственны данному движению или группе движений. Наконец, «экспансия в историю» и «экспансия в будущее». Примером ее являются конструкции прошлого тех неоязыческих движений, которые связывают праисторию России либо с древними странствиями избранного племени («Велесова книга»), либо делают ее элементом полуориенталистской космической оперы.
О. Сюч (Будапешт, Венгрия) в докладе «Формирование исторического самосознания в контексте гигиены культуры» отметила, что обосновать необходимость и закономерность возникновения нового направления в общественных науках под названием «гигиена культуры» в рамках современного экологического мышления все легче и легче, особенно с точки зрения темы формирования исторического сознания. Смысл и сущность направления гигиены культуры состоит в стремлении соединить следующие принципы исследования: комплексный научный анализ всех определяющих явлений современности и ценностно ориентированную оценку происходящего.
А.П. Валицкая в докладе «Становление исторического самосознания и чувство времени» остановилась на том, что историческое сознание – это важнейший компонент мировоззрения, обеспечивающий человеку способность адекватно ориентироваться в современности, понимать собственную культурную идентичность, чувствовать свои корни, связь времен и свое место в мире. В условиях смены парадигмы развития, в ситуации цивилизационного кризиса, именно здесь, в историческом самосознании личности и общества, возникает опасность «головокружительной дезориентации», которая ведет к психологическим срывам, онемению или агрессии, депрессивному синдрому нравственной глухоты. Небывалая ранее ситуация: практически любая информация обнаруживается во всемирной паутине Интернета, тиражируется СМИ, живет в обильной бесцензурной публицистической или художественной литературе, в кинематографе и театре. В этой ситуации становится ясно: требуется защитить сознание ребенка от агрессии интерпретаторов и интерпретаций, дать ему устойчивые критерии выбора позиции, научить грамотной и адекватной оценке фактического материала истории.
В докладе И.Б. Романенко «Постматериальные ценности молодежи и формирование исторического сознания» подчеркнула, что историческое сознание связано с формированием ощущения времени и предполагает актуализацию личностного поиска исторической истины («Не поймешь прошлого – не поймешь настоящего»). Момент настоящего характеризуется особенностью понимания прошлого. Попытка обнаружить себя в настоящем формирует запрос в прошлое, т.к. настоящее является кратковременным и исчезающим, а потому нуждается в особом ресурсе. Обращение к истории – это необходимый и достаточный момент поиска ресурса для самоактуализации и развития молодого человека. В настоящем формируется «плацдарм» для устремления и рывка в будущее, которое отнюдь не является открытым. А прошлое открыто (или приоткрыто), но не однозначно и неопределенно, там можно потеряться без каких-либо ориен- тиров, поэтому нужны «попутчики» и учителя. В изучении истории всегда присутствует перспектива. Но там, где она соприкасается с политикой, там она становится опасной для молодого человека с еще только формирующимся историческим сознанием. Защитной силой в данной ситуации является учитель, профессор и в целом система образования.
В докладе Е. Хайнер (Хьюстон, США) отмечалось, что современная подача информация в информативном и культурном пространстве способствует развитию «клипового мышления» у детей. Это связано с интенсивным развитием «клиповой культуры» XXI века. Такая подача формирует восприятие мира, в котором ребенок не способен само-идентифи-цироваться, развиваться как личность и превращается в цифровой «винтик» системы потребления, бездуховной частью видеоигры.
Л. Гриво-Романенко и И. Каледа (Париж, Франция) «Трансляция высоких традиций русской классической, народной и современной музыкальной культуры в Русской консерватории им. А. Скрябина в Париже» остановились в своих выступлениях на том, что преподавание в этой консерватории основано на сочетании использования богатого опыта русской исполнительской школы и различных методов европейских школ. Они также коснулись того, каким образом осуществляется в рамках Русской консерватории на сегодняшний день трансляция высоких традиций русской музыкальной культуры представителям французского, европейского и в целом интернационального сообщества. Ведь известно, что в Париже и особенно в его центре (консерватория расположена в шестнадцатом округе) на сегодняшний день и исторически характерно смешение множества культур, присутствует богатейший мультикультурализм. В консерватории помимо французских граждан обучаются граждане и выходцы из множества стран. Это создает пространство открытой, интересной интернациональной среды.
В работе секции «Образование в Византии: уроки истории» (мод-р к.филос. н., доц. О.Ю. Гончарко) были актуализированы проблемы истории образования в Византии, затронуты содержательные аспекты рецепции византийского образования в культуре Московской Руси XV–XVIII вв. Особое внимание было уделено вопросам истории логического образования в системе византийского просвещения.
В рамках конференции также прошли круглые столы: «Идеология, история, технологии: как формируются постматериальные ценности сегодня?» (мод-р – к.ф.н., доц. А.А. Воскресенский; д.ф.н., проф. Ю.В. Пую); «Социокультурная и мировоззренческая идентичность молодого специалиста и вызовы современности» (мод-р – д.ф.н., проф. И.Б. Романенко).
Новости