Формирование этических норм взаимодействия с природой в младшем школьном возрасте
Автор: Шадаров Б.Г.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Теория и методика обучения гуманитарным дисциплинам
Статья в выпуске: 15, 2009 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена усвоению идей экологической этики младшими школьниками в процессе субъектификации природных объектов. В качестве основного фактора этического освоения природы рассматривается любовь к ней.
Экологическая этика, субъектификация природных объектов, любовь к природе, этическое освоение природы, "золотое правило этики"
Короткий адрес: https://sciup.org/148178727
IDR: 148178727
Текст научной статьи Формирование этических норм взаимодействия с природой в младшем школьном возрасте
Основная причина современного экологического кризиса состоит в том, что в западной цивилизации природа рассматривалась только как источник удовлетворения потребностей человека, этические нормы и правила не распространялись на взаимодействие с миром природы.
Для преодоления экологического кризиса следует изменить самого человека, его экологическое сознание, которое и определяет экологическое поведение личности.
Западное экологическое сознание было антропоцентрическим, человек противопоставлялся природе, а природа рассматривалась как собственность человека и была лишена самоценности. Альтернативное экологическое сознание сложилось как экоцентрическое, высшей ценностью которого должно быть гармоническое развитие человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком [1, c.150].
Одним из реальных путей развития экоцентрического отношения к природе выступает формирование этических норм и правил взаимодействия с природой. Конструирование системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленные на его естественное окружение, является задачей экологической этики.
-
А. Швейцер определяет экологическую этику как «безграничную ответственность за все, что живет» [2, c.25]. Эта безграничная ответственность вызывается чувством благоговения перед «таинственной волей к жизни, проявляющейся во всем». Познание мира, говорит он, «заставляет меня мыслить и удивляться и ведет меня к высотам благоговения перед жизнью» [2, c. 540]. Добро, по определению А. Швейцера, – это то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло – это то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Он считает, что человек поистине нравственен только тогда, когда повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред.
Благоговение перед жизнью не позволяет человеку пренебрегать интересами мира, оно заставляет его желать всеми силами души всех видов прогресса, на которые способны человек и человечество, заставляет постоянно стремиться к развитию культуры. В этом и состоит культуротворящая энергия этики благоговения перед жизнью.
Безграничную ответственность за все живое можно воспитать через чувство любви к природе. Когда мы говорим об этой ответственности, то имеем в виду тот нравственный долг, который лежит на человеке как на существе, наделенном разумом. Несмотря на дискуссионность вопроса о равноценности всего живого, «начиная со ступени человека, долг существа по отношению к нижестоящим возрастает по мере восхождения его по дальнейшим ступеням» [3, c.99].
Этика начинается с взаимодействия между людьми, именно на отношении человека к другим людям основано усвоение этических норм и правил. «Золотое правило этики» – относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе – усваивается в школе в различных формах и проекциях: «Не обижай других, если хочешь, чтобы с тобой были вежливы», «Помогай другим, если хочешь, чтобы тебе помогали», «Слушай других, если хочешь, чтобы тебя слушали». Распространение этических норм и правил на природные объекты основано на формировании основных представлений о взаимосвязи человека и природы, на развитии ценностного сознания детей, которое в основном регулирует их дальнейшее ценностное поведение. Необходимо опираться на зависимость человека от природы, на отражение личностью взаимосвязи своих потребностей с объектами и явлениями мира, на развитие субъективного отношения к природе.
Именно поэтому особое значение имеет субъектификация природных объектов.
Возможность субъективного восприятия природных объектов заложена в самом процессе психического отношения. Под субъектификацией понимается процесс и результат наделения природного объекта субъективностью, свойствами, качествами и функциями субъекта, а также атрибуция субъективности. Мы будем рассматривать данное понятие как процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфические субъективные функции: обеспечивать воспринимающему переживание собственной личностной динамики, выступать опосредствующим элементом при построении своих отношений с миром, открываться как субъект совместной деятельности и общения.
Субъектификацию природного объекта можно выразить следующим образом: сначала характер взаимодействия с ним был субъект-объектным (S → O), затем он преобразовывается в субъектносубъектный (S → S o ), где S o – субъективизированный природный объект. При субъектификации становится возможным общение с природой, природный объект может существенно влиять на взаимодействующего с ним человека.
Из различных вариантов такого влияния выделим следующие:
-
1. Субъективизированный природный объект становится опосредствующим элементом при взаимодействии человека с другими объектами: S → So → O. Природный объект выступает в роли ре-феретного лица для человека (значимого другого). Этот вариант возможен скорее при субъектифика-ции животных.
-
2. Природный объект может служить референтным лицом при восприятии других людей: S1 → S0 → S2. Например, хозяин хорошо относится к тем, к кому хорошо отнеслась его собака.
-
3. Природный объект может выступать как опосредствующий элемент во взаимодействии двух субъектов: S 1 ← S o → S 2 . Например, любовь к Байкалу может сблизить двух людей.
-
4. Природный объект может выступать как опосредствующий элемент при диалоге человека с самим собой: S^^ S o . Такую роль может играть, например озеро Байкал.
В работе с младшими школьниками мы провели эксперимент по субъектификации озера Байкал. Для воспитания любви к Байкалу необходимо основываться на нравственности, а не на принуждении, здесь неуместен расчет или внешнее воздействие в виде тех или иных распоряжений. Вполне возможно воспитать у детей благоговение перед Байкалом при использовании уроков чтения, окружающего мира, математики, музыки, изобразительного искусства, осуществляя междисциплинарную интеграцию на экологическом каркасе, посвященном Байкалу, и добиваясь субъектификации. Для этого был изучен экологический мир ребенка, существующее субъективное отношение к природе, психологическое содержание основных параметров этого субъективного отношения к природным объектам, которые могут стать значимыми другими при субъектификации такого природного объекта, как озеро Байкал. Было выяснено, в каких природных объектах и явлениях, составляющих содержание понятия «Байкал», запечатлены потребности ребенка, насколько значимыми они являются для него, а также насколько осознана его привязанность к данным объектам (флоре и фауне Байкала, природным явлениям на озере). Важное значение придается параметру эмоциональности – показателю «эмоциональной насыщенности» субъективного отношения к Байкалу, того, насколько данное отношение контролируемо и управляемо.
Для самоопределения личности учащихся к Байкалу имела значение их деятельность по разработке «Байкальской этики», отраженной в десяти заповедях отношения к озеру.
Анализ отношения к Байкалу по модифицированной методике диагностики субъектификации природных объектов (СПО) [1, c.263] показал, что Байкал наделен способностью обеспечивать переживание собственной личностной динамики детьми, выступать опосредствующим элементом при построении своего отношения с миром, открываться как субъект общения.
Учитывая, что для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектнонепрагматический тип субъектного отношения к природе, мы опирались на интерес детей к миру природы (познавательная сфера), отсутствие прагматического отношения к ней, субъектное восприятие мира природы младшими школьниками (природные объекты обладают собственной самоценностью). Это выразилось в личностно-ориентированном подходе к обучению, диалогическом взаимодействии педагогов и учащихся, в межпредметной интеграции учебного материала для обеспечения целостного восприятия окружающего мира.