Формирование этнокультурного облика Югры (на примере Сургутского региона)
Автор: Авимская Марина Аскольдовна
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: История
Статья в выпуске: 1 (17), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается как в процессе освоения Западной Сибири изменялся социальный и этнический состав населения (на примере Сургутского региона).
Этнокультура, регион, традиции, народ
Короткий адрес: https://sciup.org/14720675
IDR: 14720675
Текст научной статьи Формирование этнокультурного облика Югры (на примере Сургутского региона)
Вот уже более 400 лет длится миграция в Западную Сибирь. Причины этого явления понятны: потребность государства Российского в расширении границ за счет присоединения экономически привлекательных территорий. При общей организованности процесса миграционные потоки были неравномерными по численности и интенсивности. По мере освоения сибирских регионов изменялся социальный и этнический состав населения.
Процесс переселения в Западную Сибирь людей разных культур и разного этнического происхождения можно условно разделить на ряд этапов.
Первый этап начался со второй половины XVI в., когда на новые земли были направ- лены казаки и служилые люди, которые участвовали в строительстве сибирских городов и острогов. Уже с того времени регулярно происходило самовольное переселение русских, украинских крестьян, а также представителей других народов Московского государства. После отмены крепостного права в 1861 г. и выхода закона 1889 г. в ходе целенаправленной переселенческой политики Российского государства представители разных народов царской России переселялись в Западную Сибирь и участвовали в ее сельскохозяйственном освоении.
Примерно в это же время сибирский край заселяется представителями разных национальностей (украинская, польская, немецкая, еврейская и др.), но уже в большей степени по политическим мотивам. Основная часть ссыльных была размещена в деревнях Западной Сибири на казенных землях. Эту категорию в документах часто именовали переселенцами или водворенцами. В Тобольской губернии переселенцы разных национальностей оказались на водворении в Тарском, Омском, Ишимском, Тобольском, Тюменском, Березовском и Сургутском округах [1]. Помимо водворения, во второй половине XIX в. политические ссыльные были направлены на жительство в города Западной Сибири, что значительно упрощало надзор за ними [5, с. 57]. В силу этих обстоятельств в городах складывались компактные колонии политических ссыльных из разных национальных территорий Российской империи. Из «Именных списков» сосланных в Тобольскую губернию в 1860–1870-х гг. следует, что основная их масса была размещена в Кургане, Омске, Тюмени, Таре, Ялуторовске и Сургуте [2]. Очевидно, что к концу этого этапа переселенцы, ссыльные многонациональной империи формировали основные сословные группы нового сибирского населения – крестьянства, мещан, купечества. Большой вклад в развитие региона на протяжении первого периода внесла религиозная и просветительская деятельность представителей Русской православной церкви.
Второй этап связан с проведением Столыпинской аграрной реформы в 1906– 1911 гг. На этом этапе для освоения сибирских земель из центральных районов страны, Украины, Поволжья добровольно переселяются малоземельные крестьяне и середняки, принудительно переселяются крестьяне, участвовавшие в революции 1905–1907 гг. Возобновляется и приток в Западную Сибирь политических ссыльных [8, с. 80]. Почти все ссыльные этого периода смогли приспособиться к новым условиям жизни. Сургутский исправник И. Пирожников предпочитал не портить отношения со ссыльными, благодаря чему они занимались охотой, рыболовством, сбором кедровых орехов, и даже бывали случаи продолжительных отлучек в поисках заработка [8, с. 106].
Третий этап переселения в Западную Сибирь связан с проведением в СССР принудительной коллективизации (с 1927 г.) и социально-политической ссылкой в Запад- ную Сибирь и на Дальний Восток. Численность представителей разных культур и разного этнического происхождения на этом этапе пополнялась за счет принудительно выселяемых «кулаков» и подвергшихся этнической ссылке (1920–1940-е гг.) в большей степени из Польши и Западной Украины.
Четвертый этап – период Великой Отечественной войны. На территорию Западной Сибири была эвакуирована часть предприятий из прифронтовых районов страны. Вместе с предприятиями эвакуирована и часть рабочих, служащих – представителей самых разных национальностей и народностей СССР. Все они вместе участвовали в производстве сельскохозяйственной и промышленной продукции для обеспечения обороноспособности страны. Многие из них после окончания войны так и остались жить на земле сибирской, пополняя ее этнический облик. В ходе войны и после нее на территорию Западной Сибири депортировались те украинцы, белорусы, поляки, немцы, представители Северного Кавказа, которые, по мнению правительства страны, могли противостоять Красной армии [6, с. 46].
Пятый этап переселения приходится на вторую половину ХХ и начало ХХI в. Именно на этом этапе идет активное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Начало промышленного освоения северных нефтегазодобывающих районов Тюменской области привело к резкому повышению темпов роста населения, преимущественно за счет механического прироста. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), численность населения которого за 30 лет (с 1959 по 1989 г.) увеличилась на 1 114 тыс. чел., т. е. почти в девять раз [7, с. 190–195].
С этого времени Западная Сибирь окончательно перестала восприниматься только местом отбытия наказания, а рассматривалась в качестве богатейшего природными ресурсами края, которые необходимо максимально использовать в интересах всех субъектов Советского Союза. При таком взгляде на Сибирь государственные власти, общественность всех многонациональных республик страны приложили немало усилий для ее экономического развития, регулярно посылая туда рабочую силу и материальные средства.
Распад СССР, обретение независимости союзных республик определили существенные изменения миграционных процессов между ними: проявилась тенденция возвращения представителей разных национальностей на родину, уменьшилось число переселенцев в ХМАО и Западную Сибирь в целом. Динамику данного процесса и национальный состав населения округа можно проследить по данным переписей населения в таблице [11].
На сегодняшний день на территории округа проживают представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп. По данным переписи 2010 г., в национальном составе населения округа преобладают: русские, украинцы, татары, башкиры. Ханты-Мансийский автономный округ является исторической родиной коренного (аборигенного) населения, которое представлено тремя небольшими по
Если вести речь о г. Сургуте, то можно говорить, что трудовая миграция явилась основным фактором формирования многонациональной структуры населения города. В течение последних 20 лет общество интернациональных трудовых коллективов трансформировалось в общество индивидов, имеющих этническое самосознание и самобытность. Каждая группа, попадая в инородную среду, стремится воспроизвести вокруг себя те условия, в которых она проживала ранее, в которых люди чувствуют себя комфортно и уверенно [9, с. 3–4]. Становится очевидным, что каждая группа, вливаясь в уже сложившуюся социокультурную среду, привносит свои традиции, религиозные убеждения и культурные запросы.
Сургут и в настоящее время является экономически привлекательным для иммигрантов как из менее благополучных территорий РФ, так и из стран – бывших союзных республик. Этот факт оказывает огромное влияние на этнокультурную и в целом социальную сферу жизнедеятельности города. Например, в Сургуте сложились достаточно устойчивые национальные общественные структуры в виде трех десятков национально-культурных автономий и иных общественных объединений:
-
1. Региональная общественная организация «Общество русской культуры»;
-
2. Общественная организация немцев Ханты-Мансийского автономного округа «Возрождение – Видергебурт»;
-
3. Общественное объединение «Национально-культурная автономия немцев Сургутского района»;
-
4. Общественное объединение «Национально-культурная автономия представителей республики Дагестан в городе Сургуте»;
-
5. Общественное объединение «Национально-культурная автономия азербайджанцев города Сургута “Бирлик”»;
-
6. Общественное объединение «Национально-культурная автономия азербайджанцев ХМАО-Югры»;
-
7. Общественное объединение «Национально-культурная автономия татар города Сургута»;
-
8. Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия татар Ханты-Мансийского автономного округа»;
-
9. Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия “Белорусы Югры”»;
-
10. Городская общественная организация «Культурно-просветительское общество “Батьковщина”»;
-
11. Сургутское городское отделение общественной организации «Спасение Югры»;
-
12. Общественная организация «Национально-культурное общество езидов» города Сургута;
-
13. Общественная организация города Сургута «Армянский национальнокультурный центр “Арарат”»;
-
14. Городская общественная организация «Национально-культурный центр “Вайнах”»;
-
15. Общественная организация города Сургута «Башкирский Национальнокультурный центр “Курай”»;
-
16. Общественная организация «Национально-культурная автономия “Украинская родня”» города Сургута;
-
17. Общественная организация «Культурно-просветительское общество “Укра-инська Родына”»;
-
18. Автономная некоммерческая организация «Украинский культурный центр»;
-
19. Некоммерческая организация «Украинский благотворительный фонд “Довира”»;
-
20. Региональная национально-культурная автономия «Украинцы Югры»;
-
21. Некоммерческая организация Фонд «Еврейский общинно-благотворительный центр “Мицва”»;
-
22. Ханты-Мансийская окружная общественная организация «Национальнокультурный центр “Киргизия-Север”»;
-
23. Региональная общественная организация «Узбекский национально-культурный центр “Узбекская диаспора”»;
-
24. Общественное объединение «Казахская национально-культурная автономия города Сургута “Атамекен”»;
-
25. Городская общественная организация «Сургутское Болгарское землячество “Святой Климент Охридский”»;
-
26. Общественная организация «Молдавское общество»;
-
27. Общественная организация «Таджикский национальный культурный центр “Ва-тан”»;
-
28. Общественная организация «Чувашский национально-культурный центр города Сургута “Туслах”»;
-
29. Сургутское отделение общественной организации «Марий ушем»;
-
30. Региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр “Мастор-Ава”» [4].
Администрация города Сургута систематически проводит мероприятия, содействующие гармонизации межэтнических отношений, к которым можно отнести регулярные встречи главы города с руководителями национальных общественных объединений, цикл телепередач, рассказывающих о различных культурах и жизни их представителей, конкурс на гранты администрации города в области гармонизации межэтнических отношений [3].
Особо хочется отметить добрую культурную традицию Сургута – фестиваль национальных культур «Соцветие», который в течение двух десятков лет организуется силами национально-культурных обществ и автономий при поддержке администрации и предприятий города. Этот фестиваль, проводимый на территории историко-культурного центра «Старый Сургут», стал поистине праздником единения всех народов, населяющих сургутский регион, позволяет каждому ощутить себя частью большой семьи под названием Сургут и гражданином России. В качестве подарка родному городу каждое этническое общество показывает, какой вклад оно внесло в социокультурную среду города.
Традиционными элементами фестиваля были и остались этнические площадки, на которых общественные объединения знакомят гостей праздника с особенностями национальных жилищ и ремесел, костюмов и музыки. Например, с 2009 г. к имеющимся общественным объединениям города, представляющим разные этнические группы, впервые присоединился Мордовский культурный центр «Мастор-Ава», созданный силами активистов – представителей мордовской диаспоры Тюменской области. Параллельно с фестивалем национальных культур «Соцветие» состоялись Дни мордовской культуры, посвященные празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Идея проведения такого мероприятия, организованного администрацией Главы Республики Мордовия, Правительством РМ, была поддержана администрацией г. Сургута. Большое воздействие в проведении также оказало мордовское культурное общество «Мастор-Ава» [3; 10, с. 227–228].
Общественниками, помимо основной задачи – сохранения культуры своего народа, осуществляются юридическое консультирование, перевод документов с национальных языков, организация изучения национальных языков и летнего отдыха детей, поддержка малоимущих семей, детей-сирот, пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны, реализуются мероприятия в области профилактики наркомании [3]. Под эгидой общественных организаций в течении ряда лет в г. Сургуте и его районе проводятся спортивные турниры при содействии комитета по физической культуре и спорту, Департамента культуры, молодежной политики и спорта ХМАО. Очевидно, что обеспечение благополучия и стабильности развития современной России в целом и территории Сургутского региона в частности зависит от многих составляющих: духовно-нравственного состояния общества, достижения межэтнического согласия, являющегося непременным условием социальной безопасности населения, решения целого блока проблем социально незащищенных категорий общества. Все это – важнейшие государственные задачи.
Таким образом, на современном этапе развития общества большое значение приобретает фактор многоэтнического состава Российской Федерации и обусловленное этим многообразие культур. Вместе с тем растет понимание того, что культурное разнообразие и взаимопроникновение культур является ресурсом развития не только общественных отношений, духовно-нравственной сферы, но и экономики.
Список литературы Формирование этнокультурного облика Югры (на примере Сургутского региона)
- Государственное Управление Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске)//Ф. 152, Оп. 6. Д. 767. Л. 83-90.
- ГУТО ГА в г. Тобольске//Ф. 152, Оп. 6. Д. 599. Л. 8-18, 39-74, 76-113, 125-133, 154-167, 221-229, 230-235 об; Д. 764. Л. 4-7 об, 8-23 об, 83-90.
- Личный архив автора//Интервью с Председателем мордовского культурного общества «Мастор-Ава» в г. Сургуте Г. С. Наркаевым (от 24 марта 2012 г., аудиозапись).
- Официальный сайт Администрации города Сургута [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.admsurgut.ru/predp.php?ttop=120156>. -Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2012).
- Пяткова С. Г. Проблема адаптации польских ссыльных Западной Сибири (вторая половина XIX в.)/С. Г. Пяткова//Динамика миграции населения и проблемы современного развития Западной Сибири: Сб. тез. докл. регион. науч.-практ. конф. -Сургут, 2002.
- Серазетдинов Б. У. Сталинские времена. Ссылка/Б. У. Серазетдинов//Югра, 2003. -№ 9-10.
- Тюменская область в цифрах: Юбилейный стат. сб. -Тюмень, 1994.
- Фонды МУК «Сургутский краеведческий музей»//(СКМ КП). -№ 8357/26.
- Черняк Я. С. Опыт формирования системы этнокультурного развития муниципального образования «Городской округ город Сургут»/Я. С. Черняк, Т. Д. Гуренкова//Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, западная Сибирь, Югра). Мат-лы Всерос. науч-практ. конф. -Сургут, 2007.
- Щанкина Р. Дни мордовской культуры в Сургуте/Р. Щанкина//Любимая Русь и мордва. -Саранск, 2009.
- Югра многоликая (информационно-просветительский портал ХМАО-Югры). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/15/8588/>. -Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2012).