Формирование культур-центричного образа России методом метафорического фрейминга
Автор: Горина Татьяна Сергеевна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Конструирование образа России в общественно-политическом дискурсе
Статья в выпуске: 1 т.20, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализированы возможности применения метафорического фрейминга при конструировании культур-центричного образа России. В качестве методологической основы использован подход создателей теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, согласно которому метафора является фундаментальным механизмом мышления и позволяет понять, структурировать более сложную абстрактную сферу-мишень в терминах более конкретной, знакомой, доступной для чувственного восприятия сферы-источника. Метафоры выполняют функции фрейминга: они устанавливают рамки и границы понимания мира; концентрируют внимание на поставленной проблеме; оказывают влияние на отношение реципиента к явлениям, персоналиям, событиям, подчеркивая одни и одновременно скрывая другие черты сферы-мишени. В связи с этим, руководствуясь методом метафорического фрейминга, возможно выделить определенные аспекты российской действительности, сделав их существенными, в том числе привлекательными или отталкивающими, компонентами образа России, а также замаскировать иные параметры, формируя таким образом позитивное или негативное восприятие нашей страны. Отмечается, что, хотя образ России внутри страны и за ее пределами часто формируется посредством обращения к политическому положению, экономической обстановке, его негативные аспекты практически не влияют на отношение к культуре России, развитие которой воспринимается как процесс, происходящий вопреки сложившейся ситуации. Культурный компонент в образе России в настоящее время выражен слабо, однако результаты исследований демонстрируют высокий потенциал его использования при конструировании образа страны, в том числе методом метафорического фрейминга. Создание культур-центричного образа России возможно при помощи широкого спектра метафор, среди которых «Россия - родник», «Россия - семья» и «Россия - книга». Сделан вывод о том, что метафоры, ориентированные на культуру России, будут способствовать изменению сложившихся о стране негативных стереотипов, формированию современного, устойчивого, понятного как внутри России, так и за ее пределами положительного образа, подчеркнут открытость страны к взаимодействию с другими народами, заинтересованность в сотрудничестве с ними.
Метафора, образ России, фрейминг, культура, конструирование образа России
Короткий адрес: https://sciup.org/149131939
IDR: 149131939 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.7
Текст научной статьи Формирование культур-центричного образа России методом метафорического фрейминга
DOI:
Цитирование. Горина Т. С. Формирование культур-центричного образа России методом метафорического фрейминга // Logos et Praxis. – 2021. – Т. 20, № 1. – С. 58–64. – DOI:
Несмотря на многолетнюю историю международных отношений, включающую взаимодействие по вопросам поддержания мира и безопасности, укрепления демократических институтов, защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, Россия по-прежнему воспринимается во многих государствах как загадочная, непредсказуемая и чужеродная страна. Стремление России упрочить свои позиции на мировой арене путем развития межнационального диалога и сотрудничества обусловливает важность задачи формирования ее современного, понятного и привлекательного образа. Высокий авторитет России в сфере культуры и искусства, где, в отличие от политики, ее репутация не обременена отрицательными стереотипами, в сочетании с желанием усилить и расширить влияние российской культуры, имеющей богатые традиции и динамично развивающейся в настоящее время, актуализирует конструирование куль-тур-центричного образа России, в том числе при помощи метафорического фрейминга.
Создатели теории концептуальной метафоры Дж. Лакофф и М. Джонсон изменили традиционные представления о метафоре как стилистическом средстве, предложив рассматривать ее как фундаментальный механизм мышления, «способ постижения одной вещи в терминах другой» [Лакофф, Джонсон 2004, 62]. Метафора выражает, фиксирует связи между иногда очень различными концептуальными сферами. Благодаря метафоре более сложная абстрактная сфера-мишень структурируется и понимается в терминах более конкретной, знакомой, доступной для чувственного восприятия сферы-источника.
Метафоры выполняют функции фреймин-га, обозначенные Р. Энтманом: «выбор и выделение некоторых аспектов событий или проблем и установление связей между ними для продвижения конкретной интерпретации, оценки и/или решения» [Entman 2004, 5]. Они помогают людям понять мир, задавая рамки, границы такого понимания, обращают внимание на поставленную проблему, формируя отношение реципиента к явлениям, персоналиям, фактам, подчеркивая одни и одновременно скрывая другие черты сферы-мишени. В связи с этим при помощи метафорического фрейминга возможно выделить определенные аспекты российской действительности, сделав их существенными, значимыми, в том числе привлекательными или отталкивающими, компонентами образа России, а также замаскировать другие параметры, формируя таким образом позитивное или негативное восприятие нашей страны.
Вопросы, касающиеся образа России, неоднократно рассматривались в научной литературе. Однако его культурная составляющая как объекта метафорического фреймин-га исследуется редко, хотя именно она соответствует представлениям, согласно которым «в современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидиру- ющее положение нашей страны в мире» [Указ Президента от 24.12.2014 № 808… web]. О целесообразности обращения к культуре свидетельствуют активное участие музеев в различных проектах для «создания образа России как невероятной, многосложной, богатейшей культурной цивилизации» [Зельфира Тре-гулова… web]; пресс-туры по России, организуемые для журналистов и блогеров из разных государств для того, чтобы познакомить их с современной российской культурой и сформировать положительное отношение к нашей стране [Образ России web].
Значительное воздействие на восприятие России оказывает степень информированности о ней представителей различных социальных групп. Так, если образ России в обыденном сознании граждан Германии является негативным, то немецкая научная интеллигенция относится к ней с уважением [Дейнека, Медяник 2020]. Образ нашей страны, сформированный в сознании иностранных студентов, обучающихся в России, в целом положительный, отличается от негативного стереотипного образа, транслируемого некоторыми зарубежными СМИ, и даже более позитивный, чем сложившийся у российских студентов [Дейнека, Кузнецова 2020]. Каналами формирования образа России выступают телевидение, интернет, образовательные учреждения, СМИ, книги, фильмы, семья, родственники, общение с россиянами, личный визит в РФ и т. п.
Несмотря на низкую осведомленность граждан других государств о России, во многих странах существует высокий запрос на знакомство с ее культурой. «Русская культура», согласно данным 2017 г., интересна 43 % жителей Республики Корея и ассоциируется в первую очередь (35 % респондентов) с искусством (балет / танец, литература, писатели, музыка, кукла), особое внимание привлекают архитектура и кухня [Баскакова, Чой Ву Ик web]. На вопрос о том, что граждане Турции хотели бы перенять из культуры России, опрошенные Е.В. Бахревским турецкие эксперты (39 чел.) чаще всего отвечали «высокая культура» (также ими отмечались искусство, литература, музыка, образование, наука, балет) [Бахревский web]. Россияне относят историю, культуру, язык к сильным сторонам нашей страны, больше всего они гордятся историей [Селезнева, Палитай 2019]. Явления культуры не выступают ключевыми компонентами, вокруг которых у российских студентов формируется представление о Родине, однако, когда они испытывают за нее гордость, предметом последней чаще всего становится культура [Малышева, Стефаненко, Тихо-мандрицкая 2012]. Хотя культурный компонент в образе России пока выражен слабо, результаты исследований демонстрируют высокий потенциал его использования при формировании образа страны, одним из инструментов которого выступает метафорический фрейминг.
Можно выделить несколько основных концептуальных моделей метафоризации: пространственную, натуралистическую, социальную и артефактную [Балашова 2014; Балашова 2017; Балашова 2020]. Первая предполагает репрезентацию непредметного мира через пространственную систему координат. В рамках второй модели происходит осмысление непредметной сферы через обращение к физическим особенностям неживых и живых объектов, «через восприятие мира органами чувств и оценку внешнего мира с точки зрения благоприятных или неблагоприятных для жизнедеятельности человека условий» [Балашова 2014, 80]. Она включает в качестве наиболее распространенных и продуктивных антропоморфную, зооморфную, флористическую модели. Социальная модель «объединяет метафоры, репрезентирующие непредметный мир как определенную социальную модель, связанную с жизнью человека в обществе, различными типами его хозяйственной, созидательной, общественной и культурной деятельности» [Балашова 2014, 80]. В ее состав входят, например, социально-иерархическая, экономическая, военная, состязательная (спортивная) модели. Согласно артефак-тной модели непредметный мир ассоциируется с созданными и используемыми человеком объектами (механизмами, агрегатами, инструментами, зданиями, пищей и т. п.).
Образ России внутри страны и за ее пределами часто создается через обращение к политической ситуации (коррупция, особенности формы правления, судебной системы, отношения с другими государствами и т. п.), ее экономическому положению (динамика ВВП, платежный баланс, бюджетная политика и др.). Малая информированность о России в некоторых случаях компенсируется использованием популярных, часто повторяющихся метафор, отражающих мифы, стереотипы и формирующих крайне расплывчатый и противоречивый образ нашей страны.
Такими являются, например, зооморфные метафоры. Россия, как правило, ассоциируется с диким животным: медведем, змеей, ежом, орлом. Метафора «Россия – еж» обращает внимание на агрессивную внешнюю политику страны, которая защищает свои интересы, территорию, существует обособленно, может объединяться с другими государствами, однако есть пределы такого сближения, преодоление которых опасно негативным воздействием РФ на партнера [Солопова, Будаев, Бойко 2020]. Образ нашей страны, формируемый метафорой «Россия – медведь», не столь однозначный. Такое отождествление дает основание для ассоциации России со злом и опасностью, так как медведь – животное крупное, неуклюжее, страшное, сердитое, свирепое, страдающее, на него трудно охотиться, его сложно приручить. При этом данная метафора подчеркивает силу духа русского народа, авторитет и мощь страны, ведь медведь может быть улыбчивым, белым, пушистым, гордым, смелым, готов постоять за себя, дать отпор неприятелю. Примечательно, что негативные аспекты политического, экономического образа России практически не влияют на отношение к ее культуре, развитие которой воспринимается как процесс, происходящий вопреки сложившейся ситуации.
Формирование культур-центричного образа России возможно при помощи широкого спектра метафор, среди которых «Россия – родник», «Россия – семья» и «Россия – книга».
Родник – это «естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой на дне континентальных водоемов и водотоков… морей» [Трёшников (ред.) 1988, 117], «водяной источник, текущий из глубины земли, ключ» [Ожегов 2014, 549]. Пространственная метафора «Россия – родник» соответствует закрепившемуся в сознании россиян и граждан других государств обращению к прошлому при восприятии России и показывает связь прошлого с современной российской действительностью. Метафора также обращает внимание на уникальность, самобытность культуры России, отмечает, что она выступает в качестве консолидирующего начала российского общества. При помощи данной метафоры может быть создан образ нашей страны как центра истории и культуры мирового значения.
Частота ассоциаций России с именами писателей, поэтов, литературными произведениями делает эффективной и узнаваемой ар-тефактную метафору «Россия – книга», подчеркивающую ценность, авторитет, сложность и разнообразие культуры России, уникальность ее создателей, привлекающую внимание к русскому языку, способам его изучения. Такая метафора усиливает позитивную составляющую образа России, формируя представление о ней, как о стране, в которой происходят интересные события, разворачивается насыщенная культурная жизнь, созданы условия для того, чтобы заниматься творчеством, проявлять свой талант, достигать поставленных целей.
Различные трактовки понятия «семья» – «группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе», «группа людей, сплоченных общей деятельностью, интересами, дружбой» [Кузнецов (ред.) 2000, 1175] – позволяют указать на культурное своеобразие нашей страны, взаимодействие, взаимовлияние ее многочисленных народов, возможность продуктивного сотрудничества с носителями различных ценностей путем применения социальной метафоры «Россия – семья». Она также подчеркивает значимость накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта, вызывает интерес к культуре современной России.
Метафоры, ориентированные на культуру России, будут способствовать изменению сложившихся о стране негативных стереотипов, формированию современного, устойчивого, понятного внутри России и за ее пределами положительного образа. Использование таких метафор позволит реципиенту не просто быть сторонним наблюдателем происходящего в стране, но и понимать людей, которые в ней живут. Учитывая зависимость восприятия России от имеющихся о ней знаний, возможно повысить эффективность метафорического фрейминга при условии расширения информационного поля, в котором он применяется, в том числе за счет обеспечения максимально полного и быстрого доступа к культуре нашей страны, русскому языку, языкам народов России.
Неоднозначность, противоречивость образа России предоставляют возможность для его успешного изменения в положительную сторону методом метафорического фреймин-га. Распространение, популяризация культуры России как неотъемлемой части мировой культуры позволит создать образ страны, открытой к взаимодействию с другими народами, заинтересованной в сотрудничестве с ними. Превращение историко-культурного наследия России в один из основных ресурсов формирования ее позитивного образа сделает страну привлекательной, интересной как для россиян, так и для граждан других государств.
Список литературы Формирование культур-центричного образа России методом метафорического фрейминга
- Балашова 2014 - Балашова Л.В. Русская метафора: прошлое, настоящее, будущее. М.: Языки славянской культуры, 2014.
- Балашова 2017 - Балашова Л.В. Экономика России в современном политическом дискурсе сквозь призму концептуальной метафоры // Политическая лингвистика. 2017. N° 1 (61). С. 21-30.
- Балашова 2020 - Балашова Л.В. Речевая метафора как способ репрезентации образа России в современных оппозиционных массмедиа // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81). С. 23-38. DOI: https://doi.org/10.26170/pl20-03-02.
- Баскакова, Чой Ву Ик web - Баскакова Ю.М., Чой Ву Ик. Россия и Корея: Образ стран по данным сравнительного исследования // https://book.wciom.ru/ fileadmin/fle/books/rus_kor2018.pdf.
- Бахревский web - Бахревский Е.В. Современный образ России и русских в Турции [Культурологический журнал. 2018. №№ 1 (31)] // http://cr-joumal.ru/rus/joumals/428.html&j_id=34.
- Дейнека, Кузнецова 2020 - Дейнека О.С., Кузнецова Ю. С. Образ России у иностранных студентов в контексте международного гуманитарного сотрудничества // Ананьевские чтения -2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 8-11 дек. 2020 г.). СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 405-406.
- Дейнека, Медяник 2020 -Дейнека О. С., Медяник С.И. Образ-представление России в обыденном сознании немецких граждан // Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75 -летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 8-11 дек. 2020 г). СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 407-408.
- Зельфира Трегулова... web - Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи [Панельная дискуссия «Русский мир онлайн»] // https://www.youtube.com /watch?v=7wgHL5meIw4&feature=youtu.be.
- Кузнецов (ред.) 2000 - Кузнецов С.А. (ред.). Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000.
- Лакофф, Джонсон 2004 - Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едито-риал УРСС, 2004.
- Малышева, Стефаненко, Тихомандрицкая 2012 -Малышева Н.Г., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А. Образ России в многополярном мире: кросс-культурный анализ // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №№ 1. С. 61-72.
- Образ России web - Образ России // http://amcult.ru/ image-of-russia.
- Ожегов 2014 - Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: АСТ: Мир и образование, 2014.
- Селезнева, Палитай 2019 - Селезнева А.В., Пали-тай И.С. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, .№ 2. С. 123135. DOI: https://doi.org/10.18721/JHSS.10211.
- Солопова, Будаев, Бойко 2020 - Солопова, О.А., Будаев Э.В., Бойко А.В. Метафорический образ будущего России в неинституциональном политическом интернет-дискурсе КНР // Политическая лингвистика. 2020. №> 6 (84). С. 96-107. DOI: https://doi.org/10.26170/pl20-06-10.
- Трёшников (ред.) 1988 - Трёшников А.Ф. (ред.). Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М.: Советская энциклопедия, 1988.
- Указ Президента от 24.12.2014 №> 808... web - Указ Президента РФ от 24.12.2014 №№ 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // http://base.garant.ru/70828330.
- Entman 2004 - Entman R.M. Projections of Power: Framing News, Public Opinion, and US Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press, 2004.