Формирование международного туристского права

Автор: Мельникова Т.В., Скок К.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Современные технологии управления организацией

Статья в выпуске: 2-5 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время, с развитием отечественного и международного туризма, сформировалась особая отрасль - туристское право. Международные отношения в сфере туризма можно рассматривать в качестве самостоятельного предмета правового регулирования. В статье выделены специальные правовые принципы, определяющие специфику международного туристского права, а также основные правовые источники данной отрасли.

Международное туристское право, предмет регулирования, специальные принципы

Короткий адрес: https://sciup.org/140113538

IDR: 140113538

Текст научной статьи Формирование международного туристского права

В современном мире туризм является одним из важнейших направлений деятельности многих государств, международных организаций, напрямую генерируя услуги, товары, иностранную валюту, занятость и инвестиции. В тех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказывает глубокое экономическое и социальное воздействие на национальное развитие. Одновременно туризм является устоявшимся компонентом современных процессов глобализации. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами».

Без   координации усилий государств и иных субъектов международного права дальнейшее развитие туризма невозможно. Поэтому одной из основных задач межгосударственного сотрудничества в этой сфере является международно-правовое регулирование туристских отношений. При этом участие государств в международном регулировании туристской деятельности осуществляется по ряду направлений. Во-первых, посредством заключения межгосударственных соглашений о сотрудничестве в решении проблем, появляющихся в ходе развития туризма; во-вторых, путем присоединения государств к уже действующим международным конвенциям, одобрения резолюций международных организаций, конференций по вопросам международного туризма; в-третьих, путем имплементации основополагающих положений и принципов международных документов в сфере туризма в содержание национального законодательства.

Закономерно возникает вопрос, можно ли в настоящее время говорить о формировании такой отрасли (подотрасли) международного публичного права как «международное туристское право».

Для характеристики любой отрасли международного публичного права значение имеет наличие самостоятельного предмета правового регулирования, специальных принципов, определяющих специфику данной отрасли, а также существование соответствующих правовых источников.

Отношения, на которые воздействует международное право, составляют предмет его правового регулирования. Традиционно предмет правового регулирования, наряду с методами правового регулирования, в общей теории права рассматривается как основание для дифференциации права на самостоятельные подсистемы, отрасли. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, а являются ли межгосударственные отношения в сфере туристской деятельности предметом самостоятельного правового регулирования. Если да, то в достаточной ли мере они обособлены, чтобы рассматривать их в качестве основного критерия выделения соответствующей отрасли права.

Сами международные отношения в сфере туризма являются комплексными. Они складываются из отношений, регулируемых нормами международного публичного права; отношений с участием иностранных юридических лиц, регулируемых нормами международного частного права; отношений, возникающих при туристском обмене, которые не ограничиваются пределами территории одного из их государств-участников и подлежат правовому регулированию на международном уровне.

Как видно, в сфере туризма функционирует необходимая и достаточная совокупность международных правовых источников, различающихся по форме своего закрепления и юридической силе: конвенционные акты общеобязательного свойства; декларации, резолюции, имеющие рекомендательный характер, а также иные акты. Сложившаяся система данных источников вполне эффективно функционирует на универсальном, региональных и двухстороннем уровнях. Уже сам объем этих актов свидетельствует о наличии обширной группы международных туристских отношений, которые потребовали своей правовой регламентации в рамках международного права [2].

Определенное подтверждение данной позиции мы находим в современной литературе, посвященной проблемам международного публичного права и международного туризма. Так, в учебнике международного права под редакцией Ю.В. Колосова и Э.С. Кривчиковой специальный параграф (написан К.Г. Борисовым) посвящен проблемам международно-правового регулирования туризма и туристских услуг. К сожалению, автор не рассматривает соответствующую совокупность международно-правовых актов в качестве источников самостоятельной отрасли международного права. Хотя все основные параметры ее существования, по-существу, им обозначены. Это, в частности, наличие обособленного предмета правового регулирования, системы международноправовых договоров и иных источников международного права, действующих в сфере туризма [3].

В законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм рассматривается как поездки (путешествия) за пределы постоянного места жительства. В связи с этим особое значение приобретает понятие обычной среды, которое в определении, данном в российском законе, сводится, в сущности, к постоянному месту жительства. В то же время в документах ВТО кроме критерия расстояния от места жительства вводится критерий частоты посещения. В связи с этим к числу посетителей по данному критерию относят всех, кто совершает временные поездки с постоянного места жительства. Ведение понятия обычной среды, с определением ее по критерию расстояния и/или частоты поездки внесет определенность в понимание содержания туризма и точность в количественные оценки его масштабов.

Наряду с основными принципами международного публичного права, обладающими высшей юридической силой и определяющими его архитектуру, большое значение для разрешения коллизионных проблем в рамках отдельных сфер правового регулирования имеют отраслевые принципы. Выделенные нами принципы международного туристского права, следуют относить к разряду отраслевых принципов. Базируясь на основных принципах международного права, они имеют приоритетное значение по отношению к иным нормам соответствующей отрасли международного права. Следовательно, принципы международного туристского права обладают верховенством, т.е. большей юридической силой по отношению ко всем договорным нормам, действующим в сфере туризма, и нормам, содержащимся в декларациях и резолюциях международных туристских организаций и конференций. В рамках соответствующих механизмов разрешаются также коллизии между договорами и правовыми обычаями – основными источниками международного туристского права. В случае коллизий между ними и вторичными источниками (резолюции и решения межправительственных туристских организаций), а также вспомогательными источниками (судебные решения, доктрина, односторонние заявления государств, принятые в соответствии с международным правом), предпочтение отдается договору или обычаю [11].

Список литературы Формирование международного туристского права

  • Тутинас В.А., Тутинас Е.В. Основные этапы развития и современное состояние системы международно-правовых актов в сфере туризма//Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы развития российской правовой системы». Сочи: РИО СГУТиКД, 2009. С. 222-239.
  • Международное право: учеб./Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Междунар. Отношения, Юрайт-Издат, 2007. С. 776-782.
  • Тутинас В.А., Тутинас Е.В., Рябцев А.А. Вопросы разрешения международно-правовых коллизий в сфере туризма//Вестник СГУТиКД. 2010. № 1(11). С. 52-54.
Статья научная